Национальная инновационная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальная инновационная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О влиянии цифровой инновационной системы на безопасность бизнеса
(Ворожихин В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Наиболее общая схема рассмотрения процессов инноваций связана с рассмотрением национальных инновационных систем (НИС), для которых на уровне стран формируются институты, выделяются ресурсы, определяются направления, приоритеты и цели развития. Важнейшим условием развития НИС становятся адаптивные изменения условий их развития и деятельности. Процессы изменений становятся разномасштабными и трансграничными. НИС используют глобальные знания, освоенные в национальной системе познания. Формирующиеся инновации реализуются через цифровую платформу экосистемы развития страны. При этом система взаимодействий субъектов (агентов) экосистемы определяется на основе экономических знаний об их интересах, возможностях и поведении.
(Ворожихин В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Наиболее общая схема рассмотрения процессов инноваций связана с рассмотрением национальных инновационных систем (НИС), для которых на уровне стран формируются институты, выделяются ресурсы, определяются направления, приоритеты и цели развития. Важнейшим условием развития НИС становятся адаптивные изменения условий их развития и деятельности. Процессы изменений становятся разномасштабными и трансграничными. НИС используют глобальные знания, освоенные в национальной системе познания. Формирующиеся инновации реализуются через цифровую платформу экосистемы развития страны. При этом система взаимодействий субъектов (агентов) экосистемы определяется на основе экономических знаний об их интересах, возможностях и поведении.
Нормативные акты
Статья: Особенности судопроизводства по семейным спорам при внедрении цифрового правосудия
(Емелина Л.А., Яворский С.А.)
("Российский судья", 2024, N 8)Нам видятся весьма позитивные последствия применения современных технологий в борьбе с коррупцией, реализованные как национальная инновационная система <6>. Главной ее составляющей станет общественный контроль, смысл и задачи которого закреплены в Стратегии развития искусственного интеллекта, разработанной Президентом РФ В.В. Путиным <7>.
(Емелина Л.А., Яворский С.А.)
("Российский судья", 2024, N 8)Нам видятся весьма позитивные последствия применения современных технологий в борьбе с коррупцией, реализованные как национальная инновационная система <6>. Главной ее составляющей станет общественный контроль, смысл и задачи которого закреплены в Стратегии развития искусственного интеллекта, разработанной Президентом РФ В.В. Путиным <7>.
Статья: Политика высших учебных и научных учреждений в сфере интеллектуальной собственности в условиях цифровизации и развития инноваций
(Близнец И.А.)
("Юрист", 2021, N 1)Построение новой экономики, экономики, основанной на знаниях, невозможно без изменения ситуации в стране с интеллектуальной собственностью (далее - ИС), и особенно в университетах и научных институтах. В первую очередь речь должна идти о создании новой политики университетов в сфере ИС и формировании национальной инновационной системы (НИС) России. Ключевой задачей этой системы должно стать объединение интересов государства, бизнеса и образования (университеты, академии и институты). На протяжении многих лет мы говорим о необходимости такого подхода к формированию НИС, но, к сожалению, сегодня в России нет какой-либо внятной стратегии развития ИС, включения в инновационную систему объектов ИС, развития рынка ИС. При этом ведущие страны мира и даже наши ближайшие соседи Беларусь и Казахстан регулярно разрабатывают и принимают государственную стратегию развития ИС. В статье "О наших экономических задачах" президент нашей страны В.В. Путин говорит о том, что "...восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития", и далее отмечает, что планируется "...проводить продуманную и согласованную с экспертным сообществом и общественностью реструктуризацию всей отрасли профессионального образования" <1>.
(Близнец И.А.)
("Юрист", 2021, N 1)Построение новой экономики, экономики, основанной на знаниях, невозможно без изменения ситуации в стране с интеллектуальной собственностью (далее - ИС), и особенно в университетах и научных институтах. В первую очередь речь должна идти о создании новой политики университетов в сфере ИС и формировании национальной инновационной системы (НИС) России. Ключевой задачей этой системы должно стать объединение интересов государства, бизнеса и образования (университеты, академии и институты). На протяжении многих лет мы говорим о необходимости такого подхода к формированию НИС, но, к сожалению, сегодня в России нет какой-либо внятной стратегии развития ИС, включения в инновационную систему объектов ИС, развития рынка ИС. При этом ведущие страны мира и даже наши ближайшие соседи Беларусь и Казахстан регулярно разрабатывают и принимают государственную стратегию развития ИС. В статье "О наших экономических задачах" президент нашей страны В.В. Путин говорит о том, что "...восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития", и далее отмечает, что планируется "...проводить продуманную и согласованную с экспертным сообществом и общественностью реструктуризацию всей отрасли профессионального образования" <1>.
