Надзор за исполнением бюджетного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за исполнением бюджетного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Исполнение местного бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)"...Службой [по финансово-бюджетному надзору - ред.]... проведена плановая выездная проверка соблюдения Управлением... бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Службой [по финансово-бюджетному надзору - ред.]... проведена плановая выездная проверка соблюдения Управлением... бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Завершение финансового года
(КонсультантПлюс, 2025)"...департаментом финансово-бюджетного надзора... края... в отношении администрации... проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)"...департаментом финансово-бюджетного надзора... края... в отношении администрации... проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Место прокуратуры Российской Федерации в системе финансовых правоотношений
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Целью статьи является комплексный анализ места прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Основное внимание уделяется изучению влияния прокурорского надзора за обеспечением законности и эффективностью использования бюджетных средств. Важной задачей также является исследование методов, используемых прокуратурой для надзора за исполнением бюджетного законодательства в различных отраслях, включая государственные закупки и социальные услуги. При этом важнейшим, на наш взгляд, является развитие и совершенствование доктринальных подходов к определению места прокуратуры в системе участников финансовых правоотношении. В этой связи нельзя не согласиться с мнением С.Г. Павликова о том, что "доктрина" должна занимать достойное место в правовой системе Российской Федерации [5].
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Целью статьи является комплексный анализ места прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Основное внимание уделяется изучению влияния прокурорского надзора за обеспечением законности и эффективностью использования бюджетных средств. Важной задачей также является исследование методов, используемых прокуратурой для надзора за исполнением бюджетного законодательства в различных отраслях, включая государственные закупки и социальные услуги. При этом важнейшим, на наш взгляд, является развитие и совершенствование доктринальных подходов к определению места прокуратуры в системе участников финансовых правоотношении. В этой связи нельзя не согласиться с мнением С.Г. Павликова о том, что "доктрина" должна занимать достойное место в правовой системе Российской Федерации [5].
Статья: Новые полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве: профессиональное обучение
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Законность", 2024, N 8)В связи с этим Санкт-Петербургский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих наряду с существующими курсами "Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства", "Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере экономики" разработал качественно новые: "Участие прокуроров в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве", "Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной (муниципальной) собственности".
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Законность", 2024, N 8)В связи с этим Санкт-Петербургский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих наряду с существующими курсами "Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства", "Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере экономики" разработал качественно новые: "Участие прокуроров в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве", "Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной (муниципальной) собственности".
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)21) автоматизированный мониторинг цен - процесс аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения государственного оборонного заказа и иной информации, относящейся к выполнению государственного оборонного заказа, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в целях выявления рисков завышения цен государственных контрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники, заключенных федеральным органом в области обороны, а также контрактов, заключенных в целях исполнения указанных государственных контрактов.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)21) автоматизированный мониторинг цен - процесс аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения государственного оборонного заказа и иной информации, относящейся к выполнению государственного оборонного заказа, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в целях выявления рисков завышения цен государственных контрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники, заключенных федеральным органом в области обороны, а также контрактов, заключенных в целях исполнения указанных государственных контрактов.
Постановление Правительства РФ от 14.03.2024 N 302
"Об утверждении Положения о проведении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, его территориальным органом осмотра и проверок эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества и изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества"а) Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам, органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, органу, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, или подведомственному ему федеральному государственному бюджетному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями в соответствии с решениями такого органа, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, территориальным органам государственных внебюджетных фондов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, иным определенным федеральными законами органам, организациям;
"Об утверждении Положения о проведении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, его территориальным органом осмотра и проверок эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества и изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества"а) Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам, органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, органу, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, или подведомственному ему федеральному государственному бюджетному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями в соответствии с решениями такого органа, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, территориальным органам государственных внебюджетных фондов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, иным определенным федеральными законами органам, организациям;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- обеспечение законности в рамках внутриведомственного и межведомственного контроля и надзора за точным и единообразным исполнением бюджетного законодательства всеми субъектами бюджетного процесса.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- обеспечение законности в рамках внутриведомственного и межведомственного контроля и надзора за точным и единообразным исполнением бюджетного законодательства всеми субъектами бюджетного процесса.
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
Статья: Правовая природа постановления прокурора, предусмотренного п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК
(Нагорный В.А.)
("Законность", 2024, N 5)<8> Например, п. 2 Указания Генерального прокурора РФ от 18 марта 2020 г. N 170/7 "Об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств" прокурорам предписано при подготовке постановлений о направлении материалов прокурорских проверок в порядке ст. 37 УПК согласовывать их с подразделениями (должностными лицами), осуществляющими надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
(Нагорный В.А.)
("Законность", 2024, N 5)<8> Например, п. 2 Указания Генерального прокурора РФ от 18 марта 2020 г. N 170/7 "Об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств" прокурорам предписано при подготовке постановлений о направлении материалов прокурорских проверок в порядке ст. 37 УПК согласовывать их с подразделениями (должностными лицами), осуществляющими надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Статья: Надзор за исполнением законодательства при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика отдельными видами юридических лиц
(Махмудов З.Ш., Бурчак К.А.)
