Надзор за недропользованием
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за недропользованием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах""Таким образом, обязанность по оформлению горноотводного акта, а также по направлению его в адрес уполномоченного органа, выдавшего лицензию на пользование недрами, возложена на органы горного надзора, а не на пользователя недр."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 51 "Возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах" Закона РФ "О недрах"
(Арбитражный суд Уральского округа)Получив от муниципалитета имущество и функции по обеспечению централизованного водоснабжения города за счет забора подземных вод, предприятие осуществляло забор в отсутствие лицензии на пользование недрами. Предприятие неоднократно, но безуспешно подавало в лицензирующий орган заявки на получение лицензии. Орган надзора предъявил иск к предприятию о возмещении причиненного вреда ввиду осуществления самовольного пользования недрами без получения соответствующей лицензии.
(Арбитражный суд Уральского округа)Получив от муниципалитета имущество и функции по обеспечению централизованного водоснабжения города за счет забора подземных вод, предприятие осуществляло забор в отсутствие лицензии на пользование недрами. Предприятие неоднократно, но безуспешно подавало в лицензирующий орган заявки на получение лицензии. Орган надзора предъявил иск к предприятию о возмещении причиненного вреда ввиду осуществления самовольного пользования недрами без получения соответствующей лицензии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Вынесение спорного решения судом стало возможным в связи с неправомерным отождествлением права собственности на участок недр и земельный участок, находящийся в собственности публично-правового образования, что повлекло за собой искаженное толкование норм действующего законодательства о недропользовании. Оптимизация затрат на приобретение ОПИ, необходимых для осуществления строительных работ, а также минимизация вложений финансовых средств при их добыче и использовании соответствуют коммерческому характеру деятельности анализируемых субъектов, что неминуемо отражается на отношениях по недропользованию. Так, по итогам круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ, отмечается, что "зачастую после окончания строительства линейных объектов (в частности, автодорог) недобросовестные организации уклоняются от проведения работ по рекультивации отработанных участков недр" <7>. Это влечет за собой причинение вреда окружающей природной среде, невозможность использовать земельный участок по первоначальному назначению, а также нарушает требования законодательства о недропользовании в части рационального использования и охраны недр. Как справедливо отмечено Верховным Судом РФ, добыча и использование ОПИ для строительства и поддержания состояния имеющихся дорог без лицензии на пользование недрами, согласованного в установленном порядке технического проекта и иной проектной документации, не отвечают требованиям по рациональному использованию недр, что приводит к отсутствию обязательств по рекультивации участков и консервации или ликвидации горных выработок, а также к невозможности осуществления контроля и надзора за использованием и охраной недр <8>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Вынесение спорного решения судом стало возможным в связи с неправомерным отождествлением права собственности на участок недр и земельный участок, находящийся в собственности публично-правового образования, что повлекло за собой искаженное толкование норм действующего законодательства о недропользовании. Оптимизация затрат на приобретение ОПИ, необходимых для осуществления строительных работ, а также минимизация вложений финансовых средств при их добыче и использовании соответствуют коммерческому характеру деятельности анализируемых субъектов, что неминуемо отражается на отношениях по недропользованию. Так, по итогам круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ, отмечается, что "зачастую после окончания строительства линейных объектов (в частности, автодорог) недобросовестные организации уклоняются от проведения работ по рекультивации отработанных участков недр" <7>. Это влечет за собой причинение вреда окружающей природной среде, невозможность использовать земельный участок по первоначальному назначению, а также нарушает требования законодательства о недропользовании в части рационального использования и охраны недр. Как справедливо отмечено Верховным Судом РФ, добыча и использование ОПИ для строительства и поддержания состояния имеющихся дорог без лицензии на пользование недрами, согласованного в установленном порядке технического проекта и иной проектной документации, не отвечают требованиям по рациональному использованию недр, что приводит к отсутствию обязательств по рекультивации участков и консервации или ликвидации горных выработок, а также к невозможности осуществления контроля и надзора за использованием и охраной недр <8>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
Статья: Закон РФ "О недрах": ядро возможной кодификации горного права Российской Федерации
(Чугунова-Катуччи С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Правовой анализ структуры Закона РФ "О недрах" позволяет выявить, что в данном Законе, пусть и достаточно лаконично, но в целом обозначены основные блоки правового регулирования вопросов недропользования: общие положения, виды пользования недрами, лицензирование, рациональная эксплуатация и охрана недр, государственное регулирование отношений недропользования, включая функции государственного управления, контроля и надзора, экономический базис недропользования, включая различного рода платежи и сборы, ответственность за нарушение российского законодательства о недрах, механизмы разрешения споров, а также положения о соотношении российского горного законодательства и международных договоров Российской Федерации. Подобная структура свидетельствует о функциях комплексности и многоплановости, которые были изначально заложены российскими законодателями в данный Закон. Все вышеуказанное позволяет заключить, что Закон РФ "О недрах" располагает достаточным нормативным потенциалом, чтобы служить основой для разработки в будущем намного более сложного и детализированного акта горного законодательства РФ - Горного кодекса РФ. В подтверждение этого можно обратиться к истории самого Закона РФ "О недрах".
