Национальный проект здравоохранение 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный проект здравоохранение 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В связи с запуском федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящего в национальный проект "Здравоохранение", в 2019 г. практически все субъекты Российской Федерации приняли пятилетние (с 2019 по 2024 г.) стратегии развития санитарной авиации. Анализ таких стратегий, разработанных для районов с неблагоприятными условиями, показывает, что значительное место в документе, который посвящен развитию санитарной авиации, уделяется общим проблемам региональной системы здравоохранения. Например, из семи задач Стратегии развития санитарной авиации в Тюменской области лишь две непосредственно связаны с санитарной авиацией:
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В связи с запуском федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящего в национальный проект "Здравоохранение", в 2019 г. практически все субъекты Российской Федерации приняли пятилетние (с 2019 по 2024 г.) стратегии развития санитарной авиации. Анализ таких стратегий, разработанных для районов с неблагоприятными условиями, показывает, что значительное место в документе, который посвящен развитию санитарной авиации, уделяется общим проблемам региональной системы здравоохранения. Например, из семи задач Стратегии развития санитарной авиации в Тюменской области лишь две непосредственно связаны с санитарной авиацией:
Статья: Эффективность оптимизации здравоохранения: правовые аспекты
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Особо следует отметить национальный проект "Здравоохранение" на период с 2019 по 2024 г., заявленный после провальной реформы бюджетной сферы. За 6 лет Минздрав рассчитывает более чем на четверть снизить смертность трудоспособного населения и на 19,6% - младенческую смертность. Потери от болезней кровообращения должны уменьшиться на 23,4%, от онкозаболеваний - на 7,8%. Плановый бюджет составил 1,3 трлн руб. На эти деньги Минздрав сократил коечный фонд, не решил проблемы кадрового дефицита, но изменил в свою пользу статистические показатели, а некоторые (например, динамику смертности от инсультов) и вовсе нельзя найти в открытом доступе.
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Особо следует отметить национальный проект "Здравоохранение" на период с 2019 по 2024 г., заявленный после провальной реформы бюджетной сферы. За 6 лет Минздрав рассчитывает более чем на четверть снизить смертность трудоспособного населения и на 19,6% - младенческую смертность. Потери от болезней кровообращения должны уменьшиться на 23,4%, от онкозаболеваний - на 7,8%. Плановый бюджет составил 1,3 трлн руб. На эти деньги Минздрав сократил коечный фонд, не решил проблемы кадрового дефицита, но изменил в свою пользу статистические показатели, а некоторые (например, динамику смертности от инсультов) и вовсе нельзя найти в открытом доступе.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень государственных программ, национальных и федеральных проектов, приоритетных программ и проектов в Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" <2>
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" <2>
Приказ Минздрава России от 12.04.2021 N 325
(ред. от 15.12.2023)
"Об утверждении методик расчета дополнительных показателей федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография"
(вместе с "Методикой расчета дополнительного показателя "Обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни (тысяч человек)", "Методикой расчета дополнительного показателя "Темпы прироста первичной заболеваемости ожирением (процент)", "Методикой расчета дополнительного показателя "Число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни (паспорта здоровья) (млн человек)")2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 апреля 2019 г. N 226 "Об утверждении методик расчета показателей национального проекта "Демография" и, входящего в него федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек".
(ред. от 15.12.2023)
"Об утверждении методик расчета дополнительных показателей федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография"
(вместе с "Методикой расчета дополнительного показателя "Обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни (тысяч человек)", "Методикой расчета дополнительного показателя "Темпы прироста первичной заболеваемости ожирением (процент)", "Методикой расчета дополнительного показателя "Число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни (паспорта здоровья) (млн человек)")2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 апреля 2019 г. N 226 "Об утверждении методик расчета показателей национального проекта "Демография" и, входящего в него федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек".
Статья: Формирование цифрового здравоохранения как вызов времени
(Карцхия А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Особенно актуально создание в Российской Федерации единого цифрового контура здравоохранения на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в соответствии с национальным проектом "Здравоохранение" (предусмотрено Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), а также путем взаимодействия медицинских информационных систем частных медицинских организаций с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения <19>.
(Карцхия А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Особенно актуально создание в Российской Федерации единого цифрового контура здравоохранения на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в соответствии с национальным проектом "Здравоохранение" (предусмотрено Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), а также путем взаимодействия медицинских информационных систем частных медицинских организаций с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения <19>.
Статья: Проблемные аспекты обязательного медицинского освидетельствования для установления наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний, связанных с употреблением психоактивных веществ, к управлению транспортным средством
(Шпорт С.В., Клименко Т.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)8. Паспорт национального проекта "Здравоохранение" (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, Протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 22.11.2024).