("Законность", 2022, N 1)В статье рассматриваются актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика отдельными видами юридических лиц. В связи с участившимися случаями хищения денежных средств организаций при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика приведены положительные примеры прокурорских проверок и высказаны предложения, которые позволят прокурорским работникам пресекать попытки хищения бюджетных денежных средств.
(Махмудов З.Ш., Бурчак К.А.)
("Законность", 2022, N 1)В статье рассматриваются актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика отдельными видами юридических лиц. В связи с участившимися случаями хищения денежных средств организаций при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика приведены положительные примеры прокурорских проверок и высказаны предложения, которые позволят прокурорским работникам пресекать попытки хищения бюджетных денежных средств.
Статья: Некоторые проблемы нормативного регулирования, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора в сфере реализации национального проекта "Здравоохранение"
(Пересыпкин А.В.)
("Медицинское право", 2021, N 4)<16> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" // Законность. 2019. N 5.
(Пересыпкин А.В.)
("Медицинское право", 2021, N 4)<16> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" // Законность. 2019. N 5.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)6.4. В части 6.4 комментируемой статьи установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, то есть Казначейство России (см. комментарий к ст. 22 Закона), передает в электронном виде информацию о валютных операциях резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне (за исключением Банка России), федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым открыты в указанном федеральном органе исполнительной власти, Банку России и федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России (см. комментарий к ст. 22 Закона), в объеме и порядке, которые установлены соглашениями, заключаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, то есть Казначейством России, с Банком России и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)6.4. В части 6.4 комментируемой статьи установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, то есть Казначейство России (см. комментарий к ст. 22 Закона), передает в электронном виде информацию о валютных операциях резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне (за исключением Банка России), федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым открыты в указанном федеральном органе исполнительной власти, Банку России и федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России (см. комментарий к ст. 22 Закона), в объеме и порядке, которые установлены соглашениями, заключаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, то есть Казначейством России, с Банком России и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России.
Статья: Актуальные вопросы надзорной деятельности органов прокуратуры при реализации национальных проектов
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Поэтому необходимо организовать поступление сведений о параметрах реализации национальных проектов, объемах финансирования и расходования бюджетных средств посредством закупочных процедур в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, в том числе путем направления требований <7>.
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Поэтому необходимо организовать поступление сведений о параметрах реализации национальных проектов, объемах финансирования и расходования бюджетных средств посредством закупочных процедур в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, в том числе путем направления требований <7>.
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)С целью нивелирования негативных эффектов от обозначенных проблем и обеспечения эффективного функционирования мер государственного бюджетного принуждения в свете санкционного давления и внешнеполитической напряженности авторским коллективом предлагается следующий комплекс мер, который обеспечит высокий уровень исполнительской дисциплины бюджетного законодательства, повысит результативность использования бюджетного финансирования и позволит создать прозрачную систему надзора за исполнением бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы.
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)С целью нивелирования негативных эффектов от обозначенных проблем и обеспечения эффективного функционирования мер государственного бюджетного принуждения в свете санкционного давления и внешнеполитической напряженности авторским коллективом предлагается следующий комплекс мер, который обеспечит высокий уровень исполнительской дисциплины бюджетного законодательства, повысит результативность использования бюджетного финансирования и позволит создать прозрачную систему надзора за исполнением бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы.
Статья: Разграничение понятий причиненного ущерба и размера похищенного имущества
(Кострюков А.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)Кострюков Алексей Владимирович, заместитель начальника управления по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
(Кострюков А.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)Кострюков Алексей Владимирович, заместитель начальника управления по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Деятельность органов муниципальной власти, будучи подзаконной, является объектом надзора и контроля со стороны государства. Так, в отношении местного самоуправления осуществляется прокурорский надзор. Соответствие уставов муниципальных образований законодательству контролируется Министерством юстиции РФ. Федеральное казначейство контролирует исполнение бюджетных полномочий органов муниципального финансового контроля в структуре местных администраций. Отчеты об исполнении местного бюджета представляются в органы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства <23>. Указанные контрольные полномочия осуществляют в отношении органов местного самоуправления федеральные органы государственной власти.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Деятельность органов муниципальной власти, будучи подзаконной, является объектом надзора и контроля со стороны государства. Так, в отношении местного самоуправления осуществляется прокурорский надзор. Соответствие уставов муниципальных образований законодательству контролируется Министерством юстиции РФ. Федеральное казначейство контролирует исполнение бюджетных полномочий органов муниципального финансового контроля в структуре местных администраций. Отчеты об исполнении местного бюджета представляются в органы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства <23>. Указанные контрольные полномочия осуществляют в отношении органов местного самоуправления федеральные органы государственной власти.