Начисление штрафов администратором доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление штрафов администратором доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об указании взыскателя в исполнительном документе о взыскании госпошлины, выдаваемом судами; возврате взыскателю документов, поступивших на исполнение, и требованиях, предъявляемых к таким документам.
(Письмо ФНС России от 01.12.2023 N КЧ-4-8/15116@)Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета, а также реализует иные полномочия в соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ.
(Письмо ФНС России от 01.12.2023 N КЧ-4-8/15116@)Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета, а также реализует иные полномочия в соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ.
Вопрос: О ведении радиочастотной службой учета доходов по плате пользователей радиочастотного спектра в ГИИС "Электронный бюджет" по группе плательщиков дохода.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 02-06-09/61090)В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета в рамках бюджетных полномочий осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 02-06-09/61090)В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета в рамках бюджетных полномочий осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"22. Поскольку главой 24.1 БК РФ не определено иное, в порядке, установленном статьей 242.3 Кодекса, производится исполнение судебных актов, возлагающих на федеральные казенные учреждения, органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, обязанность по возврату из федерального бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм налогов и сборов, таможенных платежей и пошлин, начисленных на них пеней, штрафов и иных платежей, уплаченных в федеральный бюджет.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"22. Поскольку главой 24.1 БК РФ не определено иное, в порядке, установленном статьей 242.3 Кодекса, производится исполнение судебных актов, возлагающих на федеральные казенные учреждения, органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, обязанность по возврату из федерального бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм налогов и сборов, таможенных платежей и пошлин, начисленных на них пеней, штрафов и иных платежей, уплаченных в федеральный бюджет.
Приказ Минприроды России от 05.08.2013 N 274
"Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2013 N 30622)3. Инструктивно-методические указания предназначены для пользователей недр, самостоятельно исчисляющих и вносящих плату за выбросы в бюджетную систему Российской Федерации, а также Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетными полномочиями главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов от платы за выбросы (далее - главный администратор (администратор) платы за выбросы) и осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
"Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2013 N 30622)3. Инструктивно-методические указания предназначены для пользователей недр, самостоятельно исчисляющих и вносящих плату за выбросы в бюджетную систему Российской Федерации, а также Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетными полномочиями главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов от платы за выбросы (далее - главный администратор (администратор) платы за выбросы) и осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вопрос: О вопросах, связанных с реализацией полномочий администратора доходов бюджета при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по контракту (договору).
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-11-09/115381)перечень структурных подразделений (сотрудников) администратора доходов бюджета, ответственных за работу с дебиторской задолженностью по доходам;
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-11-09/115381)перечень структурных подразделений (сотрудников) администратора доходов бюджета, ответственных за работу с дебиторской задолженностью по доходам;
Статья: Разъяснения о применении решения (ф. 0510442) и ведомости (ф. 0510431)
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)- наименование учреждения, осуществляющего в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (полномочия администратора доходов бюджета), с указанием в кодовой строке код по сводному реестру;
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)- наименование учреждения, осуществляющего в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (полномочия администратора доходов бюджета), с указанием в кодовой строке код по сводному реестру;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета раскрываются в ст. 160.1 БК РФ. Так, среди прочих главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации, и др. Администратор доходов бюджета среди прочих обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета раскрываются в ст. 160.1 БК РФ. Так, среди прочих главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации, и др. Администратор доходов бюджета среди прочих обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и др.
Вопрос: О возврате излишне уплаченных платежей в бюджет посредством портала "Госуслуги".