(Чугунова-Катуччи С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Правовой анализ структуры Закона РФ "О недрах" позволяет выявить, что в данном Законе, пусть и достаточно лаконично, но в целом обозначены основные блоки правового регулирования вопросов недропользования: общие положения, виды пользования недрами, лицензирование, рациональная эксплуатация и охрана недр, государственное регулирование отношений недропользования, включая функции государственного управления, контроля и надзора, экономический базис недропользования, включая различного рода платежи и сборы, ответственность за нарушение российского законодательства о недрах, механизмы разрешения споров, а также положения о соотношении российского горного законодательства и международных договоров Российской Федерации. Подобная структура свидетельствует о функциях комплексности и многоплановости, которые были изначально заложены российскими законодателями в данный Закон. Все вышеуказанное позволяет заключить, что Закон РФ "О недрах" располагает достаточным нормативным потенциалом, чтобы служить основой для разработки в будущем намного более сложного и детализированного акта горного законодательства РФ - Горного кодекса РФ. В подтверждение этого можно обратиться к истории самого Закона РФ "О недрах".
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Однако при этом Верховным Судом РФ отмечено, что безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения приведут к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче таких ресурсов.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Однако при этом Верховным Судом РФ отмечено, что безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения приведут к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче таких ресурсов.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В 2011 г. сфера муниципального контроля была расширена <1> и в рамках данного контроля стали возможными проверки соблюдения требований, установленных не только муниципальными правовыми актами, но и федеральными, региональными. Ученые отмечают, что это повысило эффективность муниципального контроля <2>. Муниципалитеты осуществляли, помимо тех видов, которые сейчас закреплены в качестве муниципального контроля, муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; контроль в области торговой деятельности; контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (с включением данного вида контроля в состав регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В 2011 г. сфера муниципального контроля была расширена <1> и в рамках данного контроля стали возможными проверки соблюдения требований, установленных не только муниципальными правовыми актами, но и федеральными, региональными. Ученые отмечают, что это повысило эффективность муниципального контроля <2>. Муниципалитеты осуществляли, помимо тех видов, которые сейчас закреплены в качестве муниципального контроля, муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; контроль в области торговой деятельности; контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (с включением данного вида контроля в состав регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В настоящей статье уточнение модели оценки земельных участков для эксплуатации объектов крупных промышленных предприятий обосновано необходимостью учета особенностей конкретной группы отраслей (недропользование без выделения конкретных подгрупп, например, по добыче общераспространенных полезных ископаемых). Особенности функционирования предприятий добывающих отраслей промышленности на стадии разработки месторождений полезных ископаемых, кроме значительных площадей таких объектов и наличия специального федерального органа регулирования и надзора (Федерального агентства по недропользованию), следующие:
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В настоящей статье уточнение модели оценки земельных участков для эксплуатации объектов крупных промышленных предприятий обосновано необходимостью учета особенностей конкретной группы отраслей (недропользование без выделения конкретных подгрупп, например, по добыче общераспространенных полезных ископаемых). Особенности функционирования предприятий добывающих отраслей промышленности на стадии разработки месторождений полезных ископаемых, кроме значительных площадей таких объектов и наличия специального федерального органа регулирования и надзора (Федерального агентства по недропользованию), следующие: