Надзор за животными
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за животными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 2: Гражданин обжалует привлечение к ответственности за нарушение им ПДД РФ как пешеходом или иным участником дорожного движения (не водителем ТС)
(КонсультантПлюс, 2025)погонщик животных допустил движение скота по проезжей части с нарушением п. п. 25.4, 25.6 ПДД РФ (например, оставил животных без надзора, перегонял их в темное время суток в неустановленном месте, в результате чего произошло ДТП)
(КонсультантПлюс, 2025)погонщик животных допустил движение скота по проезжей части с нарушением п. п. 25.4, 25.6 ПДД РФ (например, оставил животных без надзора, перегонял их в темное время суток в неустановленном месте, в результате чего произошло ДТП)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие установлены правила выпаса скота и какова ответственность за их нарушение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выпас скота разрешен в специально отведенных местах на привязи или под надзором владельцев животных или лиц, оказывающих услуги по выпасу животных. В случае нарушения правил выпаса скота владелец животных может быть привлечен к административной и гражданской ответственности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выпас скота разрешен в специально отведенных местах на привязи или под надзором владельцев животных или лиц, оказывающих услуги по выпасу животных. В случае нарушения правил выпаса скота владелец животных может быть привлечен к административной и гражданской ответственности.
Ситуация: Каковы особенности содержания животных в квартире?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если нарушение допущено иным лицом, которое осуществляет непосредственный надзор за животным или обязано это делать по поручению владельца животного, а также если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц, административная ответственность, указанная выше в п. п. 2 и 3, к владельцу животного не применяется (примечание к ст. 8.52 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если нарушение допущено иным лицом, которое осуществляет непосредственный надзор за животным или обязано это делать по поручению владельца животного, а также если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц, административная ответственность, указанная выше в п. п. 2 и 3, к владельцу животного не применяется (примечание к ст. 8.52 КоАП РФ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Контроль (надзор) в области обращения с животными
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Контроль (надзор) в области обращения с животными
Справочная информация: "Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) и формы оценочных листов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Федеральный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Федеральный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Разновидностью завещательного возложения является положение комментируемой статьи, согласно которому завещатель вправе также возложить на одного или нескольких наследников обязанность содержать принадлежащих завещателю домашних животных, а также осуществлять необходимый надзор и уход за ними. Очевидно, законодатель исходит из того, что обязанности по содержанию домашних животных являются одновременно имущественными и неимущественными и направлены на достижение общеполезной цели. Требовать их исполнения могут, в частности, организации по охране животных.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Разновидностью завещательного возложения является положение комментируемой статьи, согласно которому завещатель вправе также возложить на одного или нескольких наследников обязанность содержать принадлежащих завещателю домашних животных, а также осуществлять необходимый надзор и уход за ними. Очевидно, законодатель исходит из того, что обязанности по содержанию домашних животных являются одновременно имущественными и неимущественными и направлены на достижение общеполезной цели. Требовать их исполнения могут, в частности, организации по охране животных.
Статья: Корпоративное преступление и его состав в китайском уголовном законодательстве
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2022, N 9)Возможность совершения корпоративных преступлений по неосторожности предусмотрена в редких случаях. Например, корпорация (организация) может быть привлечена к уголовной ответственности за нарушения эпидемиологических установлений или карантинного надзора животных и растений (ст. 337 УК КНР), которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2022, N 9)Возможность совершения корпоративных преступлений по неосторожности предусмотрена в редких случаях. Например, корпорация (организация) может быть привлечена к уголовной ответственности за нарушения эпидемиологических установлений или карантинного надзора животных и растений (ст. 337 УК КНР), которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Статья: Гражданско-правовая квалификация явлений, связанных с поведением животных: проблемы правоприменения
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)Можно констатировать, что по общему правилу деятельность по содержанию домашних животных не рассматривается как деятельность, представляющая повышенную опасность для окружающих, поэтому если оставшиеся без надзора животные становятся причиной возникновения вреда имуществу, являющемуся источником повышенной опасности, то такой вред не рассматривается как вред, причиненный при взаимодействии источников повышенной опасности, ответственность несет владелец источника повышенной опасности независимо от вины собственника животного. Исключением может служить лишь ситуация умысла или грубой неосторожности владельца животного при отсутствии вины владельца источника повышенной опасности при рассмотрении спора о причинении вреда животному (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)Можно констатировать, что по общему правилу деятельность по содержанию домашних животных не рассматривается как деятельность, представляющая повышенную опасность для окружающих, поэтому если оставшиеся без надзора животные становятся причиной возникновения вреда имуществу, являющемуся источником повышенной опасности, то такой вред не рассматривается как вред, причиненный при взаимодействии источников повышенной опасности, ответственность несет владелец источника повышенной опасности независимо от вины собственника животного. Исключением может служить лишь ситуация умысла или грубой неосторожности владельца животного при отсутствии вины владельца источника повышенной опасности при рассмотрении спора о причинении вреда животному (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
Ситуация: Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, влечет наложение административного штрафа. Данная административная ответственность не применяется к владельцу собаки, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за собакой, а также если собака выбыла из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Дела о таких административных правонарушениях рассматривает орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными в субъекте РФ (например, в г. Москве - Комитет ветеринарии г. Москвы) (ч. 3 ст. 8.52, примечание к ст. 8.52, ч. 1 ст. 23.96 КоАП РФ; п. 1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 28.09.2021 N 1497-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, влечет наложение административного штрафа. Данная административная ответственность не применяется к владельцу собаки, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за собакой, а также если собака выбыла из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Дела о таких административных правонарушениях рассматривает орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными в субъекте РФ (например, в г. Москве - Комитет ветеринарии г. Москвы) (ч. 3 ст. 8.52, примечание к ст. 8.52, ч. 1 ст. 23.96 КоАП РФ; п. 1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 28.09.2021 N 1497-ПП).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.