Национальная цель цифровая трансформация
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальная цель цифровая трансформация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита стали одними из задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", утвержденной Президентом Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. <7>. В качестве одного из направлений цифровой трансформации контура управления публичными финансами сегодня отмечается реализация цифровой стратегической парадигмы "управления на основе данных", которая заключается в формировании соответствующей среды прикладных цифровых платформ для системы государственного управления в целом и для сферы государственных финансов в частности <8>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита стали одними из задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", утвержденной Президентом Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. <7>. В качестве одного из направлений цифровой трансформации контура управления публичными финансами сегодня отмечается реализация цифровой стратегической парадигмы "управления на основе данных", которая заключается в формировании соответствующей среды прикладных цифровых платформ для системы государственного управления в целом и для сферы государственных финансов в частности <8>.
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)В июле 2020 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <1>, в рамках которого поставлена национальная цель - "цифровая трансформация". Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" <2>, в состав которой входит ряд федеральных проектов, например "Нормативное регулирование цифровой среды", "Кадры для цифровой экономики", "Цифровые технологии" и др. Данные общероссийские цели и стратегические задачи усиливают роль информационных технологий в профессиональной деятельности, вызывают переосмысление правового регулирования и безопасности в области информации, обостряют необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)В июле 2020 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <1>, в рамках которого поставлена национальная цель - "цифровая трансформация". Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" <2>, в состав которой входит ряд федеральных проектов, например "Нормативное регулирование цифровой среды", "Кадры для цифровой экономики", "Цифровые технологии" и др. Данные общероссийские цели и стратегические задачи усиливают роль информационных технологий в профессиональной деятельности, вызывают переосмысление правового регулирования и безопасности в области информации, обостряют необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"национальной цели "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" - обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования.
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"национальной цели "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" - обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313
(ред. от 14.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"В рамках Программы для достижения национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" поставлены следующие задачи:
(ред. от 14.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"В рамках Программы для достижения национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" поставлены следующие задачи:
Статья: Правовые особенности цифровизации туризма в России как фактор продвижения конкурентоспособного продукта на мировом рынке
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 6)Развитие и повсеместное применение цифровых технологий - одна из национальных целей развития, закрепленных в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". В рамках реализации национальной цели "Цифровая трансформация" предполагается достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы <2>. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в России туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики <3>, из чего можно сделать вывод, что внедрение и использование различных цифровых технологий и цифровизация туристского бизнеса являются одной из составляющих достижения намеченных национальных целей до 2030 года.
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 6)Развитие и повсеместное применение цифровых технологий - одна из национальных целей развития, закрепленных в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". В рамках реализации национальной цели "Цифровая трансформация" предполагается достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы <2>. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в России туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики <3>, из чего можно сделать вывод, что внедрение и использование различных цифровых технологий и цифровизация туристского бизнеса являются одной из составляющих достижения намеченных национальных целей до 2030 года.
Статья: О законодательных основах реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" (положения de lege lata и предложения de lege ferenda)
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В России реализуется федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <1> в рамках государственной программы "Информационное общество" <2>. Федеральный проект направлен на достижение национальной цели "Цифровая трансформация", которая определена Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <3>.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В России реализуется федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <1> в рамках государственной программы "Информационное общество" <2>. Федеральный проект направлен на достижение национальной цели "Цифровая трансформация", которая определена Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <3>.
Статья: Ретроспективный анализ позитивных административных производств в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
(Машковцева О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В последующие годы МВД России утверждало новые административные регламенты и вносило изменения в действующие, расширяя перечень предоставляемых государственных услуг и совершенствуя порядок их оказания. В результате сегодня гражданам доступны уже 33 государственные услуги. Благодаря реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и приоритетного проекта "Цифровое государственное управление", направленных на достижение национальной цели "Цифровая трансформация" <22>, большинство из них доступно для граждан в цифровом формате. Ведомство активно внедряет новые технологии, стремясь сделать свои услуги более доступными, удобными и прозрачными. В рамках этой работы МВД России реализует ряд инициатив по следующим ключевым направлениям:
(Машковцева О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В последующие годы МВД России утверждало новые административные регламенты и вносило изменения в действующие, расширяя перечень предоставляемых государственных услуг и совершенствуя порядок их оказания. В результате сегодня гражданам доступны уже 33 государственные услуги. Благодаря реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и приоритетного проекта "Цифровое государственное управление", направленных на достижение национальной цели "Цифровая трансформация" <22>, большинство из них доступно для граждан в цифровом формате. Ведомство активно внедряет новые технологии, стремясь сделать свои услуги более доступными, удобными и прозрачными. В рамках этой работы МВД России реализует ряд инициатив по следующим ключевым направлениям:
Статья: Проблема субъектности в информационном праве
(Ефремов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Развитие цифровых технологий и "продуктов" их деятельности - различных видов информации и данных сместило акцент научных исследований цифровой трансформации и ее регулирования главным образом на их рассмотрение, а не на изучение сущности процессов трансформации и участвующих в ней субъектов. В значительной мере указанная ситуация связана с определяемыми в государственном управлении, в первую очередь в документах стратегического планирования, показателями достижения национальной цели "цифровая трансформация" через характеристики уровня внедрения цифровых технологий, их видов, а также соответствующих информационных объектов (главным образом различных видов данных и информационных (цифровых) систем и платформ). При этом какие-либо показатели, характеризующие правовое положение и состояние субъектов, их субъективных информационных (цифровых) прав (за исключением, пожалуй, уровня удовлетворенности оказанием государственных услуг в электронной форме), как правило, остаются вне системы ориентиров государственного управления, в том числе правового регулирования, и, как следствие, глубокого научного анализа, исключая отдельные исследования, проводимые в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации <2>. В определенной мере субъект права, в том числе информационного права, "потерялся" в новом виртуальном пространстве <3>. Смещение фокуса внимания в государственном управлении, правовом регулировании и научном анализе в первую очередь на объекты информационно-правовых отношений, в том числе сферы их реализации ("пространства"), в значительной мере несет угрозу реализации не только фундаментальных прав личности и государства как субъектов права, но и их правовому статусу в целом. Показательно, что ученые стали выделять тенденцию размывания антропоцентризма права <4>. Поэтому важно осмыслить, как формируются новые субъекты в информационном праве и как определяется в правовом регулировании их правовой статус.
