Надзор и контроль различия
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор и контроль различия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие механизма федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в целях обеспечения национальных интересов
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Отсутствие унифицированного подхода к определению контроля и надзора обусловливает различия в раскрытии сущности производных понятий и категорий, в том числе таких, как "миграционный контроль", "миграционный надзор", "миграционный контроль (надзор)", "иммиграционный контроль". Дополнительные сложности связаны с тем, что отсутствует общепринятый подход к определению базовых понятий, применяемых в миграционной сфере (таких как "миграция", "мигрант", "иммиграция" и т.д.), не раскрываются они и в действующем законодательстве, что, как отмечается в литературе, невольно допускает вероятность субъективного толкования <26>. Сказанное обусловливает многообразие подходов в теоретическом обосновании предмета миграционного контроля, его субъектов и т.д.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Отсутствие унифицированного подхода к определению контроля и надзора обусловливает различия в раскрытии сущности производных понятий и категорий, в том числе таких, как "миграционный контроль", "миграционный надзор", "миграционный контроль (надзор)", "иммиграционный контроль". Дополнительные сложности связаны с тем, что отсутствует общепринятый подход к определению базовых понятий, применяемых в миграционной сфере (таких как "миграция", "мигрант", "иммиграция" и т.д.), не раскрываются они и в действующем законодательстве, что, как отмечается в литературе, невольно допускает вероятность субъективного толкования <26>. Сказанное обусловливает многообразие подходов в теоретическом обосновании предмета миграционного контроля, его субъектов и т.д.
Статья: Сравнительный анализ правовых моделей федерального государственного контроля (надзора) в сфере коллекторской деятельности
(Кель М.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 3)Основное различие контроля и надзора заключается в том, что контроль осуществляется в отношении подчиненных органов и лиц, надзор, напротив, не связан отношениями подчиненности. При осуществлении контроля уполномоченные органы вправе вмешиваться в деятельность объекта проверки.
(Кель М.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 3)Основное различие контроля и надзора заключается в том, что контроль осуществляется в отношении подчиненных органов и лиц, надзор, напротив, не связан отношениями подчиненности. При осуществлении контроля уполномоченные органы вправе вмешиваться в деятельность объекта проверки.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"6.9. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды для работников Службы, осуществляющих функции по контролю и надзору, знаков различия и отличия, жетонов и удостоверений для них, а также порядок ношения форменной одежды.
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"6.9. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды для работников Службы, осуществляющих функции по контролю и надзору, знаков различия и отличия, жетонов и удостоверений для них, а также порядок ношения форменной одежды.
Статья: О проблеме соотношения терминов "контроль" и "надзор" на примере властной деятельности по обеспечению конкуренции в банковской сфере
(Курдюмов М.Д.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Как мы видим, законодатель достаточно вольно отнесся к использованию проблемных терминов "контроль" и "надзор". Говоря о Центральном банке, обращаем внимание, что его деятельность не вписывается в теоретически оформленное определение надзора, поскольку осуществление любых властных полномочий, вверенных Центробанку, реализуемо на практике только при тщательном анализе деятельности поднадзорного субъекта. Остроту противоречий проиллюстрируем цитатой В.П. Беляева: "Основные различия контроля и надзора заключаются в следующем: в ряде случаев контроль осуществляется в отношении подчиненных органов; контролеры вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта; контроль предполагает оценку деятельности контролируемого объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности; должностные лица органов контроля вправе самостоятельно привлекать правонарушителей к ответственности" <13>, поскольку все перечисленные в данном утверждении критерии контроля характеризуют деятельность Банка России, а критерий соподчиненности ни в одной дефиниции не указывается как абсолютный. Говорить о надзоре как теоретически отличающейся от контроля категории применительно к субъекту, который может давать организации указания по смене руководства (ст. 60 Закона о ЦБ), ограничивать осуществление ею отдельных банковских операций (ст. 74 Закона о ЦБ) и имеет применительно к некоторым конкретным ситуациям правомочие, но не обязанность по отзыву лицензии представляется не отражающим реального положения дел.