Статья: Развитие налогового федерализма в контексте формирования федеральных территорий
(Емельянов А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Образование научно-технологических центров соответствует п. 24 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, согласно которой научно-технологическое развитие Российской Федерации может осуществляться по двум альтернативным сценариям: (1) импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции; (2) лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. Одним из элементов такой системы и могут являться инновационные научно-технологические центры, создаваемые в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Емельянов А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Образование научно-технологических центров соответствует п. 24 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, согласно которой научно-технологическое развитие Российской Федерации может осуществляться по двум альтернативным сценариям: (1) импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции; (2) лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. Одним из элементов такой системы и могут являться инновационные научно-технологические центры, создаваемые в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Авторское вознаграждение: споры с работниками - авторами служебных результатов интеллектуальной деятельности
(Мамаджанов Х.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В условиях обеспечения технологического суверенитета страны важнейшей задачей как государства, так и бизнес-сообщества становится кардинальное изменение системы стимулирования изобретателей и творчески активных работников. Без эффективного стимулирования творчества и системного воспроизводства интеллектуального ресурса создать современную инновационную экономику невозможно. Среди причин неэффективности национальной инновационной системы на первом месте стоит качество инновационного менеджмента. Как показывает практическая работа автора с крупными предприятиями, существует ошибочное мнение о роли коммерчески ценной идеи в инновациях, а не о роли ее автора. В процессе как сбора эффективных и перспективных идей, так и в их практическом применении зачастую происходит лишение автора его личных неимущественных прав.
(Мамаджанов Х.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В условиях обеспечения технологического суверенитета страны важнейшей задачей как государства, так и бизнес-сообщества становится кардинальное изменение системы стимулирования изобретателей и творчески активных работников. Без эффективного стимулирования творчества и системного воспроизводства интеллектуального ресурса создать современную инновационную экономику невозможно. Среди причин неэффективности национальной инновационной системы на первом месте стоит качество инновационного менеджмента. Как показывает практическая работа автора с крупными предприятиями, существует ошибочное мнение о роли коммерчески ценной идеи в инновациях, а не о роли ее автора. В процессе как сбора эффективных и перспективных идей, так и в их практическом применении зачастую происходит лишение автора его личных неимущественных прав.
Статья: О роли жизненного цикла в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности
(Рубцова Н.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)<15> Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной системы: Дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2014. С. 124 - 125.
(Рубцова Н.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)<15> Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной системы: Дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2014. С. 124 - 125.
Статья: Роль институтов развития инновационной инфраструктуры в обеспечении правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности
(Егорова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)Формы коммерциализации инноваций, в силу их уникальности, достаточно разнообразны. Монетарный способ поддержания конкуренции устарел, в связи с этим все шире задействуют правовые инструменты, институциональную среду и институты развития инноваций - технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, научно-технологические центры. В таких катализаторах знаний и инноваций консолидируются интересы государства, бизнеса и общества. В статье рассматривается инновационная инфраструктура с правовой позиции, выявлены проблемы коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Системно изучена российская нормативно-правовая база инновационной деятельности, коммерциализации инноваций и РИД, правовые основы деятельности институтов инновационного развития. Обосновано, что охрана результатов интеллектуальной деятельности и законодательное закрепление комплекса мер защиты интеллектуальной собственности являются важнейшими системообразующими элементами национальной инновационной системы. При анализе правовой базы создания технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационных научно-технологических центров выявлено их значительное участие в коммерциализации РИД, однако юридическое сопровождение участников инновационной деятельности, предпринимателей по государственной регистрации и охране прав на РИД осуществляется недостаточно и фрагментарно. Рассмотрен также зарубежный опыт деятельности технопарков, их виды и правовое регулирование.
(Егорова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)Формы коммерциализации инноваций, в силу их уникальности, достаточно разнообразны. Монетарный способ поддержания конкуренции устарел, в связи с этим все шире задействуют правовые инструменты, институциональную среду и институты развития инноваций - технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, научно-технологические центры. В таких катализаторах знаний и инноваций консолидируются интересы государства, бизнеса и общества. В статье рассматривается инновационная инфраструктура с правовой позиции, выявлены проблемы коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Системно изучена российская нормативно-правовая база инновационной деятельности, коммерциализации инноваций и РИД, правовые основы деятельности институтов инновационного развития. Обосновано, что охрана результатов интеллектуальной деятельности и законодательное закрепление комплекса мер защиты интеллектуальной собственности являются важнейшими системообразующими элементами национальной инновационной системы. При анализе правовой базы создания технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационных научно-технологических центров выявлено их значительное участие в коммерциализации РИД, однако юридическое сопровождение участников инновационной деятельности, предпринимателей по государственной регистрации и охране прав на РИД осуществляется недостаточно и фрагментарно. Рассмотрен также зарубежный опыт деятельности технопарков, их виды и правовое регулирование.