(Ефремов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Развитие цифровых технологий и "продуктов" их деятельности - различных видов информации и данных сместило акцент научных исследований цифровой трансформации и ее регулирования главным образом на их рассмотрение, а не на изучение сущности процессов трансформации и участвующих в ней субъектов. В значительной мере указанная ситуация связана с определяемыми в государственном управлении, в первую очередь в документах стратегического планирования, показателями достижения национальной цели "цифровая трансформация" через характеристики уровня внедрения цифровых технологий, их видов, а также соответствующих информационных объектов (главным образом различных видов данных и информационных (цифровых) систем и платформ). При этом какие-либо показатели, характеризующие правовое положение и состояние субъектов, их субъективных информационных (цифровых) прав (за исключением, пожалуй, уровня удовлетворенности оказанием государственных услуг в электронной форме), как правило, остаются вне системы ориентиров государственного управления, в том числе правового регулирования, и, как следствие, глубокого научного анализа, исключая отдельные исследования, проводимые в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации <2>. В определенной мере субъект права, в том числе информационного права, "потерялся" в новом виртуальном пространстве <3>. Смещение фокуса внимания в государственном управлении, правовом регулировании и научном анализе в первую очередь на объекты информационно-правовых отношений, в том числе сферы их реализации ("пространства"), в значительной мере несет угрозу реализации не только фундаментальных прав личности и государства как субъектов права, но и их правовому статусу в целом. Показательно, что ученые стали выделять тенденцию размывания антропоцентризма права <4>. Поэтому важно осмыслить, как формируются новые субъекты в информационном праве и как определяется в правовом регулировании их правовой статус.
Статья: Акты государственной политики в механизме административно-правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)V. В рамках государственной программы "Информационное общество" <21> и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <22> в настоящее время реализуется федеральный проект "Цифровое государственное управление", направленный на достижение национальной цели "Цифровая трансформация", которая определена Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года" <23>. Федеральный проект предусматривает широкий круг мероприятий цифровой трансформации системы государственного управления, включая установление системного административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих при использовании цифровых технологий в сфере государственного управления.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)V. В рамках государственной программы "Информационное общество" <21> и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <22> в настоящее время реализуется федеральный проект "Цифровое государственное управление", направленный на достижение национальной цели "Цифровая трансформация", которая определена Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года" <23>. Федеральный проект предусматривает широкий круг мероприятий цифровой трансформации системы государственного управления, включая установление системного административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих при использовании цифровых технологий в сфере государственного управления.
Статья: Новые подходы к урегулированию споров с налоговыми органами в досудебном порядке
(Якушев Р.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)<16> Обеспечение к 2030 г. повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих не менее чем на 50 процентов заявлено в качестве задачи, выполнение которой в том числе характеризует достижение национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" (подп. "и" п. 8 Указа Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" // СПС "КонсультантПлюс".
(Якушев Р.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)<16> Обеспечение к 2030 г. повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих не менее чем на 50 процентов заявлено в качестве задачи, выполнение которой в том числе характеризует достижение национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" (подп. "и" п. 8 Указа Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" // СПС "КонсультантПлюс".
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В рамках национальной цели "цифровая трансформация, определенной Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определено, что к 2030 г. необходимо выйти на достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. К 2030 г. доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна составлять до 95%.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В рамках национальной цели "цифровая трансформация, определенной Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определено, что к 2030 г. необходимо выйти на достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. К 2030 г. доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна составлять до 95%.
Статья: Искусственный интеллект и нейронные сети - инструменты кадастровой оценки недвижимости в составе Национальной системы пространственных данных
(Пылаева А.В., Акинин М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В рамках национальной цели "Цифровая трансформация" установлены следующие целевые показатели:
(Пылаева А.В., Акинин М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В рамках национальной цели "Цифровая трансформация" установлены следующие целевые показатели:
Статья: Тезисы для концепции противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)7 мая 2024 г. был издан Указ Президента РФ N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". В нем установлены следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы": "...создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижение ущерба от их совершения" (подп. "к" п. 8). Процитированное положение - единственное в данном Указе (всего в нем предусмотрено до 100 целевых показателей и задач), имеющее непосредственное отношение к вопросам борьбы с преступностью.
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)7 мая 2024 г. был издан Указ Президента РФ N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". В нем установлены следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы": "...создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижение ущерба от их совершения" (подп. "к" п. 8). Процитированное положение - единственное в данном Указе (всего в нем предусмотрено до 100 целевых показателей и задач), имеющее непосредственное отношение к вопросам борьбы с преступностью.
Статья: Стратегия борьбы с киберпреступностью: должное и сущее
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" <5> установил следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели по цифровой трансформации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы: "...создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижения ущерба от их совершения" (подп. "к" п. 8). Причем процитированное положение - единственное в данном Указе (всего им предусмотрено до 100 целевых показателей и задач), имеющее непосредственное отношение к вопросам борьбы с преступностью.
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" <5> установил следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели по цифровой трансформации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы: "...создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижения ущерба от их совершения" (подп. "к" п. 8). Причем процитированное положение - единственное в данном Указе (всего им предусмотрено до 100 целевых показателей и задач), имеющее непосредственное отношение к вопросам борьбы с преступностью.