Национальная система управления данными
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальная система управления данными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При получении лицензирующим органом сведений, предусмотренных п. 6 Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, в автоматическом и (или) автоматизированном режимах, сформированных посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", срок проведения проверки и принятия решения, предусмотренный п. 12(1) данного Положения, не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии (п. 12(4) Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При получении лицензирующим органом сведений, предусмотренных п. 6 Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, в автоматическом и (или) автоматизированном режимах, сформированных посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", срок проведения проверки и принятия решения, предусмотренный п. 12(1) данного Положения, не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии (п. 12(4) Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности).
Статья: Правовое регулирование применения платформенных решений при осуществлении предпринимательской деятельности
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)Во-первых, нет единого подхода в отношении самой дефиниции "цифровая платформа". В разных нормативных правовых актах используется свое трактование понятия "цифровая платформа". Так, в Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "экосистемы" <2>, цифровая платформа определяется как бизнес-модель, существование которой сводится исключительно к удовлетворению потребностей потребителей и поставщиков обмена продуктами, услугами или информацией в онлайн-среде. Такой подход не в полной мере соответствует реальным общественным отношениям. Применение цифровых платформ не ограничивается только сферой торговли. Существенный импульс развития получили платформенные решения в публичной сфере. В качестве примера можно привести Концепцию создания и функционирования национальной системы управления и плана мероприятий ("дорожную карту") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 гг., утвержденную Распоряжением Правительства РФ N 1189-р от 3 июня 2019 г. Речь в данном акте идет о федеральной государственной информационной системе, которая именуется "Единая информационная платформа национальной системы управления данными". Уже исходя из названия информационная платформа национальной системы управления данными является не бизнес-моделью, а информационной системой в смысле п. 3 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <3>. На основе указанной выше платформы государство предоставляет государственные и муниципальные услуги. Иными словами, публичные образования также могут использовать платформенные решения для осуществления своих функций. В финансовой сфере государство также использует платформенные решения для осуществления своих функций. К таковым можно отнести платформу цифрового рубля. На законодательном уровне понятие "платформа цифрового рубля" нашло свое закрепление в Федеральном законе N 161-ФЗ от 27 июня 2011 г. "О национальной платежной системе" <4>. Под ней нормативный правовой акт понимает информационную систему, которая позволяет организовать взаимодействие Банка России как оператора данной платформы <5> и ее пользователей для совершения операций с цифровыми рублями.
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)Во-первых, нет единого подхода в отношении самой дефиниции "цифровая платформа". В разных нормативных правовых актах используется свое трактование понятия "цифровая платформа". Так, в Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "экосистемы" <2>, цифровая платформа определяется как бизнес-модель, существование которой сводится исключительно к удовлетворению потребностей потребителей и поставщиков обмена продуктами, услугами или информацией в онлайн-среде. Такой подход не в полной мере соответствует реальным общественным отношениям. Применение цифровых платформ не ограничивается только сферой торговли. Существенный импульс развития получили платформенные решения в публичной сфере. В качестве примера можно привести Концепцию создания и функционирования национальной системы управления и плана мероприятий ("дорожную карту") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 гг., утвержденную Распоряжением Правительства РФ N 1189-р от 3 июня 2019 г. Речь в данном акте идет о федеральной государственной информационной системе, которая именуется "Единая информационная платформа национальной системы управления данными". Уже исходя из названия информационная платформа национальной системы управления данными является не бизнес-моделью, а информационной системой в смысле п. 3 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <3>. На основе указанной выше платформы государство предоставляет государственные и муниципальные услуги. Иными словами, публичные образования также могут использовать платформенные решения для осуществления своих функций. В финансовой сфере государство также использует платформенные решения для осуществления своих функций. К таковым можно отнести платформу цифрового рубля. На законодательном уровне понятие "платформа цифрового рубля" нашло свое закрепление в Федеральном законе N 161-ФЗ от 27 июня 2011 г. "О национальной платежной системе" <4>. Под ней нормативный правовой акт понимает информационную систему, которая позволяет организовать взаимодействие Банка России как оператора данной платформы <5> и ее пользователей для совершения операций с цифровыми рублями.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 N 733
(ред. от 28.05.2025)
"Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 28.05.2025)
"Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Проблема адекватного учета и раскрытия сведений о юридических лицах может быть рассмотрена в контексте более общей проблемы сбора, обработки и публичности сведений обо всех участниках экономической деятельности, в частности в контексте формирования национальной системы управления данными (НСУД). Оценивая законопроекты в сфере информации <1>, Л.В. Санникова и Ю.С. Харитонова относительно законопроекта о национальной системе управления данными (НСУД) пишут следующее: "Основной целью законопроекта является предоставление бизнесу быстрого доступа к информации о клиентах и контрагентах в режиме "одного электронного окна". Поскольку в цифровом профиле должны быть актуальные и достоверные сведения, компаниям не потребуется дополнительно их проверять, что приведет к снижению издержек при оказании услуг. Бизнес сможет получить право легально извлекать выгоду из данных, содержащихся в государственных системах. Предполагается, что компании смогут получать данные для аналитических исследований, свободно оказывать услуги на основе результатов проделанной аналитики или же использовать их в своих целях" <2>. Представляется, что, поскольку речь идет о создании государственной системы (НСУД), раскрытие сведений и доступ заинтересованных лиц к определенным сведениям должны быть бесплатными, хотя при этом не стоит исключать возможность установления платы для самих юридических лиц за обслуживание их деятельности в части учета экономического и правового положения в режиме реального времени. Кроме того, можно полагать, что успешное функционирование единого сервиса по учету сведений о юридических лицах и их раскрытию окажется более востребованным для участников оборота, в результате чего существующие агрегаторы информации о юридических лицах уйдут с рынка.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Проблема адекватного учета и раскрытия сведений о юридических лицах может быть рассмотрена в контексте более общей проблемы сбора, обработки и публичности сведений обо всех участниках экономической деятельности, в частности в контексте формирования национальной системы управления данными (НСУД). Оценивая законопроекты в сфере информации <1>, Л.В. Санникова и Ю.С. Харитонова относительно законопроекта о национальной системе управления данными (НСУД) пишут следующее: "Основной целью законопроекта является предоставление бизнесу быстрого доступа к информации о клиентах и контрагентах в режиме "одного электронного окна". Поскольку в цифровом профиле должны быть актуальные и достоверные сведения, компаниям не потребуется дополнительно их проверять, что приведет к снижению издержек при оказании услуг. Бизнес сможет получить право легально извлекать выгоду из данных, содержащихся в государственных системах. Предполагается, что компании смогут получать данные для аналитических исследований, свободно оказывать услуги на основе результатов проделанной аналитики или же использовать их в своих целях" <2>. Представляется, что, поскольку речь идет о создании государственной системы (НСУД), раскрытие сведений и доступ заинтересованных лиц к определенным сведениям должны быть бесплатными, хотя при этом не стоит исключать возможность установления платы для самих юридических лиц за обслуживание их деятельности в части учета экономического и правового положения в режиме реального времени. Кроме того, можно полагать, что успешное функционирование единого сервиса по учету сведений о юридических лицах и их раскрытию окажется более востребованным для участников оборота, в результате чего существующие агрегаторы информации о юридических лицах уйдут с рынка.
Статья: Использование информационных технологий при осуществлении публичной власти: правовое регулирование, современное состояние и влияние на организацию прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)- Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными <15>;
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)- Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными <15>;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<159> Государственные данные - это информация, содержащаяся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора, а также в информационных ресурсах, созданных в целях реализации полномочий органов и организаций государственного сектора (см. Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2019 г. N 1189-р "Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий (дорожной карты) по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы").
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<159> Государственные данные - это информация, содержащаяся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора, а также в информационных ресурсах, созданных в целях реализации полномочий органов и организаций государственного сектора (см. Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2019 г. N 1189-р "Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий (дорожной карты) по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы").
Статья: Государственное публичное управление цифровой средой: реализация идеи в условиях выявления и устранения конституционных рисков
(Затулина Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Таким образом, эффективное управление данными, поддержка концепции открытых данных и стимулирование инвестиций в информационные технологии являются неотъемлемыми, и имеют прямую связь с конституционным правом, поскольку они формируют основу для современного развития государственного управления, экономики и социальной сферы. Создание и поддержание национальных систем управления данными, открытость информации и активное использование данных способствуют развитию инноваций, улучшению качества государственных услуг и стимулируют экономический рост.
(Затулина Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Таким образом, эффективное управление данными, поддержка концепции открытых данных и стимулирование инвестиций в информационные технологии являются неотъемлемыми, и имеют прямую связь с конституционным правом, поскольку они формируют основу для современного развития государственного управления, экономики и социальной сферы. Создание и поддержание национальных систем управления данными, открытость информации и активное использование данных способствуют развитию инноваций, улучшению качества государственных услуг и стимулируют экономический рост.