Нагрудный знак сотрудника полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Нагрудный знак сотрудника полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2024 N П16-4658/2023 (УИД 23MS0088-01-2020-001612-56)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.Отсутствие в процессуальных документах номеров нагрудных знаков сотрудников полиции о незаконности действий или нарушении порядка процессуального производства должностными лицами не свидетельствует, не является основанием для признания состоявшихся по делу судебных актов незаконными.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.Отсутствие в процессуальных документах номеров нагрудных знаков сотрудников полиции о незаконности действий или нарушении порядка процессуального производства должностными лицами не свидетельствует, не является основанием для признания состоявшихся по делу судебных актов незаконными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К 10-летию Федерального закона "О полиции": некоторые аспекты истории создания и принятия
(Футо С.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<61> Разработанное ФЭД МВД России финансово-экономическое обоснование реализации Закона о полиции разбило миф о колоссальных затратах, связанных, например, только с переименованием милиции в полицию. Так, на замену служебных удостоверений планировалось затратить около 65 млн рублей; на замену вывесок на зданиях, информационных стендах, световых табло - 25 млн рублей; на перекраску служебного автотранспорта - 300 млн рублей; на изготовление нагрудных знаков на форменное обмундирование сотрудников полиции, несущих службу в общественных местах, - 105 млн рублей; на замену печатей, штампов, бланочной продукции - 20 млн рублей. Большая часть этих затрат была не одномоментной, а распределена постепенно - до 1 января 2012 г. Всего же общая потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Федерального закона "О полиции" составляла на 2011 г. почти 1 285 млн рублей.
(Футо С.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<61> Разработанное ФЭД МВД России финансово-экономическое обоснование реализации Закона о полиции разбило миф о колоссальных затратах, связанных, например, только с переименованием милиции в полицию. Так, на замену служебных удостоверений планировалось затратить около 65 млн рублей; на замену вывесок на зданиях, информационных стендах, световых табло - 25 млн рублей; на перекраску служебного автотранспорта - 300 млн рублей; на изготовление нагрудных знаков на форменное обмундирование сотрудников полиции, несущих службу в общественных местах, - 105 млн рублей; на замену печатей, штампов, бланочной продукции - 20 млн рублей. Большая часть этих затрат была не одномоментной, а распределена постепенно - до 1 января 2012 г. Всего же общая потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Федерального закона "О полиции" составляла на 2011 г. почти 1 285 млн рублей.
Статья: Публично-правовое регулирование цены денег и их покупательной способности в Российской Федерации
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)В соответствии со статьей 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)В соответствии со статьей 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение.
Вопрос: Какой правовой статус у сотрудника полиции?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 5 ст. 25 Закона о полиции сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством РФ. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 5 ст. 25 Закона о полиции сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством РФ. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Очевидным является тот факт, что дисциплинарные отношения в процессе государственной службы выступают непременным и определяющим условием ее нормального и эффективного функционирования. Нормы о дисциплинарных отношениях сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь содержатся в Положении о службе в органах внутренних дел РБ и Дисциплинарном уставе органов внутренних дел ОВД РБ. В Положении о службе в органах внутренних дел РБ служебной дисциплине посвящена гл. 10, состоящая из трех пунктов. В п. 118 указывается только то, что служебная дисциплина в ОВД определяется Дисциплинарным уставом. Пункты 119 и 120 посвящены вопросам служебного времени сотрудников. Таким образом, основным нормативным регулятором дисциплинарных отношений является Дисциплинарный устав органов внутренних дел РБ. В отличие от Положения о службе в ОВД РБ гл. 7 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ" носит более комплексный характер. В данной главе сформулирована дефиниция служебной дисциплины сотрудников ОВД; регламентируется порядок применения поощрений и взысканий к сотрудникам в процессе реализации дисциплинарных отношений, при этом особое внимание уделяется порядку наложения взысканий за коррупционные правонарушения. Понятие служебной дисциплины в ОВД Республики Беларусь сформулировано в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел РБ. Сравнивая его с определением, данным в ст. 47 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ", можно отметить одно принципиальное отличие, состоящее в том, что в белорусском варианте служебная дисциплина - это строгое выполнение сотрудниками своих обязанностей, регламентированных соответствующими актами, а в российской версии - это соблюдение сотрудником соответствующих актов, устанавливающих порядок и правила не только выполнения служебных обязанностей, но и реализации предоставленных прав, что расширяет возможности их социальной защиты. Как справедливо отмечается в юридической литературе, "от уровня служебной дисциплины и законности в ОВД напрямую зависит качество выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей..." <8>. Применяемые в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации дисциплинарные взыскания за нарушение служебной дисциплины имеют некоторые отличия. Например, п. 28 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РБ включает: лишение нагрудного знака органа внутренних дел; исключение из книги почета органа внутренних дел; понижение в специальном звании на одну ступень. Такие дисциплинарные взыскания отсутствуют в ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ". В ч. 4 ст. 50 предусмотрено исключение фамилии сотрудника из книги почета или с доски почета, однако формально это не считается дисциплинарным взысканием. С другой стороны, в Дисциплинарном уставе ОВД РБ отсутствует дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии, предусмотренное ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ".
