Национальный план противодействия коррупции 2008
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный план противодействия коррупции 2008 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государство созидающее: тернистый путь в плену политических иллюзий
(Тонков Е.Е., Пожарова Л.А.)
("Современное право", 2024, N 3)В свое время первый Национальный план противодействия коррупции, принятый в 2008 году, впрочем, как и следующие шесть аналогичных программных документов, утвержденных Президентом страны, породил великое множество других планов, программ, мероприятий, разрабатываемых на всех уровнях государственного и муниципального управления, которые невольно могут "утопить" хорошую в общем-то идею в ворохе антикоррупционной отчетности.
(Тонков Е.Е., Пожарова Л.А.)
("Современное право", 2024, N 3)В свое время первый Национальный план противодействия коррупции, принятый в 2008 году, впрочем, как и следующие шесть аналогичных программных документов, утвержденных Президентом страны, породил великое множество других планов, программ, мероприятий, разрабатываемых на всех уровнях государственного и муниципального управления, которые невольно могут "утопить" хорошую в общем-то идею в ворохе антикоррупционной отчетности.
Статья: Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)В период с 2008 г. по настоящий момент в Закон N 273-ФЗ вносились изменения более чем 29 федеральными законами. Национальные планы противодействия коррупции принимались с 2008 г. не один раз. Так, они принимались на 2010 - 2011 гг., далее с определенной периодичностью на плановые периоды. Во исполнение национальных планов принимались стратегии противодействия коррупции.
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)В период с 2008 г. по настоящий момент в Закон N 273-ФЗ вносились изменения более чем 29 федеральными законами. Национальные планы противодействия коррупции принимались с 2008 г. не один раз. Так, они принимались на 2010 - 2011 гг., далее с определенной периодичностью на плановые периоды. Во исполнение национальных планов принимались стратегии противодействия коррупции.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460
(ред. от 13.03.2012)
"О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
(ред. от 13.03.2012)
"О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
Указание Генпрокуратуры России N 503/11, МВД России N 1 от 28.07.2025
"О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности"Перечень N 23 - содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления коррупционной направленности, определенные во исполнение п. 1.3 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 06.10.2009 N 1 "О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31.07.2008 Президентом Российской Федерации".
"О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности"Перечень N 23 - содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления коррупционной направленности, определенные во исполнение п. 1.3 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 06.10.2009 N 1 "О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31.07.2008 Президентом Российской Федерации".
Статья: Оценка эффективности бюджетного контроля в условиях цифровой экономики
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)- Указы Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 773 "О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам", от 12 мая 1997 г. N 477 "О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета", от 11 декабря 1997 г. N 1278 "О мерах по оздоровлению государственных финансов", от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции", от 21 июля 2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации";
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)- Указы Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 773 "О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам", от 12 мая 1997 г. N 477 "О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета", от 11 декабря 1997 г. N 1278 "О мерах по оздоровлению государственных финансов", от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции", от 21 июля 2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации";
Статья: Правовое регулирование мер по предупреждению коррупции в России и за рубежом
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)<1> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"; Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 "О Национальным плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"; Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы"; Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)<1> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"; Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 "О Национальным плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"; Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы"; Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг., утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., содержал поручения Генеральному прокурору Российской Федерации по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации - по осуществлению антикоррупционной экспертизы проектов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг., утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., содержал поручения Генеральному прокурору Российской Федерации по организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации - по осуществлению антикоррупционной экспертизы проектов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья: Конституционализация антикоррупционного законодательства на примере Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)4. Наиболее оптимальным и, на наш взгляд, правильным в сложившихся условиях является путь корректировки отраслевого законодательства, прежде всего Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и изданных на его основе подзаконных актов, например Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)4. Наиболее оптимальным и, на наш взгляд, правильным в сложившихся условиях является путь корректировки отраслевого законодательства, прежде всего Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и изданных на его основе подзаконных актов, например Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
Статья: Становление и развитие системы правового обеспечения противодействия коррупции в Ульяновской области
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)<5> Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом Российской Федерации 31.07.2008 N Пр-1568) // Российская газета. 2008. 5 августа.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)<5> Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом Российской Федерации 31.07.2008 N Пр-1568) // Российская газета. 2008. 5 августа.
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Законодательное регулирование института предотвращения и урегулирования конфликта интересов, помимо обязанности самих государственных (гражданских) служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, работников организаций (далее - должностные лица) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта, содержит такую же обязанность представителя нанимателя (работодателя) в отношении подчиненных ему лиц. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию вплоть до отстранения от должности. Об этом свидетельствуют ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1>, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) <2> и ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) <3>. Также это нормы иных федеральных законов о видах государственной службы, которые такую обязанность возлагают как на прямого руководителя (начальника), так и на непосредственного руководителя (начальника) сотрудника <4>. В этой связи следует положительно отметить поручение рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать такие меры у подчиненных (подп. "а" п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 <5>). Это не только позволит унифицировать правовое регулирование, но и обеспечит более эффективное регулирование конфликта интересов, так как непосредственные руководители (начальники) обладают большей информацией о своих сотрудниках, особенно в условиях больших коллективов.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Законодательное регулирование института предотвращения и урегулирования конфликта интересов, помимо обязанности самих государственных (гражданских) служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, работников организаций (далее - должностные лица) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта, содержит такую же обязанность представителя нанимателя (работодателя) в отношении подчиненных ему лиц. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию вплоть до отстранения от должности. Об этом свидетельствуют ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1>, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) <2> и ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) <3>. Также это нормы иных федеральных законов о видах государственной службы, которые такую обязанность возлагают как на прямого руководителя (начальника), так и на непосредственного руководителя (начальника) сотрудника <4>. В этой связи следует положительно отметить поручение рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать такие меры у подчиненных (подп. "а" п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 <5>). Это не только позволит унифицировать правовое регулирование, но и обеспечит более эффективное регулирование конфликта интересов, так как непосредственные руководители (начальники) обладают большей информацией о своих сотрудниках, особенно в условиях больших коллективов.
Статья: Круг лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности: к вопросу об актуализации антикоррупционного контроля в связи с конституционной реформой 2020 года
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Новый Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы содержит среди прочего <29> поручение Правительству РФ совместно с Генпрокуратурой РФ подготовить и представить предложения: "по распространению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации" <30>.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Новый Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы содержит среди прочего <29> поручение Правительству РФ совместно с Генпрокуратурой РФ подготовить и представить предложения: "по распространению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации" <30>.
Статья: Стратегия развития государственного аудита в цифровой экономике России
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы";
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы";
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Можно сказать, что настоящая "война" коррупции в современной России была объявлена в конце 2008 года, когда был принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1>. В последующем были утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции <2> и Национальный план противодействия коррупции <3> (план обновляется каждые четыре года). Таким образом, можно констатировать, что в стране противодействие коррупции возведено в ранг государственной политики, создано и на постоянной основе совершенствуется полноценное антикоррупционное законодательство.
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Можно сказать, что настоящая "война" коррупции в современной России была объявлена в конце 2008 года, когда был принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1>. В последующем были утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции <2> и Национальный план противодействия коррупции <3> (план обновляется каждые четыре года). Таким образом, можно констатировать, что в стране противодействие коррупции возведено в ранг государственной политики, создано и на постоянной основе совершенствуется полноценное антикоррупционное законодательство.
Статья: Конфликт интересов как мера противодействия коррупции
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)<1> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228; 2023. N 52. Ст. 9518.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)<1> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228; 2023. N 52. Ст. 9518.