Национальный режим 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный режим 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Национальный режим при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Национальный режим при закупках у единственного поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)2. Национальный режим при закупках у единственного поставщика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования государственного заказа в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
(Щербаков В.А.)
("Юрист", 2024, N 7)<10> Балтутите И.В. Применение национального режима в государственных и муниципальных закупках // Правовая парадигма. 2020. Т. 19. N 1. С. 42.
(Щербаков В.А.)
("Юрист", 2024, N 7)<10> Балтутите И.В. Применение национального режима в государственных и муниципальных закупках // Правовая парадигма. 2020. Т. 19. N 1. С. 42.
Статья: Товары, поставляемые в работах и услугах по Закону N 223-ФЗ
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)На самом деле термин "товары, поставляемые при выполнении работ (оказании услуг)" фигурировал в нормативных правовых актах достаточно давно. Например, в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 <1> (в прошлом Постановлении по национальному режиму) было установлено, что минимальная доля закупок российской продукции включала такие товары. Просто раньше этот термин не имел глобального практического значения.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)На самом деле термин "товары, поставляемые при выполнении работ (оказании услуг)" фигурировал в нормативных правовых актах достаточно давно. Например, в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 <1> (в прошлом Постановлении по национальному режиму) было установлено, что минимальная доля закупок российской продукции включала такие товары. Просто раньше этот термин не имел глобального практического значения.
Нормативные акты
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 11.01.2021 N СЕ-2-2/7-20-БК
<По заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года>Комиссия просит Суд предоставить консультативное заключение о разъяснении положений пунктов 11 и 31 Протокола в части возможности однократности либо многократности установления государствами - членами Евразийского экономического союза особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок в установленном порядке.
<По заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года>Комиссия просит Суд предоставить консультативное заключение о разъяснении положений пунктов 11 и 31 Протокола в части возможности однократности либо многократности установления государствами - членами Евразийского экономического союза особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок в установленном порядке.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.07.2022 N АПЛ22-245
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.03.2022 N АКПИ21-1068, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим письма ФАС России от 16.09.2020 N ИА/80326/20 "По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий">в целях формирования единообразной практики применения национального режима в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Федеральная антимонопольная служба (далее также - ФАС России) направила руководителям ее территориальных органов для использования в работе информационное письмо от 16 сентября 2020 г. N ИА/80326/20 (далее - Письмо). В его абзаце втором указано, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.03.2022 N АКПИ21-1068, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим письма ФАС России от 16.09.2020 N ИА/80326/20 "По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий">в целях формирования единообразной практики применения национального режима в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Федеральная антимонопольная служба (далее также - ФАС России) направила руководителям ее территориальных органов для использования в работе информационное письмо от 16 сентября 2020 г. N ИА/80326/20 (далее - Письмо). В его абзаце втором указано, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
Статья: Правовое регулирование краудфандинга в Великобритании
(Шапошников Г.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Регулируемые формы краудфандинга в Великобритании совпадают с их признанными на уровне законодательного регулирования Европейского союза аналогами. Так, Регламент Европейского парламента и Совета о европейских поставщиках краудфандинговых услуг (ECSP) <10> для бизнеса, являясь базовым документом в системе специальных краудфандинговых нормативных правовых актов, выделяет указанные формы краудфандинга как составляющие предмет его регулирования. В данном случае единство подходов имеет место не вследствие приверженности Европейского парламента и Совета регулятивному , сложившемуся в Великобритании, а по причине универсализации отдельных национальных режимов стран ЕС <11>. Определившись с регулируемыми формами краудфандинга, можно рассмотреть применяемые Управлением подходы к раскрытию таких форм.
(Шапошников Г.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Регулируемые формы краудфандинга в Великобритании совпадают с их признанными на уровне законодательного регулирования Европейского союза аналогами. Так, Регламент Европейского парламента и Совета о европейских поставщиках краудфандинговых услуг (ECSP) <10> для бизнеса, являясь базовым документом в системе специальных краудфандинговых нормативных правовых актов, выделяет указанные формы краудфандинга как составляющие предмет его регулирования. В данном случае единство подходов имеет место не вследствие приверженности Европейского парламента и Совета регулятивному , сложившемуся в Великобритании, а по причине универсализации отдельных национальных режимов стран ЕС <11>. Определившись с регулируемыми формами краудфандинга, можно рассмотреть применяемые Управлением подходы к раскрытию таких форм.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Как представляется, корреляция принципов свободы торговли, уменьшения барьеров международной торговли, действующих в рамках ВТО, с предоставлением государствам-членам свободы в выборе режимов исчерпания прав довольно сомнительна ввиду того, что национальный режим исчерпания прав (в случае его установления государством - членом ВТО) представляет собой отражение в приоритетном порядке интересов правообладателей интеллектуальной собственности и международной торговле напрямую не способствует. При этом стоит учитывать и то обстоятельство, что посредством установления национального режима исчерпания прав государства могут решать проблему привлечения иностранных инвесторов, иностранных производителей на национальные рынки, стимулируя последних на распространение товаров в своей юрисдикции, по сути, эксклюзивным правом на ввоз продукции в государство и возможностью установления желаемых (зачастую различающихся) цен на разных рынках сбыта.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Как представляется, корреляция принципов свободы торговли, уменьшения барьеров международной торговли, действующих в рамках ВТО, с предоставлением государствам-членам свободы в выборе режимов исчерпания прав довольно сомнительна ввиду того, что национальный режим исчерпания прав (в случае его установления государством - членом ВТО) представляет собой отражение в приоритетном порядке интересов правообладателей интеллектуальной собственности и международной торговле напрямую не способствует. При этом стоит учитывать и то обстоятельство, что посредством установления национального режима исчерпания прав государства могут решать проблему привлечения иностранных инвесторов, иностранных производителей на национальные рынки, стимулируя последних на распространение товаров в своей юрисдикции, по сути, эксклюзивным правом на ввоз продукции в государство и возможностью установления желаемых (зачастую различающихся) цен на разных рынках сбыта.
