Национальный проект благоустройство
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный проект благоустройство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О критериях разграничения сложного единичного преступления с альтернативными признаками состава и совокупности преступлений
(Сальников Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)К примеру, в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей из-за небрежного отношения к службе председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации муниципального образования Е. своевременно не выполнил работы по благоустройству, в результате чего не реализованы национальный проект развития Российской Федерации и муниципальная программа по формированию современной городской среды муниципального образования, существенно нарушены права неустановленного круга жителей на комфортную городскую среду. Действия Е. квалифицированы по ч. 1 ст. 293 УК РФ как халатность <24>.
(Сальников Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)К примеру, в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей из-за небрежного отношения к службе председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации муниципального образования Е. своевременно не выполнил работы по благоустройству, в результате чего не реализованы национальный проект развития Российской Федерации и муниципальная программа по формированию современной городской среды муниципального образования, существенно нарушены права неустановленного круга жителей на комфортную городскую среду. Действия Е. квалифицированы по ч. 1 ст. 293 УК РФ как халатность <24>.
Статья: Особенности ESG-облигаций как инструмента ответственного финансирования
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)В настоящее время фундаментом устойчивого развития Российской Федерации являются национальные проекты, охватывающие вопросы демографии, здравоохранения, образования, малого и среднего предпринимательства, благоустройства городской среды, модернизации транспортной инфраструктуры, повышения производительности труда, цифровизации, охраны окружающей среды и т.д. Указом Президента РФ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" [2] определены приоритеты государства в части устойчивого развития, поставлены соответствующие цели и задачи.
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)В настоящее время фундаментом устойчивого развития Российской Федерации являются национальные проекты, охватывающие вопросы демографии, здравоохранения, образования, малого и среднего предпринимательства, благоустройства городской среды, модернизации транспортной инфраструктуры, повышения производительности труда, цифровизации, охраны окружающей среды и т.д. Указом Президента РФ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" [2] определены приоритеты государства в части устойчивого развития, поставлены соответствующие цели и задачи.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) обеспечение достижения показателей, в том числе в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами Президента Российской Федерации, национальными проектами, государственными программами;
(ред. от 31.07.2025)2) обеспечение достижения показателей, в том числе в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами Президента Российской Федерации, национальными проектами, государственными программами;
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"6. Субсидии не предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств по осуществлению капитального ремонта объектов капитального ремонта, софинансирование капитального ремонта которых осуществляется в текущем финансовом году из федерального бюджета, за исключением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом в целях достижения показателей и результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", предусмотренных приложением N 4 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", и подтвержденных остатков субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по благоустройству зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, предусмотренных приложением N 25 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования".
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"6. Субсидии не предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств по осуществлению капитального ремонта объектов капитального ремонта, софинансирование капитального ремонта которых осуществляется в текущем финансовом году из федерального бюджета, за исключением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом в целях достижения показателей и результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", предусмотренных приложением N 4 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", и подтвержденных остатков субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по благоустройству зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, предусмотренных приложением N 25 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования".
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Эта работа не будет сложной и затратной для Федерального центра. Так, например, достаточно быстро была решена поставленная задача разработки с учетом лучших мировых практик в области городского планирования методического документа "Стандарт комплексного развития территорий" <6>. На самом деле большинство вопросов, которые должны решаться при разработке на муниципальном уровне правил благоустройства, уже решены в существующих федеральных документах. Надо лишь систематизировать и при необходимости обновить соответствующие положения, свести их в систему документов по стандартизации. Во всяком случае это проще, чем уточнять допустимость тех или иных решений по благоустройству, принимаемых в муниципалитетах, через решения высоких судебных инстанций.
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Эта работа не будет сложной и затратной для Федерального центра. Так, например, достаточно быстро была решена поставленная задача разработки с учетом лучших мировых практик в области городского планирования методического документа "Стандарт комплексного развития территорий" <6>. На самом деле большинство вопросов, которые должны решаться при разработке на муниципальном уровне правил благоустройства, уже решены в существующих федеральных документах. Надо лишь систематизировать и при необходимости обновить соответствующие положения, свести их в систему документов по стандартизации. Во всяком случае это проще, чем уточнять допустимость тех или иных решений по благоустройству, принимаемых в муниципалитетах, через решения высоких судебных инстанций.