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Очевидным является тот факт, что дисциплинарные отношения в процессе государственной службы выступают непременным и определяющим условием ее нормального и эффективного функционирования. Нормы о дисциплинарных отношениях сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь содержатся в Положении о службе в органах внутренних дел РБ и Дисциплинарном уставе органов внутренних дел ОВД РБ. В Положении о службе в органах внутренних дел РБ служебной дисциплине посвящена гл. 10, состоящая из трех пунктов. В п. 118 указывается только то, что служебная дисциплина в ОВД определяется Дисциплинарным уставом. Пункты 119 и 120 посвящены вопросам служебного времени сотрудников. Таким образом, основным нормативным регулятором дисциплинарных отношений является Дисциплинарный устав органов внутренних дел РБ. В отличие от Положения о службе в ОВД РБ гл. 7 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ" носит более комплексный характер. В данной главе сформулирована дефиниция служебной дисциплины сотрудников ОВД; регламентируется порядок применения поощрений и взысканий к сотрудникам в процессе реализации дисциплинарных отношений, при этом особое внимание уделяется порядку наложения взысканий за коррупционные правонарушения. Понятие служебной дисциплины в ОВД Республики Беларусь сформулировано в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел РБ. Сравнивая его с определением, данным в ст. 47 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ", можно отметить одно принципиальное отличие, состоящее в том, что в белорусском варианте служебная дисциплина - это строгое выполнение сотрудниками своих обязанностей, регламентированных соответствующими актами, а в российской версии - это соблюдение сотрудником соответствующих актов, устанавливающих порядок и правила не только выполнения служебных обязанностей, но и реализации предоставленных прав, что расширяет возможности их социальной защиты. Как справедливо отмечается в юридической литературе, "от уровня служебной дисциплины и законности в ОВД напрямую зависит качество выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей..." <8>. Применяемые в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации дисциплинарные взыскания за нарушение служебной дисциплины имеют некоторые отличия. Например, п. 28 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РБ включает: лишение нагрудного знака органа внутренних дел; исключение из книги почета органа внутренних дел; понижение в специальном звании на одну ступень. Такие дисциплинарные взыскания отсутствуют в ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ". В ч. 4 ст. 50 предусмотрено исключение фамилии сотрудника из книги почета или с доски почета, однако формально это не считается дисциплинарным взысканием. С другой стороны, в Дисциплинарном уставе ОВД РБ отсутствует дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии, предусмотренное ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ".
Статья: Институт сельского старосты в системе местного самоуправления: история и современность
(Булгакова Е.В., Крупкин П.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Вместе с тем староста сельского населенного пункта обязан обеспечивать реализацию решений, принятых на собраниях жителей; организовывает участие местного населения в работах по озеленению и благоустройству территории населенного пункта на добровольных началах; содействовать в организации вывоза мусора и иных коммунальных отходов; обеспечивать систематическую уборку и благоустройство домовладений граждан, своевременно информировать администрацию городского округа о состоянии уличного освещения, водоемов, колодцев; содействовать сотрудникам полиции в обеспечении общественного порядка на территории сельского населенного пункта, ежегодно давать отчет жителем о своей работе за прошедший год и др.
(Булгакова Е.В., Крупкин П.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Вместе с тем староста сельского населенного пункта обязан обеспечивать реализацию решений, принятых на собраниях жителей; организовывает участие местного населения в работах по озеленению и благоустройству территории населенного пункта на добровольных началах; содействовать в организации вывоза мусора и иных коммунальных отходов; обеспечивать систематическую уборку и благоустройство домовладений граждан, своевременно информировать администрацию городского округа о состоянии уличного освещения, водоемов, колодцев; содействовать сотрудникам полиции в обеспечении общественного порядка на территории сельского населенного пункта, ежегодно давать отчет жителем о своей работе за прошедший год и др.
Статья: Эволюционное становление и развитие административно-правовых форм и методов противодействия коррупции в учреждениях и органах УИС России в XX - XXI веках
(Соломатов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Новый этап развития административно-правовых форм и методов противодействия коррупции в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС) России начался после распада СССР. С этого момента основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок прохождения службы в учреждениях и органах УИС, стало Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ" <7> (далее - Постановление N 4202-1). В ст. 38 закреплено положение о том, что нарушение служебной дисциплины влечет за собой:
(Соломатов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Новый этап развития административно-правовых форм и методов противодействия коррупции в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС) России начался после распада СССР. С этого момента основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок прохождения службы в учреждениях и органах УИС, стало Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ" <7> (далее - Постановление N 4202-1). В ст. 38 закреплено положение о том, что нарушение служебной дисциплины влечет за собой: