Национально значимая платежная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Национально значимая платежная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1 - 2. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует процедуры признания платежной системы значимой (в настоящем комментарии обозначается как ЗПС). Понятие ЗПС определено в п. 21 ст. 3 комментируемого Закона как платежная система, отвечающая критериям, установленным данным Законом. Там же перечислены виды ЗПС - системно значимая платежная система, социально значимая платежная система, национально значимая платежная система (в настоящем комментарии обозначаются соответственно как системно ЗПС, социально ЗПС и национально ЗПС).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1 - 2. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует процедуры признания платежной системы значимой (в настоящем комментарии обозначается как ЗПС). Понятие ЗПС определено в п. 21 ст. 3 комментируемого Закона как платежная система, отвечающая критериям, установленным данным Законом. Там же перечислены виды ЗПС - системно значимая платежная система, социально значимая платежная система, национально значимая платежная система (в настоящем комментарии обозначаются соответственно как системно ЗПС, социально ЗПС и национально ЗПС).
Статья: Кредитные организации как субъекты финансового права
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Среди субъектов национальной платежной системы выделяются операторы и расчетные центры значимых платежных систем, а также кредитные организации, играющие важную роль на рынке платежных услуг. В законодательстве <20> установлены критерии системной или социальной значимости данных субъектов, а также повышенные требования к ним, выраженные в наложении дополнительных обязанностей <21>. Таким образом, обеспечивая устойчивость, бесперебойное функционирование, мониторинг и управление рисками значимых субъектов национальной платежной системы, законодатель и ЦБ РФ формируют и изменяют их правовой статус, наделяя их публичными обязанностями.
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Среди субъектов национальной платежной системы выделяются операторы и расчетные центры значимых платежных систем, а также кредитные организации, играющие важную роль на рынке платежных услуг. В законодательстве <20> установлены критерии системной или социальной значимости данных субъектов, а также повышенные требования к ним, выраженные в наложении дополнительных обязанностей <21>. Таким образом, обеспечивая устойчивость, бесперебойное функционирование, мониторинг и управление рисками значимых субъектов национальной платежной системы, законодатель и ЦБ РФ формируют и изменяют их правовой статус, наделяя их публичными обязанностями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 82.5. Оператор платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, вносит на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации в рамках платежной системы в течение двух календарных дней.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 82.5. Оператор платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, вносит на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации в рамках платежной системы в течение двух календарных дней.
Положение Банка России от 11.06.2014 N 422-П
(ред. от 27.06.2017)
"О порядке признания Банком России платежной системы национально значимой платежной системой"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2014 N 32822)Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2014 г. N 32822
(ред. от 27.06.2017)
"О порядке признания Банком России платежной системы национально значимой платежной системой"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2014 N 32822)Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2014 г. N 32822
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Критерии признания Банком России платежной системы национально значимой платежной системой предусмотрены ч. 13 ст. 22 комментируемого Закона. К ним относятся:
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Критерии признания Банком России платежной системы национально значимой платежной системой предусмотрены ч. 13 ст. 22 комментируемого Закона. К ним относятся:
Статья: История становления и развития правового регулирования национальной платежной системы Российской Федерации
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Следует отметить, что вопросы исторического развития правового регулирования национальной платежной системы достаточно редко становятся предметом научного исследования со стороны представителей науки финансового права. Во многом это связано с тем, что правовое регулирование платежных отношений носит комплексный характер - они регулируются нормами гражданского, финансового, международного и других отраслей российского права. Важное значение для характеристики национальной платежной системы играют формы безналичных расчетов, существующие на том или ином этапе исторического развития. Соглашаясь с тем, что правовое регулирование расчетных отношений в первую очередь входит в предмет финансового права, поскольку такие отношения регулируются в первую очередь методом власти и подчинения <3>, в то же время нужно указать на то, что формы расчетов устанавливаются гражданским законодательством. Оставляя за скобками обоснованность такого подхода, отметим, что доступные в конкретный исторический период субъектам правоотношений формы расчетов предопределяются развитием технологий, что также оказывает влияние на структуру национальной платежной системы. Важное значение в контексте рассматриваемого вопроса имеет и банковское законодательство, поскольку банки и иные кредитные организации являются краеугольным камнем НПС в связи с тем, что именно они проводят подавляющую часть платежей.
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Следует отметить, что вопросы исторического развития правового регулирования национальной платежной системы достаточно редко становятся предметом научного исследования со стороны представителей науки финансового права. Во многом это связано с тем, что правовое регулирование платежных отношений носит комплексный характер - они регулируются нормами гражданского, финансового, международного и других отраслей российского права. Важное значение для характеристики национальной платежной системы играют формы безналичных расчетов, существующие на том или ином этапе исторического развития. Соглашаясь с тем, что правовое регулирование расчетных отношений в первую очередь входит в предмет финансового права, поскольку такие отношения регулируются в первую очередь методом власти и подчинения <3>, в то же время нужно указать на то, что формы расчетов устанавливаются гражданским законодательством. Оставляя за скобками обоснованность такого подхода, отметим, что доступные в конкретный исторический период субъектам правоотношений формы расчетов предопределяются развитием технологий, что также оказывает влияние на структуру национальной платежной системы. Важное значение в контексте рассматриваемого вопроса имеет и банковское законодательство, поскольку банки и иные кредитные организации являются краеугольным камнем НПС в связи с тем, что именно они проводят подавляющую часть платежей.
Статья: Цифровой рубль и финансовая грамотность общества
(Кудряшова Е.В.)
("Банковское право", 2022, N 4)<14> См.: Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Цифровая валюта: особенности регулирования в Российской Федерации // Правоприменение. 2021. N 5 (1). С. 58 - 67; Кудряшова Е.В. Национальная платежная система: значение и цели правового регулирования // Финансовое право. 2020. N 8. С. 12 - 16.
(Кудряшова Е.В.)
("Банковское право", 2022, N 4)<14> См.: Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Цифровая валюта: особенности регулирования в Российской Федерации // Правоприменение. 2021. N 5 (1). С. 58 - 67; Кудряшова Е.В. Национальная платежная система: значение и цели правового регулирования // Финансовое право. 2020. N 8. С. 12 - 16.
Статья: Развитие и совершенствование национальной инфраструктуры финансового рынка в условиях недружественных действий иностранных государств
(Плотников И.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)<3> Кудряшова Е.В. Национальная платежная система: значение и цели правового регулирования // Финансовое право. 2020. N 8. С. 13.
(Плотников И.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)<3> Кудряшова Е.В. Национальная платежная система: значение и цели правового регулирования // Финансовое право. 2020. N 8. С. 13.