Национальный проект цифровая
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный проект цифровая (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ИИ и документооборот
(Белоусова Н.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)Внедрение ИИ в рамках национального проекта
(Белоусова Н.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)Внедрение ИИ в рамках национального проекта
Статья: Порядок предоставления льготных кредитов ИТ-компаниям
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (п. 2 разд. 2 "Паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) поставлена цель создать устойчивую и безопасную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (п. 2 разд. 2 "Паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) поставлена цель создать устойчивую и безопасную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
Нормативные акты
Статья: Цифровая экономика: экономический и правовой аспекты
(Макарчук Н.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Известно, что согласованного подхода к определению понятия "цифровая экономика" не выработано <6>, в литературе отмечается недостаточность средств, позволяющих четко идентифицировать цифровую экономику как объект правового регулирования <7>. П.Э. Прохоров в своем диссертационном исследовании приводит многочисленные определения указанного понятия, отмечает отсутствие общих взглядов на его генезис, указывает на существование схожих или близких по смыслу категорий <8>. Между тем Т.Я. Хабриева справедливо отмечает, что оперирование понятиями в целях правового оформления экономических явлений должно быть допустимо только при выработке их единого смыслового значения <9>. В настоящее время сам термин "экономика", к определению которого имеется множество подходов, рассматривается как особый вид человеческой хозяйственной деятельности, связанный с ведением хозяйства семьи, города, страны (домашнее хозяйство или народное хозяйство), как исторически сложившаяся система экономических отношений (рыночная экономика, плановая экономика), как особая наука, раскрывающая и изучающая законы или правила осуществления хозяйственной деятельности <10>. Цифровая экономика рассматривается в большинстве научных исследований как система экономических отношений, характеризующаяся тремя ключевыми признаками <11>, первый из которых связан с появлением данных в цифровой форме как основного фактора производства, второй с использованием при осуществлении хозяйственной деятельности и обработке данных цифровых технологий, что дает преимущества на рынке, стимулирует деловую активность, позволяет увеличивать прибыль. Третий признак цифровой экономики характеризуется появлением цифровых платформ <12>, которые заменяют личное взаимодействие участников отношений на "дистанционное" или "удаленное" в электронном виде <13>, повышают прозрачность взаимодействия, оптимизируют бизнес-процессы, повышают производительность труда. Неслучайно указанные признаки нашли отражение в названиях национальных проектов "Цифровая экономика", "Экономика данных", в проекте Федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации" <14>.
(Макарчук Н.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Известно, что согласованного подхода к определению понятия "цифровая экономика" не выработано <6>, в литературе отмечается недостаточность средств, позволяющих четко идентифицировать цифровую экономику как объект правового регулирования <7>. П.Э. Прохоров в своем диссертационном исследовании приводит многочисленные определения указанного понятия, отмечает отсутствие общих взглядов на его генезис, указывает на существование схожих или близких по смыслу категорий <8>. Между тем Т.Я. Хабриева справедливо отмечает, что оперирование понятиями в целях правового оформления экономических явлений должно быть допустимо только при выработке их единого смыслового значения <9>. В настоящее время сам термин "экономика", к определению которого имеется множество подходов, рассматривается как особый вид человеческой хозяйственной деятельности, связанный с ведением хозяйства семьи, города, страны (домашнее хозяйство или народное хозяйство), как исторически сложившаяся система экономических отношений (рыночная экономика, плановая экономика), как особая наука, раскрывающая и изучающая законы или правила осуществления хозяйственной деятельности <10>. Цифровая экономика рассматривается в большинстве научных исследований как система экономических отношений, характеризующаяся тремя ключевыми признаками <11>, первый из которых связан с появлением данных в цифровой форме как основного фактора производства, второй с использованием при осуществлении хозяйственной деятельности и обработке данных цифровых технологий, что дает преимущества на рынке, стимулирует деловую активность, позволяет увеличивать прибыль. Третий признак цифровой экономики характеризуется появлением цифровых платформ <12>, которые заменяют личное взаимодействие участников отношений на "дистанционное" или "удаленное" в электронном виде <13>, повышают прозрачность взаимодействия, оптимизируют бизнес-процессы, повышают производительность труда. Неслучайно указанные признаки нашли отражение в названиях национальных проектов "Цифровая экономика", "Экономика данных", в проекте Федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации" <14>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Обеспечению развития цифровых технологий и их внедрению во все сферы деятельности способствует реализация национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", которым предусмотрено осуществление работы по таким направлениям, как подготовка кадров для цифровой экономики, развитие экспериментальных правовых режимов, информационной инфраструктуры, цифровых технологий, совершенствование нормативного регулирования цифровой среды, обеспечение информационной безопасности, цифровая трансформация государственного управления, становление и внедрение технологий ИИ и др.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Обеспечению развития цифровых технологий и их внедрению во все сферы деятельности способствует реализация национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", которым предусмотрено осуществление работы по таким направлениям, как подготовка кадров для цифровой экономики, развитие экспериментальных правовых режимов, информационной инфраструктуры, цифровых технологий, совершенствование нормативного регулирования цифровой среды, обеспечение информационной безопасности, цифровая трансформация государственного управления, становление и внедрение технологий ИИ и др.
Статья: Реестровая модель как новый этап развития документационного обеспечения государственных услуг в условиях цифровизации
(Кочнев Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)В 2017 году Указом Президента была утверждена Стратегия развития информационного общества, а в 2019 году началась реализация Национального проекта "Цифровая экономика". Оба документа зафиксировали важность модернизации и перевода в электронный формат системы предоставления государственных и муниципальных услуг для создания максимально эффективной и комфортной для граждан системы.
(Кочнев Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)В 2017 году Указом Президента была утверждена Стратегия развития информационного общества, а в 2019 году началась реализация Национального проекта "Цифровая экономика". Оба документа зафиксировали важность модернизации и перевода в электронный формат системы предоставления государственных и муниципальных услуг для создания максимально эффективной и комфортной для граждан системы.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)В своем Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. Президент Российской Федерации, в частности, заявил о запуске нового национального проекта "Экономика данных" для решения комплексных задач по формированию к 2030 г. цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы <32>. Таким образом, анонсированный проект должен будет сменить национальный проект "Цифровая экономика", реализация которого завершается в 2024 г.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)В своем Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. Президент Российской Федерации, в частности, заявил о запуске нового национального проекта "Экономика данных" для решения комплексных задач по формированию к 2030 г. цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы <32>. Таким образом, анонсированный проект должен будет сменить национальный проект "Цифровая экономика", реализация которого завершается в 2024 г.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: В рамках деятельности по созданию суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" (реализуется в рамках нацпроекта "Цифровая экономика Российской Федерации") предусмотрено создание реестра исполнительных документов. Создание реестра позволит отказаться от бумажного документооборота и улучшить качество информационного обмена в рамках исполнительного производства, в том числе своевременно информировать банки о снятии арестов. Законопроект, предусматривающий создание реестра, в настоящий момент находится на стадии межведомственного согласования.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: В рамках деятельности по созданию суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" (реализуется в рамках нацпроекта "Цифровая экономика Российской Федерации") предусмотрено создание реестра исполнительных документов. Создание реестра позволит отказаться от бумажного документооборота и улучшить качество информационного обмена в рамках исполнительного производства, в том числе своевременно информировать банки о снятии арестов. Законопроект, предусматривающий создание реестра, в настоящий момент находится на стадии межведомственного согласования.
Статья: Правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках в системе национальных ценовых индикаторов: вопросы теории и практики
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Кроме того, не учитывается и курс на цифровизацию с созданием системы смарт-контрактов <34>, сформулированной в национальном проекте "Цифровая экономика Российской Федерации" <35>, которая предполагает в том числе "создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота в части определения совершаемых в письменной (электронной) форме сделок, автоматизированных ("самоисполняемых") договоров".
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Кроме того, не учитывается и курс на цифровизацию с созданием системы смарт-контрактов <34>, сформулированной в национальном проекте "Цифровая экономика Российской Федерации" <35>, которая предполагает в том числе "создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота в части определения совершаемых в письменной (электронной) форме сделок, автоматизированных ("самоисполняемых") договоров".
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)<5> Национальный проект "Цифровая экономика РФ": Инициативы проекта. Регулирование цифровой среды. URL: https://xn~80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--plai/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-regulirovanie-tsifrovoy-sredy-p.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)<5> Национальный проект "Цифровая экономика РФ": Инициативы проекта. Регулирование цифровой среды. URL: https://xn~80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--plai/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-regulirovanie-tsifrovoy-sredy-p.
Статья: Цифровая трансформация государственного управления в Российской Федерации: особенности совершенствования законодательства о защите персональных данных
(Сапронов Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)<12> Полякова Т.А., Бойченко И.С. Информационная безопасность через призму национального проекта "цифровая экономика": правовые проблемы и векторы решений // Право и государство: теория и практика. 2019. N 2 (170). С. 97 - 100.
(Сапронов Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)<12> Полякова Т.А., Бойченко И.С. Информационная безопасность через призму национального проекта "цифровая экономика": правовые проблемы и векторы решений // Право и государство: теория и практика. 2019. N 2 (170). С. 97 - 100.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)К сожалению, российское гражданское законодательство не использует термин "компьютерная программа", как это делается в международных конвенциях, а также ряде зарубежных правопорядков. Вместо этого используется понятие "программа для ЭВМ", который является архаичным и более уместен для уровня развития технологий XX в. Неслучайно один из законопроектов, подготовленных в рамках национального проекта "Цифровая экономика", предусматривал модернизацию терминологии и введение в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) понятия "компьютерная программа" как более соответствующего уровню технического развития <1>. Однако данное предложение так и осталось проектом, не получив дальнейшего развития. Тем не менее в рамках данной книги будет в основном использоваться термин "компьютерная программа" как более соответствующий современной общепринятой терминологии. Тем более что данный термин не является совсем уж чужеродным по отношению к законодательству Российской Федерации. Тот же Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) в этой части куда более прогрессивен и оперирует понятием "компьютерная программа" <2>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)К сожалению, российское гражданское законодательство не использует термин "компьютерная программа", как это делается в международных конвенциях, а также ряде зарубежных правопорядков. Вместо этого используется понятие "программа для ЭВМ", который является архаичным и более уместен для уровня развития технологий XX в. Неслучайно один из законопроектов, подготовленных в рамках национального проекта "Цифровая экономика", предусматривал модернизацию терминологии и введение в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) понятия "компьютерная программа" как более соответствующего уровню технического развития <1>. Однако данное предложение так и осталось проектом, не получив дальнейшего развития. Тем не менее в рамках данной книги будет в основном использоваться термин "компьютерная программа" как более соответствующий современной общепринятой терминологии. Тем более что данный термин не является совсем уж чужеродным по отношению к законодательству Российской Федерации. Тот же Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) в этой части куда более прогрессивен и оперирует понятием "компьютерная программа" <2>.