Начисление неустойки в казенном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление неустойки в казенном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Безусловная банковская гарантия
(КонсультантПлюс, 2025)Банк не может отказать в выплате суммы по безусловной банковской гарантии по основанию недостоверности расчета неустойки, начисленной за нарушение основного обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Банк не может отказать в выплате суммы по безусловной банковской гарантии по основанию недостоверности расчета неустойки, начисленной за нарушение основного обязательства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как отразить в учете начисленную неустойку (штраф, пени) по контракту
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как отразить в учете начисленную неустойку (штраф, пени) по контракту
Статья: Практика рассмотрения дел о прекращении обязательств новацией
(Харина Д.П.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Однако возможность новировать обязательство по уплате неустойки может быть заблокирована законом. В одном из дел АС Дальневосточного округа указал на недопустимость новации обязательства по уплате неустойки, начисленной за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту. Соответствующее правило, по мнению суда, обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств (Постановление от 26.04.2017 по делу N А24-3707/2016).
(Харина Д.П.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Однако возможность новировать обязательство по уплате неустойки может быть заблокирована законом. В одном из дел АС Дальневосточного округа указал на недопустимость новации обязательства по уплате неустойки, начисленной за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту. Соответствующее правило, по мнению суда, обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств (Постановление от 26.04.2017 по делу N А24-3707/2016).
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 18.06.2024 N 385
"Об утверждении форм, содержания и порядка представления в форме электронного документа отчетности об осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, а также порядка интеграции соответствующих информационных систем, используемых уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации для учета данных об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, иными федеральными информационными системами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.08.2024 N 79112)9) по строке 290 указывается количество договоров (контрактов), по которым начислены штрафы, неустойки, пени, уплаченные в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным государственным органом субъекта Российской Федерации, казенным учреждением субъекта Российской Федерации;
"Об утверждении форм, содержания и порядка представления в форме электронного документа отчетности об осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, а также порядка интеграции соответствующих информационных систем, используемых уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации для учета данных об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, иными федеральными информационными системами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.08.2024 N 79112)9) по строке 290 указывается количество договоров (контрактов), по которым начислены штрафы, неустойки, пени, уплаченные в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным государственным органом субъекта Российской Федерации, казенным учреждением субъекта Российской Федерации;
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)16. Суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.
(ред. от 31.07.2025)16. Суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.
Готовое решение: Как учреждению отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете доходы от поступившей неустойки по договору (контракту)
(КонсультантПлюс, 2025)Корректировка неустойки на разницу между суммой, определенной решением суда, и начисленной суммой
(КонсультантПлюс, 2025)Корректировка неустойки на разницу между суммой, определенной решением суда, и начисленной суммой
Статья: Факт нецелевого использования бюджетных средств не подтвержден судом
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Арбитры обратили внимание, что неналоговые доходы бюджетов включают средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также компенсации за причиненный вред (п. 3 ст. 41 БК РФ). Исходя из п. 16 ст. 46 БК РФ суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы РФ, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Арбитры обратили внимание, что неналоговые доходы бюджетов включают средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также компенсации за причиненный вред (п. 3 ст. 41 БК РФ). Исходя из п. 16 ст. 46 БК РФ суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы РФ, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение.
Готовое решение: Как учреждению до 2026 г. учитывать операции на счете 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года"
(КонсультантПлюс, 2025)Записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 209 36 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 в бюджетном учете казенного учреждения отражайте признание доходов текущего финансового года, например восстановление дебиторской задолженности прошлых лет неплатежеспособных дебиторов (п. п. 86, 120 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)Записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 209 36 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 в бюджетном учете казенного учреждения отражайте признание доходов текущего финансового года, например восстановление дебиторской задолженности прошлых лет неплатежеспособных дебиторов (п. п. 86, 120 Инструкции N 162н).
Статья: По материалам проверок: ошибки, искажающие отчетность
(Малова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Отметим, что в случае инициирования контрагентом, которому казенным учреждением предъявлено требование об уплате штрафа, пени, неустойки, досудебного урегулирования или исковых требований в рамках судопроизводства размер поступлений от уплаты неустойки (штрафа, пени) признается в бюджетном учете казенного учреждения оценочным значением в виде ожидаемых доходов (Письмо Минфина России от 29.01.2021 N 02-06-10/5946). В соответствии с п. 301 Инструкции N 157н для учета сумм доходов, администрируемых в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов".
(Малова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Отметим, что в случае инициирования контрагентом, которому казенным учреждением предъявлено требование об уплате штрафа, пени, неустойки, досудебного урегулирования или исковых требований в рамках судопроизводства размер поступлений от уплаты неустойки (штрафа, пени) признается в бюджетном учете казенного учреждения оценочным значением в виде ожидаемых доходов (Письмо Минфина России от 29.01.2021 N 02-06-10/5946). В соответствии с п. 301 Инструкции N 157н для учета сумм доходов, администрируемых в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов".
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба (счет 0 209 40 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Для отражения в учете расчетов по штрафам, пеням, неустойкам и иным суммам принудительного изъятия оформите бухгалтерские записи:
(КонсультантПлюс, 2025)Для отражения в учете расчетов по штрафам, пеням, неустойкам и иным суммам принудительного изъятия оформите бухгалтерские записи:
Статья: Учет неустойки по контрактам в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)Если неустойку начисляет и зачитывает казенное учреждение, не являющееся администратором доходов, такую неустойку оно обязано перечислить в доход бюджета. Это отражается в учете так:
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)Если неустойку начисляет и зачитывает казенное учреждение, не являющееся администратором доходов, такую неустойку оно обязано перечислить в доход бюджета. Это отражается в учете так:
Статья: Списание неустойки по контрактам в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Если неустойку начисляет и зачитывает казенное учреждение, не являющееся администратором доходов, такую неустойку оно обязано перечислить в доход бюджета. Это отражается в учете так:
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Если неустойку начисляет и зачитывает казенное учреждение, не являющееся администратором доходов, такую неустойку оно обязано перечислить в доход бюджета. Это отражается в учете так:
Готовое решение: Как учреждению с 2026 г. учитывать операции на счете 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года"
(КонсультантПлюс, 2025)Записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 209 36 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 в бюджетном учете казенного учреждения отражайте признание доходов текущего финансового года, например восстановление дебиторской задолженности прошлых лет неплатежеспособных дебиторов (пп. "а" п. 109 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета).
(КонсультантПлюс, 2025)Записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 209 36 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 в бюджетном учете казенного учреждения отражайте признание доходов текущего финансового года, например восстановление дебиторской задолженности прошлых лет неплатежеспособных дебиторов (пп. "а" п. 109 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета).
Готовое решение: Как казенному учреждению отразить в бюджетном учете расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба на счете 0 205 40 000
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете учреждения - администратора доходов бюджета операции по учету доходов от возмещения ущерба, штрафов, пеней, неустоек и прочих сумм принудительного изъятия отразите следующими записями:
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете учреждения - администратора доходов бюджета операции по учету доходов от возмещения ущерба, штрафов, пеней, неустоек и прочих сумм принудительного изъятия отразите следующими записями: