Наказание за побег из места лишения свободы
Подборка наиболее важных документов по запросу Наказание за побег из места лишения свободы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)<266> Ответственность за побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи // Прокуратура Оренбургской области (рубрика "Прокурор разъясняет"). URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=78404153 (дата публикации: 25.11.2022).
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)<266> Ответственность за побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи // Прокуратура Оренбургской области (рубрика "Прокурор разъясняет"). URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=78404153 (дата публикации: 25.11.2022).
Статья: О взаимодействии ФСИН России с НЦБ Интерпола МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в сфере международного розыска
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Разыскные подразделения территориальных органов ФСИН осуществляют важную функцию - розыск лиц, скрывшихся от назначенного судами наказания, совершивших побег из мест лишения свободы. С 2016 г. разыскным подразделениям территориальных органов ФСИН России поручено осуществлять розыск осужденных, в отношении которых судом вынесен приговор о назначении наказания в виде лишения свободы в отсутствие подсудимого. Помимо этого, в их компетенции: розыск осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение, а также осужденных, не прибывших в колонию-поселение в установленный в предписании срок; и др. <3>.
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Разыскные подразделения территориальных органов ФСИН осуществляют важную функцию - розыск лиц, скрывшихся от назначенного судами наказания, совершивших побег из мест лишения свободы. С 2016 г. разыскным подразделениям территориальных органов ФСИН России поручено осуществлять розыск осужденных, в отношении которых судом вынесен приговор о назначении наказания в виде лишения свободы в отсутствие подсудимого. Помимо этого, в их компетенции: розыск осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение, а также осужденных, не прибывших в колонию-поселение в установленный в предписании срок; и др. <3>.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении, -
(ред. от 17.11.2025)1. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении, -
Статья: Неисполнение требований судебного акта должником: исторические и современные аспекты
(Белова А.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 3)Широкий перечень норм, обеспечивающих судебные акты от их неисполнения, предусмотрен уголовным законодательством Республики Беларусь. Значительное количество правовых положений обусловлено тем, что законодатель увеличил количество предписаний, регламентирующих уголовную ответственность за уклонение от судебных требований. Так, например, ответственность наступает за побег из мест лишения свободы, уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 413 - 414 УК Республики Беларусь). Также уголовное преследование ждет лиц, уклоняющихся и от иных мер ответственности: ограничение свободы, исправительные работы и другие (ст. 420 - 423.1) <9>. Следует констатировать, что в белорусском законодательстве уклонение от отбывания наказаний признается криминальным поведением, в то время как в РФ данное деяние служит основанием замены всего наказания или его неотбытой части на более суровое. Это позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь законодателем введен более строгий порядок ответственности за неисполнение решений, которые связаны с уголовным наказанием. В общеправовой сфере в данном государстве запрет на неисполнение судебного акта упоминается один раз. Так, согласно УК Республики Беларусь наказуемым является неисполнение должностным лицом судебного акта, который вступил в законную силу, либо любые действия, направленные на воспрепятствование исполнению решения. Отличительными чертами в сравнении с российским законодательством является отсутствие признака злостности, наличие исключительно специального субъекта. Последнее следует расценить в негативном ключе, так как сужается круг субъектов, что дает право иным лицам пользоваться данным пробелом в праве.
(Белова А.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 3)Широкий перечень норм, обеспечивающих судебные акты от их неисполнения, предусмотрен уголовным законодательством Республики Беларусь. Значительное количество правовых положений обусловлено тем, что законодатель увеличил количество предписаний, регламентирующих уголовную ответственность за уклонение от судебных требований. Так, например, ответственность наступает за побег из мест лишения свободы, уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 413 - 414 УК Республики Беларусь). Также уголовное преследование ждет лиц, уклоняющихся и от иных мер ответственности: ограничение свободы, исправительные работы и другие (ст. 420 - 423.1) <9>. Следует констатировать, что в белорусском законодательстве уклонение от отбывания наказаний признается криминальным поведением, в то время как в РФ данное деяние служит основанием замены всего наказания или его неотбытой части на более суровое. Это позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь законодателем введен более строгий порядок ответственности за неисполнение решений, которые связаны с уголовным наказанием. В общеправовой сфере в данном государстве запрет на неисполнение судебного акта упоминается один раз. Так, согласно УК Республики Беларусь наказуемым является неисполнение должностным лицом судебного акта, который вступил в законную силу, либо любые действия, направленные на воспрепятствование исполнению решения. Отличительными чертами в сравнении с российским законодательством является отсутствие признака злостности, наличие исключительно специального субъекта. Последнее следует расценить в негативном ключе, так как сужается круг субъектов, что дает право иным лицам пользоваться данным пробелом в праве.
Статья: К вопросу о возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права, в ходе розыска скрывшихся преступников
(Макаров А.В., Макогон Л.В., Фирсов О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Исходя из положений ч. 2 ст. 47 УПК РФ, во взаимосвязи с нормами ст. ст. 390 - 393 УПК РФ, ст. ст. 6 и 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, следует оценивать и возможность проведения таких ОРМ в отношении осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также совершивших побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. В отношении таких лиц по представлению уполномоченного органа или учреждения суд рассматривает вопросы, связанные с исполнением приговора, в том числе о замене наказания и заключении под стражу (ст. ст. 396, 397, 399 УПК РФ). Возбуждение же уголовного дела по ч. 1 ст. 313 или ст. 314 УК РФ, не относящимся к категории тяжких преступлений, по уголовным делам о которых производится предварительное расследование в форме дознания, не снимает с оперативно-розыскного органа обязанности разыскать преступника для исполнения уголовного наказания, назначенного судом за ранее совершенное им преступление.
(Макаров А.В., Макогон Л.В., Фирсов О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Исходя из положений ч. 2 ст. 47 УПК РФ, во взаимосвязи с нормами ст. ст. 390 - 393 УПК РФ, ст. ст. 6 и 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, следует оценивать и возможность проведения таких ОРМ в отношении осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также совершивших побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. В отношении таких лиц по представлению уполномоченного органа или учреждения суд рассматривает вопросы, связанные с исполнением приговора, в том числе о замене наказания и заключении под стражу (ст. ст. 396, 397, 399 УПК РФ). Возбуждение же уголовного дела по ч. 1 ст. 313 или ст. 314 УК РФ, не относящимся к категории тяжких преступлений, по уголовным делам о которых производится предварительное расследование в форме дознания, не снимает с оперативно-розыскного органа обязанности разыскать преступника для исполнения уголовного наказания, назначенного судом за ранее совершенное им преступление.