(Курдюмов М.Д.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Как мы видим, законодатель достаточно вольно отнесся к использованию проблемных терминов "контроль" и "надзор". Говоря о Центральном банке, обращаем внимание, что его деятельность не вписывается в теоретически оформленное определение надзора, поскольку осуществление любых властных полномочий, вверенных Центробанку, реализуемо на практике только при тщательном анализе деятельности поднадзорного субъекта. Остроту противоречий проиллюстрируем цитатой В.П. Беляева: "Основные различия контроля и надзора заключаются в следующем: в ряде случаев контроль осуществляется в отношении подчиненных органов; контролеры вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта; контроль предполагает оценку деятельности контролируемого объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности; должностные лица органов контроля вправе самостоятельно привлекать правонарушителей к ответственности" <13>, поскольку все перечисленные в данном утверждении критерии контроля характеризуют деятельность Банка России, а критерий соподчиненности ни в одной дефиниции не указывается как абсолютный. Говорить о надзоре как теоретически отличающейся от контроля категории применительно к субъекту, который может давать организации указания по смене руководства (ст. 60 Закона о ЦБ), ограничивать осуществление ею отдельных банковских операций (ст. 74 Закона о ЦБ) и имеет применительно к некоторым конкретным ситуациям правомочие, но не обязанность по отзыву лицензии представляется не отражающим реального положения дел.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)<19> Бессарабов В.Г. Государственный контроль. Прокурорский надзор (различия и единство) // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: Сб. статей. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1998. С. 129 - 132.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)<19> Бессарабов В.Г. Государственный контроль. Прокурорский надзор (различия и единство) // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: Сб. статей. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1998. С. 129 - 132.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)С.М. Зубарев, говоря о различиях между контролем и надзором, определяет в качестве предмета контроля законность и эффективность функционирования государственного аппарата, в то время как предмет надзора он ограничивает исключительно законностью и, более того, законностью деятельности юридических и физических лиц <1>. В этом тезисе все верно, необходимо лишь уточнить два обстоятельства. Во-первых, речь идет не о контроле вообще, а о контроле, который осуществляют субъекты, принадлежащие государственному аппарату, или органы государственной власти. Во-вторых, под юридическими лицами следует понимать субъектов, не входящих в государственный аппарат либо входящих в государственный аппарат, но осуществляющих деятельность, не связанную с реализацией государственных функций. Это уточнение важно, поскольку органы государственной власти, как правило, с точки зрения гражданского права являются юридическими лицами.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)С.М. Зубарев, говоря о различиях между контролем и надзором, определяет в качестве предмета контроля законность и эффективность функционирования государственного аппарата, в то время как предмет надзора он ограничивает исключительно законностью и, более того, законностью деятельности юридических и физических лиц <1>. В этом тезисе все верно, необходимо лишь уточнить два обстоятельства. Во-первых, речь идет не о контроле вообще, а о контроле, который осуществляют субъекты, принадлежащие государственному аппарату, или органы государственной власти. Во-вторых, под юридическими лицами следует понимать субъектов, не входящих в государственный аппарат либо входящих в государственный аппарат, но осуществляющих деятельность, не связанную с реализацией государственных функций. Это уточнение важно, поскольку органы государственной власти, как правило, с точки зрения гражданского права являются юридическими лицами.
Статья: Государственный, муниципальный и общественный контроль: содержание и соотношение понятий с позиций конституционного права
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<7> См., например: Бессарабов В.Г. Государственный контроль. Прокурорский надзор (различия и единство) // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: Сборник статей. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1998. С. 129 - 132; Гулягин А.Ю. Указ. соч. С. 31 - 35; Кудилинский М.Н. Указ. соч. В названной работе М.Н. Кудилинского, в частности, встречаются такие довольно категоричные суждения: "разделение понятий "контроль" и "надзор" в настоящее время лишено практического смысла. Данная проблема представляется полностью надуманной и потерявшей актуальность. Понятия "контроль" и "надзор" современный законодатель использует как синонимы. Прокурорский, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, но фитосанитарный контроль. Например, карантин животных и карантин растений не настолько отличаются друг от друга, что первый следует с научных позиций обозначать словом "надзор", а второй - словом "контроль"; "таким образом, понятия "контроль" и "надзор" на современном этапе развития российской системы государственного управления не следует воспринимать в качестве разных, не совпадающих видов государственно-властной деятельности. Надзор следует рассматривать как традиционное наименование отдельных видов контроля и не более того".
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<7> См., например: Бессарабов В.Г. Государственный контроль. Прокурорский надзор (различия и единство) // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: Сборник статей. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1998. С. 129 - 132; Гулягин А.Ю. Указ. соч. С. 31 - 35; Кудилинский М.Н. Указ. соч. В названной работе М.Н. Кудилинского, в частности, встречаются такие довольно категоричные суждения: "разделение понятий "контроль" и "надзор" в настоящее время лишено практического смысла. Данная проблема представляется полностью надуманной и потерявшей актуальность. Понятия "контроль" и "надзор" современный законодатель использует как синонимы. Прокурорский, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, но фитосанитарный контроль. Например, карантин животных и карантин растений не настолько отличаются друг от друга, что первый следует с научных позиций обозначать словом "надзор", а второй - словом "контроль"; "таким образом, понятия "контроль" и "надзор" на современном этапе развития российской системы государственного управления не следует воспринимать в качестве разных, не совпадающих видов государственно-властной деятельности. Надзор следует рассматривать как традиционное наименование отдельных видов контроля и не более того".
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1. Ввиду важности жилых помещений как объектов гражданских прав за их использованием осуществляются надзор и контроль, которые могут быть государственным, муниципальным, общественным. В комментируемой статье используется как термин "контроль", так и термин "надзор". Законодательно различия между этими терминами не установлены. Считается, что есть два главных отличия между ними:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1. Ввиду важности жилых помещений как объектов гражданских прав за их использованием осуществляются надзор и контроль, которые могут быть государственным, муниципальным, общественным. В комментируемой статье используется как термин "контроль", так и термин "надзор". Законодательно различия между этими терминами не установлены. Считается, что есть два главных отличия между ними: