Надзорная функция прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзорная функция прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 22 "Полномочия прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Исходя из положений статей 6, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", проведение проверки не является единственным возможным способом выполнения возложенных на органы прокуратуры функций в рамках надзора за исполнением законов. Информация и документы направляются органам прокуратуры как в рамках представления для осуществления возложенных на них функций, так и в рамках проверок."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Прокурор" УПК РФС учетом приведенных норм применительно к спорным правоотношениям прокуратура ЦАО г. Москвы осуществляет контрольные, а не надзорные функции по отношению к ГУ МВД России по г. Москве органам внутренних дел и не осуществляет непосредственный надзор за процессуальной деятельностью ГУ МВД России по г. Москве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организацийПЛАНОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ (НАДЗОРНЫЕ) МЕРОПРИЯТИЯ.
Статья: Сравнительно-правовое исследование цифровой трансформации органов прокуратуры в странах ЕАЭС
(Отческая Т.И., Афанасьева Т.И., Жукова П.Д., Мишакова Н.В., Дашиева А.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Практически во всех странах - участницах ЕАЭС происходят цифровизация и трансформация органов прокуратуры в рамках реализации концепции электронного правительства и электронного государства. Учеными и практиками критично оценивается данный процесс. Вместе с тем информационные технологии обладают огромным потенциалом как для использования в обычной жизни, так и для расширения возможностей государственных структур, в том числе надзорных функций органов прокуратуры.
(Отческая Т.И., Афанасьева Т.И., Жукова П.Д., Мишакова Н.В., Дашиева А.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Практически во всех странах - участницах ЕАЭС происходят цифровизация и трансформация органов прокуратуры в рамках реализации концепции электронного правительства и электронного государства. Учеными и практиками критично оценивается данный процесс. Вместе с тем информационные технологии обладают огромным потенциалом как для использования в обычной жизни, так и для расширения возможностей государственных структур, в том числе надзорных функций органов прокуратуры.
Статья: Нотариальная охрана прав в сфере недвижимости
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 5)Публично-правовые субъекты, осуществляющие охрану гражданских прав, - это органы государственной власти, уполномоченные на совершение регистрационных и контрольных действий (загсы, органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровые органы и т.д.), отправление надзорных функций (прокуратура, федеральная жилищная инспекция, федеральная трудовая инспекция, органы, осуществляющие надзор за соблюдением экологического законодательства, и т.д.), и органы судебной власти в части установления фактов, имеющих правовое значение, и правовых состояний лиц (в порядке особого производства).
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 5)Публично-правовые субъекты, осуществляющие охрану гражданских прав, - это органы государственной власти, уполномоченные на совершение регистрационных и контрольных действий (загсы, органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровые органы и т.д.), отправление надзорных функций (прокуратура, федеральная жилищная инспекция, федеральная трудовая инспекция, органы, осуществляющие надзор за соблюдением экологического законодательства, и т.д.), и органы судебной власти в части установления фактов, имеющих правовое значение, и правовых состояний лиц (в порядке особого производства).
Статья: Прокурорская проверка как средство выявления нарушения закона: проблемы теории и практики
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В настоящее время теория прокурорских проверок, проводимых в порядке реализации надзорной функции прокуратуры, достаточно хорошо разработана и проверена эмпирически, в ходе многолетней надзорной деятельности органов прокуратуры. А вот природа и само существование ненадзорных прокурорских проверок в теории прокурорской деятельности не получили надлежащего внимания и исследования.
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В настоящее время теория прокурорских проверок, проводимых в порядке реализации надзорной функции прокуратуры, достаточно хорошо разработана и проверена эмпирически, в ходе многолетней надзорной деятельности органов прокуратуры. А вот природа и само существование ненадзорных прокурорских проверок в теории прокурорской деятельности не получили надлежащего внимания и исследования.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Однако в действующей редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по состоянию на 2022 г.) после внесенных изменений <1> функция надзора осталась за органами прокуратуры, а государственные органы уполномочены осуществлять контроль (надзор) в части реализации органами местного самоуправления собственных полномочий. Статья 77 данного Закона значительно увеличилась в объеме, она пополнилась нормами-принципами (объективности, открытости, гласности, недопустимости дублирования, координации планирования и проведения проверок органами прокуратуры), а также комплексом положений, заимствованных из Закона N 294-ФЗ в целях регламентации порядка планирования, проведения плановых и внеплановых проверок, дачи обязательных предписаний об устранении нарушений.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Однако в действующей редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по состоянию на 2022 г.) после внесенных изменений <1> функция надзора осталась за органами прокуратуры, а государственные органы уполномочены осуществлять контроль (надзор) в части реализации органами местного самоуправления собственных полномочий. Статья 77 данного Закона значительно увеличилась в объеме, она пополнилась нормами-принципами (объективности, открытости, гласности, недопустимости дублирования, координации планирования и проведения проверок органами прокуратуры), а также комплексом положений, заимствованных из Закона N 294-ФЗ в целях регламентации порядка планирования, проведения плановых и внеплановых проверок, дачи обязательных предписаний об устранении нарушений.
