Нахождение земельных участков в одной территориальной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Нахождение земельных участков в одной территориальной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Порядок установления территориальных зон" Градостроительного кодекса РФ"Из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Следовательно, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах не позволяет при установлении территориальных зон соблюсти требование принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и установить единый градостроительный регламент в отношении такого земельного участка."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Административный истец не согласен с отказом в выдаче разрешения на строительство (в т.ч. при реконструкции)
(КонсультантПлюс, 2025)в выдаче разрешения отказано из-за того, что земельный участок находится в нескольких территориальных зонах, в одной из которых не предусмотрено строительство гостиницы, но Уполномоченный орган не учел, что участок сформирован и внесен в государственный кадастр недвижимости до установления территориальных зон правилами землепользования и застройки (размещение гостиницы планируется в границах зоны, где постройка разрешена; участок предоставлен по договору аренды для размещения гостиничного комплекса)
(КонсультантПлюс, 2025)в выдаче разрешения отказано из-за того, что земельный участок находится в нескольких территориальных зонах, в одной из которых не предусмотрено строительство гостиницы, но Уполномоченный орган не учел, что участок сформирован и внесен в государственный кадастр недвижимости до установления территориальных зон правилами землепользования и застройки (размещение гостиницы планируется в границах зоны, где постройка разрешена; участок предоставлен по договору аренды для размещения гостиничного комплекса)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы реализации принципов градостроительного зонирования в законодательстве Российской Федерации
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Действие единого градостроительного регламента дополняют положения ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Нахождение же одного земельного участка одновременно в двух территориальных зонах, как справедливо указал Верховный Суд Российской Федерации, означает сохранение неопределенности его правового режима <10>, что ограничивает право правообладателя на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Действие единого градостроительного регламента дополняют положения ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Нахождение же одного земельного участка одновременно в двух территориальных зонах, как справедливо указал Верховный Суд Российской Федерации, означает сохранение неопределенности его правового режима <10>, что ограничивает право правообладателя на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)в-четвертых, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, а именно в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой он отнесен, и вида его разрешенного использования <4>. Поскольку в одной территориальной зоне могут находиться земельные участки с самым разным видом использования, сведение разрешенного использования земельного участка к принадлежности к территориальной зоне не позволит дифференцировать арендную плату в зависимости от доходности земельного участка.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)в-четвертых, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, а именно в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой он отнесен, и вида его разрешенного использования <4>. Поскольку в одной территориальной зоне могут находиться земельные участки с самым разным видом использования, сведение разрешенного использования земельного участка к принадлежности к территориальной зоне не позволит дифференцировать арендную плату в зависимости от доходности земельного участка.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Статья: Реализация правомочий лиц, не являющихся членами потребительских жилищных кооперативов индивидуальных застройщиков (ПЖКИЗ), при отсутствии договорных отношений
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Исходя из вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что правовое положение ПЖКИЗ находится на стыке организационно-правовых форм юридических лиц жилищных, садовых, дачных, гаражных и иных видов некоммерческих организаций, созданных в форме потребительских кооперативов. Являясь юридическим лицом, члены которого, с одной стороны, своим иждивением и за собственные (и/или заемные) средства осуществляют жилищное строительство для собственных нужд и потребностей, а с другой стороны, осуществляют деятельность на принадлежащем им на праве собственности земельном участке в границах одной территории и единой зоны регулирования, то отнести ПЖКИЗ к той или иной определенной в действующем законодательстве форме потребительского кооператива однозначно не представляется возможным.
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Исходя из вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что правовое положение ПЖКИЗ находится на стыке организационно-правовых форм юридических лиц жилищных, садовых, дачных, гаражных и иных видов некоммерческих организаций, созданных в форме потребительских кооперативов. Являясь юридическим лицом, члены которого, с одной стороны, своим иждивением и за собственные (и/или заемные) средства осуществляют жилищное строительство для собственных нужд и потребностей, а с другой стороны, осуществляют деятельность на принадлежащем им на праве собственности земельном участке в границах одной территории и единой зоны регулирования, то отнести ПЖКИЗ к той или иной определенной в действующем законодательстве форме потребительского кооператива однозначно не представляется возможным.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Нахождение земельного участка, переданного в аренду, в территориальной зоне одним из основных видов разрешенного использования само по себе не означает, что любое лицо, получившее земельный участок в аренду с одним видом разрешенного использования, может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования, изменить его и использовать по своему усмотрению без волеизъявления собственника земельного участка.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Нахождение земельного участка, переданного в аренду, в территориальной зоне одним из основных видов разрешенного использования само по себе не означает, что любое лицо, получившее земельный участок в аренду с одним видом разрешенного использования, может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования, изменить его и использовать по своему усмотрению без волеизъявления собственника земельного участка.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Анализ материалов судебной практики показывает, что предприниматели сталкиваются со сложностями в получении информации о расположении своих земельных участков в составе территориальных зон. Так, поводом для одного из судебных дел <1> стал отказ муниципального образования в представлении предпринимателю информации о нахождении принадлежащих ему земельных участков в границах определенных территориальных зон. Решением судов первой, апелляционной и кассационной инстанций в удовлетворении требований отказано в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории и установленных на территории муниципального образования границ территориальных зон; дополнительно суды указали, что предприниматель не доказал факт нарушения оспариваемыми действиями своих прав и законных интересов. Не вдаваясь с тонкости этого дела, отметим, что предпринимателем был выбран неверный способ защиты, поскольку отсутствие в ЕГРН (ранее в ГКП) сведений о границах территориальных зон не может свидетельствовать о незаконности действий муниципалитета, выразившихся в не предоставлении соответствующей информации. Возможно, правильнее было бы в рассматриваемой ситуации обратиться с требованием к муниципалитету об установлении границ территориальных зон, однако сведения о территориальных зонах и их границах являются составной частью правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) и утверждаются вместе с ПЗЗ, обязанности по принятию которых уже возложены на муниципалитеты рядом нормативных актов, в том числе ГрК РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <2>. Заявление частного лица об обязании муниципалитета принять ПЗЗ по своему содержанию направлено на защиту прав неопределенного круга лиц и может быть расценено судом так же, как не нарушающее права заявителя, что повлечет отказ в удовлетворении требований.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Анализ материалов судебной практики показывает, что предприниматели сталкиваются со сложностями в получении информации о расположении своих земельных участков в составе территориальных зон. Так, поводом для одного из судебных дел <1> стал отказ муниципального образования в представлении предпринимателю информации о нахождении принадлежащих ему земельных участков в границах определенных территориальных зон. Решением судов первой, апелляционной и кассационной инстанций в удовлетворении требований отказано в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории и установленных на территории муниципального образования границ территориальных зон; дополнительно суды указали, что предприниматель не доказал факт нарушения оспариваемыми действиями своих прав и законных интересов. Не вдаваясь с тонкости этого дела, отметим, что предпринимателем был выбран неверный способ защиты, поскольку отсутствие в ЕГРН (ранее в ГКП) сведений о границах территориальных зон не может свидетельствовать о незаконности действий муниципалитета, выразившихся в не предоставлении соответствующей информации. Возможно, правильнее было бы в рассматриваемой ситуации обратиться с требованием к муниципалитету об установлении границ территориальных зон, однако сведения о территориальных зонах и их границах являются составной частью правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) и утверждаются вместе с ПЗЗ, обязанности по принятию которых уже возложены на муниципалитеты рядом нормативных актов, в том числе ГрК РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <2>. Заявление частного лица об обязании муниципалитета принять ПЗЗ по своему содержанию направлено на защиту прав неопределенного круга лиц и может быть расценено судом так же, как не нарушающее права заявителя, что повлечет отказ в удовлетворении требований.
Статья: Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение вида разрешенного использования земельного участка: анализ судебной практики
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В., Алексикова О.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Совсем недавно появилось решение ВС РФ, которое существенно меняет подход к характеристике обязанностей правообладателя в отношении выбора вида разрешенного использования и может повлечь существенные изменения в правовой политике государства по данному вопросу <14>. В деле, рассмотренном ВС РФ, шла речь об ответственности организации, во владении которой находился земельный участок с видом разрешенного использования - под производственную базу. Проверка, проведенная уполномоченным органом, выявила на участке, принадлежащем обществу, наличие мебельного центра. Хотя размещение указанного центра являлось одним из основных видов разрешенного использования, предусмотренных для данной территориальной зоны, общество было наказано штрафом по ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку оно не указало в ЕГРН выбранный им другой основной вид использования.
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В., Алексикова О.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Совсем недавно появилось решение ВС РФ, которое существенно меняет подход к характеристике обязанностей правообладателя в отношении выбора вида разрешенного использования и может повлечь существенные изменения в правовой политике государства по данному вопросу <14>. В деле, рассмотренном ВС РФ, шла речь об ответственности организации, во владении которой находился земельный участок с видом разрешенного использования - под производственную базу. Проверка, проведенная уполномоченным органом, выявила на участке, принадлежащем обществу, наличие мебельного центра. Хотя размещение указанного центра являлось одним из основных видов разрешенного использования, предусмотренных для данной территориальной зоны, общество было наказано штрафом по ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку оно не указало в ЕГРН выбранный им другой основной вид использования.