Вопрос: Если в отношении продукции, закупка которой осуществляется путем проведения электронного аукциона, не применяются положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ о национальном режиме, должен ли заказчик устанавливать требование о предоставлении в составе заявки на участие сведений о стране происхождения товара?
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2020, N 12
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2020, N 12
Статья: Инструменты правовой охраны интеллектуальной собственности при осуществлении внешнеторговой деятельности
(Шахназаров Б.А., Близнец И.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Ключевые слова: интеллектуальная собственность, Парижская конвенция, международно-правовая охрана, аутсорсинг, информационные и коммуникационные технологии, Соглашение ТРИПС, договорные лицензии, гражданско-правовые и административные процедуры, средства судебной защиты, национальный режим.
(Шахназаров Б.А., Близнец И.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Ключевые слова: интеллектуальная собственность, Парижская конвенция, международно-правовая охрана, аутсорсинг, информационные и коммуникационные технологии, Соглашение ТРИПС, договорные лицензии, гражданско-правовые и административные процедуры, средства судебной защиты, национальный режим.
Статья: Надзор за соблюдением требований законодательства о поддержке российских товаропроизводителей - участников закупок для государственных и муниципальных нужд
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2023, N 8)Достижению цели выполнения рассматриваемой задачи способствует правовой институт национального режима при осуществлении закупок, основные черты которого сформулированы в ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон).
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2023, N 8)Достижению цели выполнения рассматриваемой задачи способствует правовой институт национального режима при осуществлении закупок, основные черты которого сформулированы в ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон).
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ФАС России в целях формирования единообразной практики применения национального режима в соответствии с Законом о контрактной системе выпущено письмо от 16.09.2020 N ИА/80326/20 (далее - Письмо) о следующем.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ФАС России в целях формирования единообразной практики применения национального режима в соответствии с Законом о контрактной системе выпущено письмо от 16.09.2020 N ИА/80326/20 (далее - Письмо) о следующем.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Кроме того, при закупках немонтируемого оборудования заказчику необходимо учитывать требования о национальном режиме (ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и N 617), а также требования о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), что в большинстве не исполняется на стадии проектирования и далее может повлечь за собой необходимость замены.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Кроме того, при закупках немонтируемого оборудования заказчику необходимо учитывать требования о национальном режиме (ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и N 617), а также требования о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), что в большинстве не исполняется на стадии проектирования и далее может повлечь за собой необходимость замены.
Статья: Совершенствование российского судопроизводства в условиях экономических санкций: исключительная компетенция и получение экзекватуры (часть 1)
(Щукин А.И.)
("Закон", 2021, N 1)<20> URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/754380-7#bh_note (дата обращения: 28.06.2020).
(Щукин А.И.)
("Закон", 2021, N 1)<20> URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/754380-7#bh_note (дата обращения: 28.06.2020).
Вопрос: Участник не указал сведения о реестровом номере в соответствии с ПП РФ от 30.04.2020 N 616 в составе заявки. По какому основанию отклонить такую заявку в электронном аукционе? В чем отличие случаев отклонения, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 4)Ответ: Заявка на участие в закупке по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ отклоняется в случаях, если нормативными правовыми актами, принятыми в рамках применения национального режима, предусмотрено такое отклонение. Так, например, заказчику необходимо будет выбрать основание для отклонения заявки по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, если сработал механизм "третий лишний" или "второй лишний" в закупках, где было установлено ограничение допуска. В рассматриваемой же ситуации заявку необходимо отклонить по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, в связи с непредставлением установленных извещением сведений.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 4)Ответ: Заявка на участие в закупке по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ отклоняется в случаях, если нормативными правовыми актами, принятыми в рамках применения национального режима, предусмотрено такое отклонение. Так, например, заказчику необходимо будет выбрать основание для отклонения заявки по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, если сработал механизм "третий лишний" или "второй лишний" в закупках, где было установлено ограничение допуска. В рассматриваемой же ситуации заявку необходимо отклонить по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, в связи с непредставлением установленных извещением сведений.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Валюшко Н.В. К вопросу об обеспечении национального режима в гражданском процессе в Республике Беларусь. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_26615163_67530953pdf (дата обращения: 25.10.2022).
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Валюшко Н.В. К вопросу об обеспечении национального режима в гражданском процессе в Республике Беларусь. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_26615163_67530953pdf (дата обращения: 25.10.2022).