Национальное достояние
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальное достояние (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Головной акт экологического законодательства: методологические аспекты оценки его роли
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)<6> Обратим внимание на то, что, подчеркивая меру ценности природы, законодатель время от времени в преамбуле этого Закона называет природу "национальным достоянием народов". И именно в силу такой специфики и публичной ценности природы задолго до 1917 г. В.И. Ленин писал: "Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей". Цит. по: Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. С. 111.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)<6> Обратим внимание на то, что, подчеркивая меру ценности природы, законодатель время от времени в преамбуле этого Закона называет природу "национальным достоянием народов". И именно в силу такой специфики и публичной ценности природы задолго до 1917 г. В.И. Ленин писал: "Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей". Цит. по: Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. С. 111.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Вода в большинстве стран мира признана национальным достоянием, в сохранении и приумножении запасов которой важную роль играет правовое регулирование общественных отношений, связанных с охраной и использованием водных ресурсов. Особую актуальность водное законодательство приобретает на фоне реальных климатических изменений, с последствиями которых в виде обилия или дефицита воды столкнулись многие государства независимо от местоположения, государственного устройства и экономического потенциала. В настоящем обзоре исследуется правовой статус вод в отдельных государствах Европы и Азии, поскольку именно на основе закрепленных законом прав собственности и пользования водами осуществляется управление водными ресурсами и формируется разрешительный порядок водопользования, столь важный для поддержания водного баланса на Земле.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Вода в большинстве стран мира признана национальным достоянием, в сохранении и приумножении запасов которой важную роль играет правовое регулирование общественных отношений, связанных с охраной и использованием водных ресурсов. Особую актуальность водное законодательство приобретает на фоне реальных климатических изменений, с последствиями которых в виде обилия или дефицита воды столкнулись многие государства независимо от местоположения, государственного устройства и экономического потенциала. В настоящем обзоре исследуется правовой статус вод в отдельных государствах Европы и Азии, поскольку именно на основе закрепленных законом прав собственности и пользования водами осуществляется управление водными ресурсами и формируется разрешительный порядок водопользования, столь важный для поддержания водного баланса на Земле.
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Раздел IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Раздел IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)2) наличие угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов и наступление иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе наличие признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также случаи, когда товары распространяют неприятный запах;
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)2) наличие угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов и наступление иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе наличие признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также случаи, когда товары распространяют неприятный запах;
Статья: Нравственное здоровье как объект административно-правовой охраны
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)<16> Ковалев Г.Ф. Русский мат как часть национального достояния // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. N 3. С. 175 - 193.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)<16> Ковалев Г.Ф. Русский мат как часть национального достояния // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. N 3. С. 175 - 193.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Это приводит нас к обсуждению страхового интереса у владельца, не имеющего доброй совести с момента приобретения вещи. По смыслу ст. 234 ГК РФ он не может считаться субъектом будущего права. И тем не менее мы должны признать за ним право на защиту владения хотя бы потому, что иначе нам придется признать возможность неограниченного самоуправства, что принципиально недопустимо и, судя по юридической литературе, не признается никем, даже самыми убежденными противниками защиты владения. А если мы хотим считаться цивилизованными и признаем защиту фактического владения, то мы должны признать и интерес в самом сохранении вещи. Действительно, если собственник утратил владение и не может его вернуть, то необходимо найти лицо, которое будет нести социально важное бремя сохранности вещи, ведь общество в целом заинтересовано в том, чтобы имущество, национальное достояние не уничтожалось. Таким лицом, естественно, будет фактический владелец.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Это приводит нас к обсуждению страхового интереса у владельца, не имеющего доброй совести с момента приобретения вещи. По смыслу ст. 234 ГК РФ он не может считаться субъектом будущего права. И тем не менее мы должны признать за ним право на защиту владения хотя бы потому, что иначе нам придется признать возможность неограниченного самоуправства, что принципиально недопустимо и, судя по юридической литературе, не признается никем, даже самыми убежденными противниками защиты владения. А если мы хотим считаться цивилизованными и признаем защиту фактического владения, то мы должны признать и интерес в самом сохранении вещи. Действительно, если собственник утратил владение и не может его вернуть, то необходимо найти лицо, которое будет нести социально важное бремя сохранности вещи, ведь общество в целом заинтересовано в том, чтобы имущество, национальное достояние не уничтожалось. Таким лицом, естественно, будет фактический владелец.
Статья: Актуальные вопросы оборотоспособности природных ресурсов
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Невозможно в одной главе Гражданского кодекса России систематизировать нормы о вещных правах на разные природные ресурсы, эти нормы будут носить отсылочный характер, что мы уже встречали в разных редакциях гл. 17 ГК РФ по отношению к земельному участку. Как сопоставить личные имущественные интересы собственника природных ресурсов с действием ст. 9 Конституции РФ о том, что земля и другие природные ресурсы являются национальным достоянием? Способно ли современное законодательство найти компромисс между публичными и частными интересами на природные ресурсы?
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Невозможно в одной главе Гражданского кодекса России систематизировать нормы о вещных правах на разные природные ресурсы, эти нормы будут носить отсылочный характер, что мы уже встречали в разных редакциях гл. 17 ГК РФ по отношению к земельному участку. Как сопоставить личные имущественные интересы собственника природных ресурсов с действием ст. 9 Конституции РФ о том, что земля и другие природные ресурсы являются национальным достоянием? Способно ли современное законодательство найти компромисс между публичными и частными интересами на природные ресурсы?
Статья: Конституционные параметры негаторного иска
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)В противовес злоумышленникам правоохранительные органы принимают комплексные меры по защите земли как объекта национального достояния. Частью этой деятельности стала активная исковая работа органов прокуратуры, против которой выступили широкие круги заинтересованных лиц, в том числе заявители, обращаясь в орган конституционного контроля. Все они, по сути, принялись оспаривать различные части одного и того же правового механизма - негаторного иска (ст. 304 ГК РФ). С его помощью прокурор просил суд признать отсутствующими права тех лиц, которые незаконно зарегистрировали за собой собственность на участки в охраняемых природных территориях.
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)В противовес злоумышленникам правоохранительные органы принимают комплексные меры по защите земли как объекта национального достояния. Частью этой деятельности стала активная исковая работа органов прокуратуры, против которой выступили широкие круги заинтересованных лиц, в том числе заявители, обращаясь в орган конституционного контроля. Все они, по сути, принялись оспаривать различные части одного и того же правового механизма - негаторного иска (ст. 304 ГК РФ). С его помощью прокурор просил суд признать отсутствующими права тех лиц, которые незаконно зарегистрировали за собой собственность на участки в охраняемых природных территориях.
Статья: Состав способа приобретения права собственности
(Васянин Г.М., Иванисенко А.К., Кузнецов Д.А.)
("Российский судья", 2025, N 11)Отдельно укажем на приобретение права собственности на археологические артефакты. Археологические артефакты - это предметы, обнаруженные или открытые в процессе целенаправленной научной поисково-археологической деятельности с участием лиц, имеющих специальное образование, в целях защиты и изучения национального культурного достояния Российской Федерации <17>. Объективной стороной в данном случае является факт выбытия имущества столь долгий период времени, что обстоятельства его выбытия невозможно установить, при этом может иметь место умышленное сокрытие предмета от третьих лиц или сокрытие предмета, произошедшее в иных целях, а равно и вследствие природных катаклизмов, по причине непреодолимой силы. Объект в данном случае специальный: предметы, представляющие именно историческую, культурную ценность, могущие быть отнесены к национальному достоянию Российской Федерации или ее субъектов. Субъект специальный, т.е. лицо, участвующее в археологической экспедиции, имеющее специальное профессиональнее образование, (возможно) получившее открытый лист от министерства культуры, ответственное за проведение археологических работ. Субъективная сторона выражена в виде непосредственно направленного умысла, желания получить, открыть, отыскать объект, выражается в активных, целенаправленных действиях участника археологической экспедиции. Таким образом, мы можем видеть, что археологические артефакты отличаются определенной существенной спецификой, которая делает приобретение права собственности на них самостоятельным способом приобретения права собственности.
(Васянин Г.М., Иванисенко А.К., Кузнецов Д.А.)
("Российский судья", 2025, N 11)Отдельно укажем на приобретение права собственности на археологические артефакты. Археологические артефакты - это предметы, обнаруженные или открытые в процессе целенаправленной научной поисково-археологической деятельности с участием лиц, имеющих специальное образование, в целях защиты и изучения национального культурного достояния Российской Федерации <17>. Объективной стороной в данном случае является факт выбытия имущества столь долгий период времени, что обстоятельства его выбытия невозможно установить, при этом может иметь место умышленное сокрытие предмета от третьих лиц или сокрытие предмета, произошедшее в иных целях, а равно и вследствие природных катаклизмов, по причине непреодолимой силы. Объект в данном случае специальный: предметы, представляющие именно историческую, культурную ценность, могущие быть отнесены к национальному достоянию Российской Федерации или ее субъектов. Субъект специальный, т.е. лицо, участвующее в археологической экспедиции, имеющее специальное профессиональнее образование, (возможно) получившее открытый лист от министерства культуры, ответственное за проведение археологических работ. Субъективная сторона выражена в виде непосредственно направленного умысла, желания получить, открыть, отыскать объект, выражается в активных, целенаправленных действиях участника археологической экспедиции. Таким образом, мы можем видеть, что археологические артефакты отличаются определенной существенной спецификой, которая делает приобретение права собственности на них самостоятельным способом приобретения права собственности.
Статья: Система взглядов А.И. Елистратова на природу и сущность института административно-территориального устройства и их актуальность в современных науках конституционного и административного права
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Осмысление территориальной организации государства и административно-территориального устройства как ее важного вида невозможно без применения исторического, структурно-системного и дедуктивного методов научного познания, поэтому в первую очередь необходимо уделить внимание вопросам территории в трудах названного нами ученого. В работе "Очерки государственного права (Конституционное право)" А.И. Елистратов раскрывает систему основных признаков государства, определяя его в качестве "системы верховного соподчинения населения в границах определенной территории" и выделяя в зависимости от реализации принципа верховенства права два его исторических типа - абсолютистское (полицейское) и правовое <1>. Рассматривая территорию как одно из имманентных свойств любого государственного образования, автор, с одной стороны, выделяет в ней географическое содержание - часть земной поверхности, имеющая своей целью установление предела государственного верховенства (суверенитета), а с другой - противопоставляет данный подход юридическому, отмечая, что границы государственной территории не всегда могут совпадать с границами естественными. Подобная концепция является наиболее востребованной в современной конституционно-правовой науке, а также находит отражение в позитивном праве: к примеру, согласно позиции А.А. Воронина территория определяется в экономико-географическом аспекте - как национальное достояние и среда обитания народа в рамках государства, а также материальная база и экологическая среда существования народа и его государства, а в юридическом - как часть земного шара, в пределах которой государство осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета <2>. Данный принцип дихотомии государственной территории выводится и путем толкования норм ст. 67 и 131 ныне действующей Конституции России 1993 г. <3>, которая, с одной стороны, закрепляет естественно-правовые компоненты - такие как внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство, территории со смешанным режимом (континентальный шельф и исключительная экономическая зона), а с другой - коррелирует некоторые виды территории с уровнями публичной власти, выделяя территории субъектов Федерации, муниципальные образования, с 2020 г. - и федеральные территории. Это полностью отражает идею того, что для целей государственно-правового регулирования территория важна именно как основа для построения различных органов власти, а территориальная организация государства - это организация его публичной власти.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Осмысление территориальной организации государства и административно-территориального устройства как ее важного вида невозможно без применения исторического, структурно-системного и дедуктивного методов научного познания, поэтому в первую очередь необходимо уделить внимание вопросам территории в трудах названного нами ученого. В работе "Очерки государственного права (Конституционное право)" А.И. Елистратов раскрывает систему основных признаков государства, определяя его в качестве "системы верховного соподчинения населения в границах определенной территории" и выделяя в зависимости от реализации принципа верховенства права два его исторических типа - абсолютистское (полицейское) и правовое <1>. Рассматривая территорию как одно из имманентных свойств любого государственного образования, автор, с одной стороны, выделяет в ней географическое содержание - часть земной поверхности, имеющая своей целью установление предела государственного верховенства (суверенитета), а с другой - противопоставляет данный подход юридическому, отмечая, что границы государственной территории не всегда могут совпадать с границами естественными. Подобная концепция является наиболее востребованной в современной конституционно-правовой науке, а также находит отражение в позитивном праве: к примеру, согласно позиции А.А. Воронина территория определяется в экономико-географическом аспекте - как национальное достояние и среда обитания народа в рамках государства, а также материальная база и экологическая среда существования народа и его государства, а в юридическом - как часть земного шара, в пределах которой государство осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета <2>. Данный принцип дихотомии государственной территории выводится и путем толкования норм ст. 67 и 131 ныне действующей Конституции России 1993 г. <3>, которая, с одной стороны, закрепляет естественно-правовые компоненты - такие как внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство, территории со смешанным режимом (континентальный шельф и исключительная экономическая зона), а с другой - коррелирует некоторые виды территории с уровнями публичной власти, выделяя территории субъектов Федерации, муниципальные образования, с 2020 г. - и федеральные территории. Это полностью отражает идею того, что для целей государственно-правового регулирования территория важна именно как основа для построения различных органов власти, а территориальная организация государства - это организация его публичной власти.
