Начисление неустоек в 2020 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление неустоек в 2020 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Из систематического толкования положений Правил N 783 и части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, также отметил апелляционный суд, следует, что такая мера государственной поддержки как списание неустойки распространяется только на неустойки, начисленные за нарушения, допущенные 2015, 2016 и 2020 годах, при этом положение пункта 11 Правил N 783 не могут противоречить положениям Закона N 44-ФЗ и не могут быть истолкованы как позволяющие списать любую неустойку (пени) на основании Правил N 783 и части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ. Поскольку нарушение, за которое начислена неустойка, допущено Обществом в 2019 году, суд посчитал, что основания для ее списания в порядке, предусмотренном Правилами N 783 и частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, отсутствуют."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Срок приемки товара при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Подпункт "а" п. 3 Правил списания неустоек (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2020 года N 591) в совокупности с ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ предусматривает списание неустоек, начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Применение этого основания списания неустойки, начисленной в 2020 году, не требует подтверждения от поставщика невозможности исполнения обязательства в связи с распространением коронавирусной инфекции.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Подпункт "а" п. 3 Правил списания неустоек (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2020 года N 591) в совокупности с ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ предусматривает списание неустоек, начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Применение этого основания списания неустойки, начисленной в 2020 году, не требует подтверждения от поставщика невозможности исполнения обязательства в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)1. В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ <3> начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 указанные Правила (далее - Правила N 783) утверждены.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)1. В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ <3> начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 указанные Правила (далее - Правила N 783) утверждены.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.05.2025 N АКПИ25-181
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 - 3, подпунктов "а", "г", "д" пункта 4 изменений которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340>Статья 112 Федерального закона N 44-ФЗ регулирует заключительные положения, в части 42.1 этой статьи закреплены положения, касающиеся списания начисленных в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах, но не списанных сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 - 3, подпунктов "а", "г", "д" пункта 4 изменений которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340>Статья 112 Федерального закона N 44-ФЗ регулирует заключительные положения, в части 42.1 этой статьи закреплены положения, касающиеся списания начисленных в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах, но не списанных сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Статья: Учет неустойки по контрактам в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Статья: Списание неустойки по контрактам в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Статья: Доходы от пени и штрафов в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 3)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 3)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Вопрос: Выставили поставщику требование об уплате пени, использовав в расчете величину ключевой ставки Банка России, действительную на дату расчета (19%). Поставщик настаивает на применении размера ключевой ставки, который действовал на момент завершения периода просрочки (13%). Кто из нас прав?
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Несмотря на приведенную судебную практику, мы не видим оснований начислять неустойку как-то иначе, чем в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не согласен с этим, он вправе обратиться в суд с требованием о пересчете неустойки. С высокой долей вероятности суд удовлетворит его требование.
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Несмотря на приведенную судебную практику, мы не видим оснований начислять неустойку как-то иначе, чем в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не согласен с этим, он вправе обратиться в суд с требованием о пересчете неустойки. С высокой долей вероятности суд удовлетворит его требование.
Статья: Обзор изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)С учетом изменений в ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (а также исключения из ст. 15 Закона N 44-ФЗ ч. 4.1 и 5) были скорректированы:
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)С учетом изменений в ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (а также исключения из ст. 15 Закона N 44-ФЗ ч. 4.1 и 5) были скорректированы:
Готовое решение: Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер контракт необходимо расторгнуть или изменить.
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер контракт необходимо расторгнуть или изменить.
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда Правила списания неустоек N 783 допускают их списание по неисполненным обязательствам, полагаем, сумму неустойки следует рассчитывать исходя из ключевой ставки, действующей на дату списания, поскольку фактически такую дату можно приравнять к дате уплаты неустойки (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда Правила списания неустоек N 783 допускают их списание по неисполненным обязательствам, полагаем, сумму неустойки следует рассчитывать исходя из ключевой ставки, действующей на дату списания, поскольку фактически такую дату можно приравнять к дате уплаты неустойки (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Победитель электронного аукциона представил реестровые номера контрактов с его участием, чтобы получить освобождение от обязанности по предоставлению обеспечения исполнения контракта. Однако один из них еще находится на исполнении. Означает ли это, что победителя нужно признать уклонившимся от заключения контракта?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 6)Пример "от противного". Победителем электронного аукциона были представлены сведения о 17 контрактах, часть из которых была исполнена ранее чем за три года до даты подачи заявки на участие в закупке, а часть - с начислением неустойки. В итоге среди представленных контрактов отсутствовали три контракта, соответствующие всем требованиям ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Отказ от заключения контракта с победителем электронного аукциона был признан правомерным <1>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 6)Пример "от противного". Победителем электронного аукциона были представлены сведения о 17 контрактах, часть из которых была исполнена ранее чем за три года до даты подачи заявки на участие в закупке, а часть - с начислением неустойки. В итоге среди представленных контрактов отсутствовали три контракта, соответствующие всем требованиям ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Отказ от заключения контракта с победителем электронного аукциона был признан правомерным <1>.
Вопрос: О заключении в системе "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета МБУ; о списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек, штрафов, пеней.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)<1> О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (постатейный) / Под ред. Б.Е. Кошелюка. М.: Проспект, 2019.
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)<1> О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (постатейный) / Под ред. Б.Е. Кошелюка. М.: Проспект, 2019.