(Письмо Минфина России от 21.12.2023 N 02-16-13/124556)В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 21.12.2023 N 02-16-13/124556)В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Как отмечает С.В. Запольский, "сложившиеся формы управления бюджетными ресурсами базируются на процессе трансформации частной денежной массы в публичный доход, реализация которого основывается на принципе сбалансированности интересов участников финансового правоотношения" <4>. Таким образом, можно резюмировать, что в основе бюджетного администрирования доходов лежит фискальный <5> подход, который заключается в принятии и выполнении государственно-властных решений, а также контроле за их исполнением, поскольку основной целью этого процесса является обеспечение соответствующих поступлений в казну государства. В этой связи одно из центральных мест в рассматриваемых бюджетно-правовых отношениях, безусловно, занимает администратор доходов бюджета, которого законодатель определил как орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы России, если иное не установлено БК РФ.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Как отмечает С.В. Запольский, "сложившиеся формы управления бюджетными ресурсами базируются на процессе трансформации частной денежной массы в публичный доход, реализация которого основывается на принципе сбалансированности интересов участников финансового правоотношения" <4>. Таким образом, можно резюмировать, что в основе бюджетного администрирования доходов лежит фискальный <5> подход, который заключается в принятии и выполнении государственно-властных решений, а также контроле за их исполнением, поскольку основной целью этого процесса является обеспечение соответствующих поступлений в казну государства. В этой связи одно из центральных мест в рассматриваемых бюджетно-правовых отношениях, безусловно, занимает администратор доходов бюджета, которого законодатель определил как орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы России, если иное не установлено БК РФ.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих администрирование доходов бюджетов (например, наличие утвержденной методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет и ее соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" или наличие актуального перечня подведомственных администраторов доходов бюджета);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих администрирование доходов бюджетов (например, наличие утвержденной методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет и ее соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" или наличие актуального перечня подведомственных администраторов доходов бюджета);
Статья: Неопределенности бюджетного законодательства
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Можно указать еще на одно обстоятельство, связанное с оценочным понятием, выражающее отношение субъекта к объекту - негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с БК РФ (ст. 57, 62) плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам, зачисляемым с закрепленными нормативами в соответствующие бюджеты. "Негативное воздействие" в БК РФ отражает не само действие, а характер и основание платежа - денежной компенсации, взимаемой с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды. Соблюдая интересы бюджетов бюджетной системы, следует отметить, что платежная база для расчета определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (на основе данных производственного экологического контроля) (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)), что на практике не всегда оправдано. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется территориальным отделением Росприроднадзора, администрирующим указанные поступления в бюджет (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370"). Следовательно, своевременность поступления и полнота платежей за негативное воздействие на окружающую среду зависит также от Росприроднадзора - администратора доходов бюджета, на которого в соответствии с БК РФ возложен "контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". То есть функции администратора практически совпадают с функциями налоговых органов, что также имеет свои негативные последствия. А.П. Абрамов в свое время писал: "...возложение на природоохранные органы не свойственных им функций приводит не только к ослаблению их деятельности по основной цели их создания, но и к значительным потерям доходов бюджетной системы" <5>.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Можно указать еще на одно обстоятельство, связанное с оценочным понятием, выражающее отношение субъекта к объекту - негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с БК РФ (ст. 57, 62) плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам, зачисляемым с закрепленными нормативами в соответствующие бюджеты. "Негативное воздействие" в БК РФ отражает не само действие, а характер и основание платежа - денежной компенсации, взимаемой с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды. Соблюдая интересы бюджетов бюджетной системы, следует отметить, что платежная база для расчета определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (на основе данных производственного экологического контроля) (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)), что на практике не всегда оправдано. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется территориальным отделением Росприроднадзора, администрирующим указанные поступления в бюджет (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370"). Следовательно, своевременность поступления и полнота платежей за негативное воздействие на окружающую среду зависит также от Росприроднадзора - администратора доходов бюджета, на которого в соответствии с БК РФ возложен "контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". То есть функции администратора практически совпадают с функциями налоговых органов, что также имеет свои негативные последствия. А.П. Абрамов в свое время писал: "...возложение на природоохранные органы не свойственных им функций приводит не только к ослаблению их деятельности по основной цели их создания, но и к значительным потерям доходов бюджетной системы" <5>.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе его учета и поступления средств в федеральный бюджет, за 2020 - 2021 годы"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)Полномочия администратора доходов по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов осуществлялись Управлением ненадлежащим образом, позднее установленного срока осуществлялись начисления доходов будущих периодов и возврат излишне уплаченных платежей в федеральный бюджет.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)Полномочия администратора доходов по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов осуществлялись Управлением ненадлежащим образом, позднее установленного срока осуществлялись начисления доходов будущих периодов и возврат излишне уплаченных платежей в федеральный бюджет.
Ситуация: Как и в какой срок можно обратиться за возвратом переплаты по штрафу за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).