Статья: Актуальные вопросы залога исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности
(Самойлов И.Н.)
("Юрист", 2023, N 11)Информация в СМИ о том, что ряд отечественных предприятий наращивают долю нематериальных капиталов в своей структуре, свидетельствует о положительной динамике роста деловой активности хозяйствующих субъектов и развитии национальной инновационной системы.
(Самойлов И.Н.)
("Юрист", 2023, N 11)Информация в СМИ о том, что ряд отечественных предприятий наращивают долю нематериальных капиталов в своей структуре, свидетельствует о положительной динамике роста деловой активности хозяйствующих субъектов и развитии национальной инновационной системы.
Статья: Риск-ориентированный налоговый контроль в условиях цифровой экономики
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<2> Цифровизация экономики как элемент инновационного развития выступает одним из многих аспектов рассмотрения проблемы необходимости модернизации налогового законодательства. См., например: Казачкова З.М., Казачков В.А. Цифровая экономика и налоги // Налоги. 2020. N 5. С. 3 - 6; Казачкова З.М., Казачков В.А. Налоговое стимулирование развития национальной инновационной системы: тенденции, решения, перспективы в сравнительно-правовой плоскости // Налоги. 2021. N 4. С. 23 - 26.
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<2> Цифровизация экономики как элемент инновационного развития выступает одним из многих аспектов рассмотрения проблемы необходимости модернизации налогового законодательства. См., например: Казачкова З.М., Казачков В.А. Цифровая экономика и налоги // Налоги. 2020. N 5. С. 3 - 6; Казачкова З.М., Казачков В.А. Налоговое стимулирование развития национальной инновационной системы: тенденции, решения, перспективы в сравнительно-правовой плоскости // Налоги. 2021. N 4. С. 23 - 26.
Статья: Деятельность китайских резидентов индустриального парка "Великий камень" в Республике Беларусь: элементы патентной активности
(Маалуф Н.А.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Государственная политика в области инновационной деятельности практически любой страны включает в себя задачу по созданию новых секторов экономики, производств и рабочих мест, развитие территорий в национальном и региональном масштабе, эффективное использование земельных ресурсов и их экономическое развитие. Республика Беларусь не является исключением, что закреплено в положениях (гл. 3 "Основные направления государственной инновационной политики" и гл. 4 "Развитие национальной инновационной системы") Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 годы (далее - Госпрограмма инновационного развития), утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. N 348. В текущей Госпрограмме инновационного развития для ускоренного формирования инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности обеспечивается решение задачи по "развитию технопарков в области оказания содействия в создании на их базе субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере и осуществлении материально-технического, финансового, организационно-методического, информационного, консультационного и иного обеспечения деятельности этих субъектов" <1>.
(Маалуф Н.А.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Государственная политика в области инновационной деятельности практически любой страны включает в себя задачу по созданию новых секторов экономики, производств и рабочих мест, развитие территорий в национальном и региональном масштабе, эффективное использование земельных ресурсов и их экономическое развитие. Республика Беларусь не является исключением, что закреплено в положениях (гл. 3 "Основные направления государственной инновационной политики" и гл. 4 "Развитие национальной инновационной системы") Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 годы (далее - Госпрограмма инновационного развития), утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. N 348. В текущей Госпрограмме инновационного развития для ускоренного формирования инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности обеспечивается решение задачи по "развитию технопарков в области оказания содействия в создании на их базе субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере и осуществлении материально-технического, финансового, организационно-методического, информационного, консультационного и иного обеспечения деятельности этих субъектов" <1>.
Статья: "Зеленая" интеллектуальная собственность (Green IP)
(Шахназаров Б.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 4)ВОИС обращает внимание на проблематику охраны интеллектуальной собственности в контексте устойчивого развития. Отмечается рост осознания значимости использования технологий в целях решения проблем ESG-повестки, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость усиления мер, направленных на создание устойчивых национальных инновационных систем и обеспечение доступа к эффективным национальным системам интеллектуальной собственности, способствующим разработке и внедрению технологий, созданию продуктов и услуг в контексте устойчивого развития [3].
(Шахназаров Б.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 4)ВОИС обращает внимание на проблематику охраны интеллектуальной собственности в контексте устойчивого развития. Отмечается рост осознания значимости использования технологий в целях решения проблем ESG-повестки, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость усиления мер, направленных на создание устойчивых национальных инновационных систем и обеспечение доступа к эффективным национальным системам интеллектуальной собственности, способствующим разработке и внедрению технологий, созданию продуктов и услуг в контексте устойчивого развития [3].