Статья: Достойная жизнь в идеологии российского конституционного строя
(Джагарян А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Обеспечение условий достойной жизни имеет и внешнеполитический аспект. Возложенная на Россию миссия поддерживать и укреплять международный мир и безопасность, обеспечивать мирное сосуществование государств и народов, не допускать вмешательства во внутренние дела государства (ст. 79.1 Конституции РФ) отражает понимание достойности жизни как ценностного основания, критерия и предела при формировании справедливой глобальной многополярности, где общее благополучие человечества достигается в диалоге, через взаимообогащение национальных достояний.
(Джагарян А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Обеспечение условий достойной жизни имеет и внешнеполитический аспект. Возложенная на Россию миссия поддерживать и укреплять международный мир и безопасность, обеспечивать мирное сосуществование государств и народов, не допускать вмешательства во внутренние дела государства (ст. 79.1 Конституции РФ) отражает понимание достойности жизни как ценностного основания, критерия и предела при формировании справедливой глобальной многополярности, где общее благополучие человечества достигается в диалоге, через взаимообогащение национальных достояний.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Отечественные сторонники введения категории "общенародного достояния" также указывают, что она - "не явление, близкое к собственности, а необходимый признак, присущий государственной собственности"; поэтому "национальное (народное) достояние" они предлагают рассматривать в качестве особого правового режима публичной (государственной) собственности <463>. Другими словами, "всенародное достояние" следует считать либо признаком, характеризующим особый правовой режим государственной (публичной) собственности, либо ее особой разновидностью. Но эта достаточно абстрактная характеристика в действительности едва ли добавляет что-то существенно новое к гражданско-правовому режиму государственной и муниципальной (публичной) собственности.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Отечественные сторонники введения категории "общенародного достояния" также указывают, что она - "не явление, близкое к собственности, а необходимый признак, присущий государственной собственности"; поэтому "национальное (народное) достояние" они предлагают рассматривать в качестве особого правового режима публичной (государственной) собственности <463>. Другими словами, "всенародное достояние" следует считать либо признаком, характеризующим особый правовой режим государственной (публичной) собственности, либо ее особой разновидностью. Но эта достаточно абстрактная характеристика в действительности едва ли добавляет что-то существенно новое к гражданско-правовому режиму государственной и муниципальной (публичной) собственности.
Статья: Вопросы правосубъектности народа в конституционно-правовых отношениях
(Масленникова С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Выделяются и раскрываются такие имманентно присущие народу свойства, как коллективность, государствоорганизующая "личность", ее духовно-культурный код и правопреемство. С учетом названных свойств и через призму субъективных конституционных прав описываются коллективные права народа, являющиеся одновременно идеологическим концептом его бытия. К таким коллективным правам автор статьи относит самоопределение, достоинство, национальное достояние, суверенитет и мирное сосуществование. Под коллективными правами народа предлагается понимать права, которые могут быть осознаны только в качестве прав рассматриваемой социальной общности и имеют особые способы и формы защиты от нарушений.
(Масленникова С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Выделяются и раскрываются такие имманентно присущие народу свойства, как коллективность, государствоорганизующая "личность", ее духовно-культурный код и правопреемство. С учетом названных свойств и через призму субъективных конституционных прав описываются коллективные права народа, являющиеся одновременно идеологическим концептом его бытия. К таким коллективным правам автор статьи относит самоопределение, достоинство, национальное достояние, суверенитет и мирное сосуществование. Под коллективными правами народа предлагается понимать права, которые могут быть осознаны только в качестве прав рассматриваемой социальной общности и имеют особые способы и формы защиты от нарушений.