(Шпорт С.В., Клименко Т.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)8. Паспорт национального проекта "Здравоохранение" (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, Протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 22.11.2024).
Статья: Защита прав пациентов: действенный механизм или юридическая фикция?
(Осинцев Д.В.)
("Медицинское право", 2021, N 2)<1> Колоколов Г.Р. Защита прав пациентов. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 192 с.; Старчиков М.Ю. Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами: положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов. М.: Инфотропик Медиа, 2019. 328 с.; Пискун А.И. Информационно-деонтологические нарушения как основной повод обращения пациентов в суд // Медицинское право. 2005. N 2; Пищита А.Н. Защита прав пациентов как экономический фактор регулирования оказания медицинской помощи // Законодательство и экономика. 2006. N 1; Поздняков М.Л. Судебная реформа: пациент скорее жив, чем мертв? // Адвокат. 2006. N 12; Брынза С.М. Уголовное обеспечение прав пациентов как составляющая национального проекта в сфере здравоохранения // Социальное и пенсионное право. 2007. N 1; Седова Н.Н., Кузнецов А.В. Права пациентов в России - кто их защищает? // Социальное и пенсионное право. 2009. N 4. С. 24 - 28; Баринов С.А. Сообщение о нарушении прав пациента как возможный способ его защиты // Современное право. 2012. N 12. С. 94 - 97; Цыганова О.А., Светличная Т.Г. Характеристика досудебных способов защиты прав пациентов // Медицинское право. 2013. N 1. С. 38 - 48; Тыртышный А.А., Помазкова С.И. Досудебные и внесудебные способы урегулирования споров между врачами и пациентами // Медицинское право. 2018. N 1. С. 8 - 13; Пономарев Н.С. Реформа здравоохранения в контексте защиты прав пациентов // Медицинское право. 2018. N 6. С. 30 - 35.
(Осинцев Д.В.)
("Медицинское право", 2021, N 2)<1> Колоколов Г.Р. Защита прав пациентов. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 192 с.; Старчиков М.Ю. Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами: положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов. М.: Инфотропик Медиа, 2019. 328 с.; Пискун А.И. Информационно-деонтологические нарушения как основной повод обращения пациентов в суд // Медицинское право. 2005. N 2; Пищита А.Н. Защита прав пациентов как экономический фактор регулирования оказания медицинской помощи // Законодательство и экономика. 2006. N 1; Поздняков М.Л. Судебная реформа: пациент скорее жив, чем мертв? // Адвокат. 2006. N 12; Брынза С.М. Уголовное обеспечение прав пациентов как составляющая национального проекта в сфере здравоохранения // Социальное и пенсионное право. 2007. N 1; Седова Н.Н., Кузнецов А.В. Права пациентов в России - кто их защищает? // Социальное и пенсионное право. 2009. N 4. С. 24 - 28; Баринов С.А. Сообщение о нарушении прав пациента как возможный способ его защиты // Современное право. 2012. N 12. С. 94 - 97; Цыганова О.А., Светличная Т.Г. Характеристика досудебных способов защиты прав пациентов // Медицинское право. 2013. N 1. С. 38 - 48; Тыртышный А.А., Помазкова С.И. Досудебные и внесудебные способы урегулирования споров между врачами и пациентами // Медицинское право. 2018. N 1. С. 8 - 13; Пономарев Н.С. Реформа здравоохранения в контексте защиты прав пациентов // Медицинское право. 2018. N 6. С. 30 - 35.
Статья: Надзор за соблюдением требований законодательства о поддержке российских товаропроизводителей - участников закупок для государственных и муниципальных нужд
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2023, N 8)Например, в ходе одной из проверок в государственном учреждении здравоохранения установлено, что в рамках реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Здравоохранение", учреждение разместило в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на право поставки переносного электромагнитного стимулятора, по результатам которого с коммерческой организацией заключен контракт.
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2023, N 8)Например, в ходе одной из проверок в государственном учреждении здравоохранения установлено, что в рамках реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Здравоохранение", учреждение разместило в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на право поставки переносного электромагнитного стимулятора, по результатам которого с коммерческой организацией заключен контракт.
Статья: Патентование и внедрение медицинских технологий в России: теоретические и практические аспекты
(Кравченко Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<1> Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2019. N 23. Ст. 2927; Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) // СПС "КонсультантПлюс"; Паспорт национального проекта "Здравоохранение" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС "КонсультантПлюс".
(Кравченко Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<1> Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2019. N 23. Ст. 2927; Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) // СПС "КонсультантПлюс"; Паспорт национального проекта "Здравоохранение" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Финансирование национальных проектов в Российской Федерации
(Тугушев Р.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Впрочем, в процессе реализации национальных проектов возможно как увеличение, так и уменьшение финансовой базы. Данные эффекты рельефно высветились с началом пандемии 2019 - 2020 гг. В частности, по заключению экспертов, федеральный бюджет из профицитного превратился в дефицитный, стало быть, рассчитывать на дополнительные бюджетные вливания не приходится. Кроме того, потребовалось перераспределение средств между национальными проектами. В частности, в 2020 г. были увеличены на 10% расходы на нацпроект "Здравоохранение", на остальные - урезаны на 10 - 25%. Эксперты также предсказывают на ближайшие два года замедление темпов реализации проектов по цифровизации и развитию экспорта в пользу стимулирования социальной политики <13>.
(Тугушев Р.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Впрочем, в процессе реализации национальных проектов возможно как увеличение, так и уменьшение финансовой базы. Данные эффекты рельефно высветились с началом пандемии 2019 - 2020 гг. В частности, по заключению экспертов, федеральный бюджет из профицитного превратился в дефицитный, стало быть, рассчитывать на дополнительные бюджетные вливания не приходится. Кроме того, потребовалось перераспределение средств между национальными проектами. В частности, в 2020 г. были увеличены на 10% расходы на нацпроект "Здравоохранение", на остальные - урезаны на 10 - 25%. Эксперты также предсказывают на ближайшие два года замедление темпов реализации проектов по цифровизации и развитию экспорта в пользу стимулирования социальной политики <13>.
Статья: "Общественное здоровье" в теоретико-правовом аспекте
(Комарова В.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Термин "общественное здоровье" употребляется также в выступлениях руководства страны (Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г.) и глав профильных министерств <13>, прямо или косвенно в различных современных стратегиях (Приказ Минздрава России от 15 января 2020 г. N 8 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года") и национальных проектах (Национальный проект "Демография", Федеральный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек", Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации").
(Комарова В.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Термин "общественное здоровье" употребляется также в выступлениях руководства страны (Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г.) и глав профильных министерств <13>, прямо или косвенно в различных современных стратегиях (Приказ Минздрава России от 15 января 2020 г. N 8 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года") и национальных проектах (Национальный проект "Демография", Федеральный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек", Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации").
Статья: Здравоохранение. Мнения
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)<1> В настоящее время реализуется национальный проект "Здравоохранение". Паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), реализация проекта запланирована в период с 2019 по 2024 год включительно.
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)<1> В настоящее время реализуется национальный проект "Здравоохранение". Паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), реализация проекта запланирована в период с 2019 по 2024 год включительно.
Статья: Переход на электронные личные медицинские книжки как необходимое условие проактивного надзора
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)<1> Паспорт федерального проекта "Цифровое государственное управление" (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 24.02.2023).
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)<1> Паспорт федерального проекта "Цифровое государственное управление" (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 24.02.2023).
Статья: Особенности реализации национальных проектов России в Мурманской области
(Иванец Д.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Мурманская область в полном своем составе входит в Арктическую зону Российской Федерации. С учетом вышесказанного в Мурманской области закономерно выявляется социальная направленность в реализации национальных проектов, как отмечают в своем исследовании Н.Н. Гагиев, Л.П. Гончаренко, С.А. Сыбачин, А.А. Шестакова, "наибольшее финансирование получат "Здравоохранение" (свыше 21 млрд руб.), "Демография" (свыше 17) и "Жилье и городская среда" (свыше 10). Самым главным региональным проектом является "Борьба с онкологическими заболеваниями" (14,5 млрд руб.). Повышенное внимание к данной проблеме неслучайно: в период 2015 - 2019 гг. число умерших на 100 тыс. чел. населения по причине новообразований выросло с 188,2 чел. до 203,2 (рост на 8%) и это является второй причиной смертности населения в регионе" <4>.
(Иванец Д.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Мурманская область в полном своем составе входит в Арктическую зону Российской Федерации. С учетом вышесказанного в Мурманской области закономерно выявляется социальная направленность в реализации национальных проектов, как отмечают в своем исследовании Н.Н. Гагиев, Л.П. Гончаренко, С.А. Сыбачин, А.А. Шестакова, "наибольшее финансирование получат "Здравоохранение" (свыше 21 млрд руб.), "Демография" (свыше 17) и "Жилье и городская среда" (свыше 10). Самым главным региональным проектом является "Борьба с онкологическими заболеваниями" (14,5 млрд руб.). Повышенное внимание к данной проблеме неслучайно: в период 2015 - 2019 гг. число умерших на 100 тыс. чел. населения по причине новообразований выросло с 188,2 чел. до 203,2 (рост на 8%) и это является второй причиной смертности населения в регионе" <4>.