Статья: Повышение комфортности городской среды как задача органов местного самоуправления
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется повышенным вниманием со стороны государственных структур к проблеме качества городской среды, что нашло отражение в целом ряде недавних выступлений и посланий Президента России В.В. Путина, в национальных проектах и программах. Так, с 2018 года начал действие проект, направленный на формирование удобных условий жизни в городах и селах. Согласно проекту "Жилье и городская среда" главная цель - поэтапное благоустройство дворов и общественных пространств: парки, скверы, набережные, площади и др. (рис. 1).
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется повышенным вниманием со стороны государственных структур к проблеме качества городской среды, что нашло отражение в целом ряде недавних выступлений и посланий Президента России В.В. Путина, в национальных проектах и программах. Так, с 2018 года начал действие проект, направленный на формирование удобных условий жизни в городах и селах. Согласно проекту "Жилье и городская среда" главная цель - поэтапное благоустройство дворов и общественных пространств: парки, скверы, набережные, площади и др. (рис. 1).
Статья: Особенности участия граждан в формировании муниципального заказа
(Петелин А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Например, опрос граждан применяется при формировании городской среды. Так, в рамках реализации национального проекта "Формирование комфортной городской среды" граждане активно вовлекаются в опросы граждан, связанные с благоустройством городской среды. Например, в Тюменской области в 2020 г. в трех муниципальных образованиях по результатам опроса граждан было реализовано четыре проекта по благоустройству общественных пространств, а в Ханты-Мансийском округе - Югре в 2020 г. было реализовано 64 проекта по благоустройству общественных территорий в 22 муниципальных образованиях <8>.
(Петелин А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Например, опрос граждан применяется при формировании городской среды. Так, в рамках реализации национального проекта "Формирование комфортной городской среды" граждане активно вовлекаются в опросы граждан, связанные с благоустройством городской среды. Например, в Тюменской области в 2020 г. в трех муниципальных образованиях по результатам опроса граждан было реализовано четыре проекта по благоустройству общественных пространств, а в Ханты-Мансийском округе - Югре в 2020 г. было реализовано 64 проекта по благоустройству общественных территорий в 22 муниципальных образованиях <8>.
Статья: Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Остановимся далее более подробно на некоторых функциях местного самоуправления, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени нуждаются в трансформации в рамках цифрового развития. На первое место здесь видится целесообразным поставить функцию обеспечения участия населения муниципальных образований в решении вопросов, связанных с деятельностью органов местного самоуправления. В связи с этим можно отметить, что ее реализация в Российской Федерации в настоящее время уже идет путем создания информационных платформ, которые позволяют жителям голосовать за те или иные управленческие решения. К примеру, в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" на территории г. Москвы внедрен и успешно реализуется цифровой проект "Активный гражданин", на площадке которого граждане могут инициировать и голосовать за благоустройство того или иного места в рамках своего муниципалитета. Статистика цифровой площадки "Активный гражданин" довольна внушительная: с 2014 по 2023 год проведено более 6 тыс. голосований, в которых приняли участие 6,5 млн граждан <7>.
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Остановимся далее более подробно на некоторых функциях местного самоуправления, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени нуждаются в трансформации в рамках цифрового развития. На первое место здесь видится целесообразным поставить функцию обеспечения участия населения муниципальных образований в решении вопросов, связанных с деятельностью органов местного самоуправления. В связи с этим можно отметить, что ее реализация в Российской Федерации в настоящее время уже идет путем создания информационных платформ, которые позволяют жителям голосовать за те или иные управленческие решения. К примеру, в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" на территории г. Москвы внедрен и успешно реализуется цифровой проект "Активный гражданин", на площадке которого граждане могут инициировать и голосовать за благоустройство того или иного места в рамках своего муниципалитета. Статистика цифровой площадки "Активный гражданин" довольна внушительная: с 2014 по 2023 год проведено более 6 тыс. голосований, в которых приняли участие 6,5 млн граждан <7>.