Статья: Благоустройство земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В другом деле суд указал, что изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правилами землепользования и застройки города вид разрешенного использования земельных участков для благоустройства территории не предусмотрен. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, предоставление земельного участка под благоустройство территории в данной зоне не предусмотрено (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 04.08.2016 по делу N 33-13125/2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В другом деле суд указал, что изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правилами землепользования и застройки города вид разрешенного использования земельных участков для благоустройства территории не предусмотрен. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, предоставление земельного участка под благоустройство территории в данной зоне не предусмотрено (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 04.08.2016 по делу N 33-13125/2016).
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)В одном из отказных Определений Высший Арбитражный Суд РФ согласился с судами апелляционной и кассационной инстанций, которые удовлетворили исковое требование о расторжении государственного контракта на проведение межевых работ по причине существенного изменения обстоятельств. Таковым суды признали вступление в силу Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (ныне утратил силу), в результате чего земельный участок оказался в границах сразу двух территориальных зон, тогда как п. 4 ст. 30 ГрК РФ в редакции 2011 года не допускал формирование одного земельного участка из участков, находящихся в различных территориальных зонах <13>.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)В одном из отказных Определений Высший Арбитражный Суд РФ согласился с судами апелляционной и кассационной инстанций, которые удовлетворили исковое требование о расторжении государственного контракта на проведение межевых работ по причине существенного изменения обстоятельств. Таковым суды признали вступление в силу Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (ныне утратил силу), в результате чего земельный участок оказался в границах сразу двух территориальных зон, тогда как п. 4 ст. 30 ГрК РФ в редакции 2011 года не допускал формирование одного земельного участка из участков, находящихся в различных территориальных зонах <13>.
Вопрос: Каков порядок перераспределения земельных участков с разными видами разрешенного использования?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что различие видов разрешенного использования перераспределяемых между собой земельных участков не является препятствием для перераспределения таких земельных участков, поскольку в таком случае за образованными земельными участками сохраняется разрешенное использование исходных земельных участков, при этом земельные участки находятся в одной территориальной зоне.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что различие видов разрешенного использования перераспределяемых между собой земельных участков не является препятствием для перераспределения таких земельных участков, поскольку в таком случае за образованными земельными участками сохраняется разрешенное использование исходных земельных участков, при этом земельные участки находятся в одной территориальной зоне.
Ситуация: Как объединить земельные участки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также необходимо иметь в виду, что объединение участков фактически возможно, если они являются смежными (то есть имеющими общую границу), находятся в одной территориальной зоне и в одном населенном пункте (п. 1 ст. 11.6, ст. 11.9 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также необходимо иметь в виду, что объединение участков фактически возможно, если они являются смежными (то есть имеющими общую границу), находятся в одной территориальной зоне и в одном населенном пункте (п. 1 ст. 11.6, ст. 11.9 ЗК РФ).
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Судебная практика зачастую устанавливает факты несоответствия функциональных и территориальных зон, где в одних случаях отмечается, что это является прямым нарушением законодательства, а в других подчеркивается приоритет функциональных зон над территориальными, как первичность генплана перед правилами землепользования и застройки <9>. В настоящее время назрела острая необходимость приведения в соответствие функциональных и территориальных зон, поскольку помимо противоречивых данных в разных градостроительных документах действует правило о запрете нахождения одного земельного участка в рамках более чем одной территориальной зоны, что делает для инвесторов затруднительным вопрос размещения объектов различного назначения и инфраструктуры, поскольку функциональные зоны такой запрет не устанавливают, а вот границы территориальных зон подлежат преобразованию. Для оптимизации указанных процессов следовало бы подготовить информацию о соответствии функциональных и территориальных зон друг другу и возможно установление нормативных требований (на муниципальном уровне) о полной идентичности функциональных и территориальных зон (в некоторых муниципалитетах такие требования уже установлены).
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Судебная практика зачастую устанавливает факты несоответствия функциональных и территориальных зон, где в одних случаях отмечается, что это является прямым нарушением законодательства, а в других подчеркивается приоритет функциональных зон над территориальными, как первичность генплана перед правилами землепользования и застройки <9>. В настоящее время назрела острая необходимость приведения в соответствие функциональных и территориальных зон, поскольку помимо противоречивых данных в разных градостроительных документах действует правило о запрете нахождения одного земельного участка в рамках более чем одной территориальной зоны, что делает для инвесторов затруднительным вопрос размещения объектов различного назначения и инфраструктуры, поскольку функциональные зоны такой запрет не устанавливают, а вот границы территориальных зон подлежат преобразованию. Для оптимизации указанных процессов следовало бы подготовить информацию о соответствии функциональных и территориальных зон друг другу и возможно установление нормативных требований (на муниципальном уровне) о полной идентичности функциональных и территориальных зон (в некоторых муниципалитетах такие требования уже установлены).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, за отдельными изъятиями устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. О земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, говорится в ч. 4 ст. 36 комментируемого Кодекса.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, за отдельными изъятиями устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. О земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, говорится в ч. 4 ст. 36 комментируемого Кодекса.