Статья: Правовое положение прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса Российской империи перед Судебной реформой 1864 года
(Горбачев В.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Для осмысления сущности преобразований прокуратуры Российской империи, которые произошли в результате Судебной реформы 1864 г., необходимым условием является выяснение правового положения и фактической роли прокуратуры в дореформенный период. В связи с этим в статье проанализированы функции прокуратуры, которые были возложены на нее до Судебной реформы; взаимоотношения прокуроров и стряпчих с губернской администрацией, а также показана их фактическая (а стряпчих - и юридическая) зависимость от этой администрации. Исследованы попытки Министерства юстиции на законодательном уровне предусмотреть независимость стряпчих от губернаторов и губернских правлений с подчинением их только губернским прокурорам. Раскрыто содержание надзорной функции прокуратуры, которая для нее была основной. Участие прокурора в сфере уголовного процесса составляло незначительную часть всей его деятельности. При этом полномочия прокурора в уголовном процессе были ограниченными. Показано, что на досудебных стадиях уголовного процесса на прокуроров и стряпчих было возложено обнаружение преступлений, надзор за производством следствия и попечение о содержавшихся под стражей. Функция обвинения у прокуратуры не была окончательно сформирована и заключалась только в инициировании перед губернской администрацией вопроса о возбуждении уголовного преследования. Функция расследования уголовных дел у прокуратуры была ограничена. Для осуществления надзора за ходом следствия прокуратура была наделена определенными полномочиями, которые осуществлялись параллельно с надзорными полномочиями губернаторов. Причем прокурорский надзор имел второстепенное значение по сравнению с надзором губернаторов, которым в уголовном процессе принадлежала главная руководящая и надзорная роль. Показано, что в дореформенный период в связи с большим объемом общенадзорных обязанностей надзор прокуратуры за расследованием уголовных дел был формальным и неудовлетворительным.
(Горбачев В.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Для осмысления сущности преобразований прокуратуры Российской империи, которые произошли в результате Судебной реформы 1864 г., необходимым условием является выяснение правового положения и фактической роли прокуратуры в дореформенный период. В связи с этим в статье проанализированы функции прокуратуры, которые были возложены на нее до Судебной реформы; взаимоотношения прокуроров и стряпчих с губернской администрацией, а также показана их фактическая (а стряпчих - и юридическая) зависимость от этой администрации. Исследованы попытки Министерства юстиции на законодательном уровне предусмотреть независимость стряпчих от губернаторов и губернских правлений с подчинением их только губернским прокурорам. Раскрыто содержание надзорной функции прокуратуры, которая для нее была основной. Участие прокурора в сфере уголовного процесса составляло незначительную часть всей его деятельности. При этом полномочия прокурора в уголовном процессе были ограниченными. Показано, что на досудебных стадиях уголовного процесса на прокуроров и стряпчих было возложено обнаружение преступлений, надзор за производством следствия и попечение о содержавшихся под стражей. Функция обвинения у прокуратуры не была окончательно сформирована и заключалась только в инициировании перед губернской администрацией вопроса о возбуждении уголовного преследования. Функция расследования уголовных дел у прокуратуры была ограничена. Для осуществления надзора за ходом следствия прокуратура была наделена определенными полномочиями, которые осуществлялись параллельно с надзорными полномочиями губернаторов. Причем прокурорский надзор имел второстепенное значение по сравнению с надзором губернаторов, которым в уголовном процессе принадлежала главная руководящая и надзорная роль. Показано, что в дореформенный период в связи с большим объемом общенадзорных обязанностей надзор прокуратуры за расследованием уголовных дел был формальным и неудовлетворительным.
Статья: Протест как акт прокурорского реагирования вне уголовно-правовой сферы в странах СНГ (сравнительно-правовой аспект)
(Магомедов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 9)Ключевым инструментом реализации надзорных функций прокуратуры как независимого специализированного института государственной власти в странах СНГ является протест. Обозначенный акт прокурорского реагирования имеет глубокие исторические корни. Например, еще Указ Петра I "О должности генерал-прокурора" от 27 апреля 1722 г. содержал следующее упоминание о протесте прокурора: "Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить" [8] (курсив наш. - Ш.М.). Иными словами, предоставление прокурору возможности внесения протеста изначально обусловлено его исключительным полномочием по выявлению нарушений в деятельности органов публичной власти.
(Магомедов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 9)Ключевым инструментом реализации надзорных функций прокуратуры как независимого специализированного института государственной власти в странах СНГ является протест. Обозначенный акт прокурорского реагирования имеет глубокие исторические корни. Например, еще Указ Петра I "О должности генерал-прокурора" от 27 апреля 1722 г. содержал следующее упоминание о протесте прокурора: "Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить" [8] (курсив наш. - Ш.М.). Иными словами, предоставление прокурору возможности внесения протеста изначально обусловлено его исключительным полномочием по выявлению нарушений в деятельности органов публичной власти.
Статья: Региональное нормотворчество как форма реализации конституционного механизма по защите жилищных прав граждан - участников долевого строительства
(Геращенко Е.С.)
("Законность", 2024, N 1)В статье рассматриваются результаты анализа практики регионального нормотворчества в сфере восстановления прав пострадавших участников долевого строительства и реализации при этом конституционных принципов, надзорной функции прокуратуры.
(Геращенко Е.С.)
("Законность", 2024, N 1)В статье рассматриваются результаты анализа практики регионального нормотворчества в сфере восстановления прав пострадавших участников долевого строительства и реализации при этом конституционных принципов, надзорной функции прокуратуры.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Необходимость инициативной разработки прокурорами проектов НПА противопоставляется осуществлению основной - надзорной - функции прокуратуры. В результате возникает проблема переориентации деятельности прокуроров с основного направления на иные (ненадзорные) направления деятельности, что нередко приводит к снижению качества реализуемой деятельности.
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Необходимость инициативной разработки прокурорами проектов НПА противопоставляется осуществлению основной - надзорной - функции прокуратуры. В результате возникает проблема переориентации деятельности прокуроров с основного направления на иные (ненадзорные) направления деятельности, что нередко приводит к снижению качества реализуемой деятельности.
Статья: О конституционно-правовом определении надзора, осуществляемого органами прокуратуры Российской Федерации, и его отражении в нормативных правовых актах
(Артеменков В.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Автор полагает, что надзорная функция прокуратуры Российской Федерации до настоящего времени федеральным законом в полном конституционно-правовом объеме и содержании не определена.
(Артеменков В.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Автор полагает, что надзорная функция прокуратуры Российской Федерации до настоящего времени федеральным законом в полном конституционно-правовом объеме и содержании не определена.
Статья: Функции прокурора в гражданском и арбитражном процессе
(Михайлова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)В рамках выполнения своей надзорной функции прокуратура призвана выявлять правонарушения в сфере гражданской юрисдикции и, не имея полномочий по их самостоятельному устранению и восстановлению нарушенных прав и интересов, обращаться с заявлениями о возбуждении производства по гражданскому делу в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Такое положение существовало еще в дореволюционный период: Е.В. Васьковский отмечал, что прокуроры осуществляют надзор за судебными учреждениями, однако права самостоятельно принимать какие-либо меры они не имеют и должны о выявленных нарушениях сообщать соответствующим высшим органам государственной власти <2>. Об этом же писал Е.А. Нефедьев <3>.
(Михайлова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)В рамках выполнения своей надзорной функции прокуратура призвана выявлять правонарушения в сфере гражданской юрисдикции и, не имея полномочий по их самостоятельному устранению и восстановлению нарушенных прав и интересов, обращаться с заявлениями о возбуждении производства по гражданскому делу в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Такое положение существовало еще в дореволюционный период: Е.В. Васьковский отмечал, что прокуроры осуществляют надзор за судебными учреждениями, однако права самостоятельно принимать какие-либо меры они не имеют и должны о выявленных нарушениях сообщать соответствующим высшим органам государственной власти <2>. Об этом же писал Е.А. Нефедьев <3>.