Статья: Принципы финансового права и их роль в осуществлении финансовой деятельности муниципальных образований
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Сочетание публичных интересов государства в целом и публичных интересов муниципального образования особенно видно на примере реализации национальных проектов, финансирование которых осуществляется и через муниципальные образования. По данным Министерства финансов РФ, органы местного самоуправления принимают участие в 12 национальных проектах (более всего расходы муниципалитетов представлены в таких национальных проектах, как "Жилье и городская среда" - 72,1%; "Культура" - 55,0%; "Экология" - 46,4%; "Образование" - 42,5%). Например, в 2019 г. общий объем расходов местных бюджетов на реализацию национальных проектов составил 431,7 млрд руб. При этом практически треть региональных проектов реализуется органами местного самоуправления <35>. Таким образом, муниципальные образования, с одной стороны, реализуют публичные интересы государства в целом, а с другой стороны, интересы своих жителей, которые являются благоприобретателями реализованных проектов, в первую очередь проектов по благоустройству территорий.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Сочетание публичных интересов государства в целом и публичных интересов муниципального образования особенно видно на примере реализации национальных проектов, финансирование которых осуществляется и через муниципальные образования. По данным Министерства финансов РФ, органы местного самоуправления принимают участие в 12 национальных проектах (более всего расходы муниципалитетов представлены в таких национальных проектах, как "Жилье и городская среда" - 72,1%; "Культура" - 55,0%; "Экология" - 46,4%; "Образование" - 42,5%). Например, в 2019 г. общий объем расходов местных бюджетов на реализацию национальных проектов составил 431,7 млрд руб. При этом практически треть региональных проектов реализуется органами местного самоуправления <35>. Таким образом, муниципальные образования, с одной стороны, реализуют публичные интересы государства в целом, а с другой стороны, интересы своих жителей, которые являются благоприобретателями реализованных проектов, в первую очередь проектов по благоустройству территорий.
Статья: Актуальные вопросы надзорной деятельности органов прокуратуры при реализации национальных проектов
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)В связи с этим важным направлением при осуществлении надзорного сопровождения реализации национальных проектов является также законность учета мнений граждан о ходе реализации национальных проектов, например федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)В связи с этим важным направлением при осуществлении надзорного сопровождения реализации национальных проектов является также законность учета мнений граждан о ходе реализации национальных проектов, например федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 1 и 5.2.62 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, в целях обеспечения реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21.12.2018 N 3, утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 N 1042/пр. Озеленение является одним из наиболее распространенных видов благоустройства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 1 и 5.2.62 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, в целях обеспечения реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21.12.2018 N 3, утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 N 1042/пр. Озеленение является одним из наиболее распространенных видов благоустройства.
Статья: Надзор за соблюдением заказчиками требований законодательства о контрактной системе при определении поставщиков товаров, работ, услуг
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2024, N 1)Так, проверка соблюдения государственным учреждением коммунального обслуживания законодательства при реализации национального проекта "Жилье и городская среда" показала, что заказчик в ЕИС разместил извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право выполнения работ по благоустройству территории с применением тактильной плитки, при этом в описании объекта содержалось требование о ее соответствии недействующему ГОСТ Р 52875-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования".
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2024, N 1)Так, проверка соблюдения государственным учреждением коммунального обслуживания законодательства при реализации национального проекта "Жилье и городская среда" показала, что заказчик в ЕИС разместил извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право выполнения работ по благоустройству территории с применением тактильной плитки, при этом в описании объекта содержалось требование о ее соответствии недействующему ГОСТ Р 52875-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования".
Статья: Критерии отбора инициативных проектов и их влияние на достижение целей и задач инициативного бюджетирования в Российской Федерации
(Мошненко О.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Так, например, исследователи А.А. Гребенникова, В.В. Масляков, В.Н. Марьенко поднимают вопрос о вовлечении граждан в процесс инициативного бюджетирования <4>, обращая внимание на слабое участие граждан в решении вопросов местного значения. В ряде работ рассматривается взаимосвязь инициативных проектов и проектного управления, встроенность инициативных проектов в национальные проекты, региональные и муниципальные программы.
(Мошненко О.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Так, например, исследователи А.А. Гребенникова, В.В. Масляков, В.Н. Марьенко поднимают вопрос о вовлечении граждан в процесс инициативного бюджетирования <4>, обращая внимание на слабое участие граждан в решении вопросов местного значения. В ряде работ рассматривается взаимосвязь инициативных проектов и проектного управления, встроенность инициативных проектов в национальные проекты, региональные и муниципальные программы.