Начисление амортизации ГУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление амортизации ГУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 256 "Амортизируемое имущество" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, который делает невозможным начисление амортизации в отношении объектов основных средств, созданных за счет средств регионального бюджета и переданных налогоплательщику в хозяйственное ведение. Арбитражные суды признали правомерным доначисление налога на прибыль, указав, что налогоплательщик не нес фактических расходов по приобретению имущества, созданного собственником за счет средств целевого бюджетного финансирования и переданного налогоплательщику безвозмездно. КС РФ указал, что в случае долевого участия в финансировании создания имущества налогоплательщика начисление амортизации возможно в отношении той части стоимости имущества, которая создана за счет средств налогоплательщика. КС РФ пришел к выводу, что подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку он предполагает необходимость исключения налогоплательщиком - государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти, только при условии, что из таких решений явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, который делает невозможным начисление амортизации в отношении объектов основных средств, созданных за счет средств регионального бюджета и переданных налогоплательщику в хозяйственное ведение. Арбитражные суды признали правомерным доначисление налога на прибыль, указав, что налогоплательщик не нес фактических расходов по приобретению имущества, созданного собственником за счет средств целевого бюджетного финансирования и переданного налогоплательщику безвозмездно. КС РФ указал, что в случае долевого участия в финансировании создания имущества налогоплательщика начисление амортизации возможно в отношении той части стоимости имущества, которая создана за счет средств налогоплательщика. КС РФ пришел к выводу, что подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку он предполагает необходимость исключения налогоплательщиком - государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти, только при условии, что из таких решений явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, созданного собственником и переданного в уставный фонд ГУП, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-03-06/3/63269)Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, созданного собственником и переданного в уставный фонд ГУП, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-03-06/3/63269)Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, созданного собственником и переданного в уставный фонд ГУП, в целях налога на прибыль.
Вопрос: Об определении первоначальной стоимости и амортизации имущества, приобретенного (созданного) ГУП за счет субсидии от собственника, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 03-03-05/125892)Минфин России рассмотрел указанное обращение о представлении мнения Минфина России по вопросу применения абзаца второго пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при начислении унитарным предприятием (далее - ГУП) амортизации имущества, приобретенного за счет субсидии, полученной им от собственника на основании соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 03-03-05/125892)Минфин России рассмотрел указанное обращение о представлении мнения Минфина России по вопросу применения абзаца второго пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при начислении унитарным предприятием (далее - ГУП) амортизации имущества, приобретенного за счет субсидии, полученной им от собственника на основании соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности, и сообщает следующее.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"Суды пришли к выводу, что, поскольку предприятие не несло фактических расходов по приобретению имущества, созданного собственником за счет средств целевого бюджетного финансирования и переданного ГУП "ТЭК СПб" безвозмездно, начисление амортизации по такому имуществу в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации невозможно.
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"Суды пришли к выводу, что, поскольку предприятие не несло фактических расходов по приобретению имущества, созданного собственником за счет средств целевого бюджетного финансирования и переданного ГУП "ТЭК СПб" безвозмездно, начисление амортизации по такому имуществу в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации невозможно.
<Письмо> ФНС России от 06.07.2022 N БВ-4-7/8529
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>1. Подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает необходимость исключения налогоплательщиком - государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества - для целей начисления и уплаты налога на прибыль организации - объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти, только при условии, что из таких решений явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>1. Подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает необходимость исключения налогоплательщиком - государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества - для целей начисления и уплаты налога на прибыль организации - объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти, только при условии, что из таких решений явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия.
Статья: О начислении амортизации по объектам, созданным за счет бюджетных инвестиций
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Опубликовано Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Постановление).
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Опубликовано Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Постановление).
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы предполагает для целей начисления и уплаты налога на прибыль организации необходимость исключения налогоплательщиком - государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия. Условием для этого является явное и недвусмысленное указание в таких решениях на то, что бюджетные средства расходуются на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы предполагает для целей начисления и уплаты налога на прибыль организации необходимость исключения налогоплательщиком - государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия. Условием для этого является явное и недвусмысленное указание в таких решениях на то, что бюджетные средства расходуются на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете АО получение бюджетных инвестиций на реконструкцию объекта недвижимости, учитываемого в составе основных средств (сумма инвестиций признается взносом государства в уставный капитал АО)? Реконструкция ведется подрядным способом...
(Консультация эксперта, 2025)Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, установлен ст. 80 БК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, установлен ст. 80 БК РФ.
Вопрос: Об учете расходов в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 07.06.2024 N 03-03-06/1/52805)Также согласно пункту 4 статьи 256 Кодекса амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, в случаях если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 274 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 07.06.2024 N 03-03-06/1/52805)Также согласно пункту 4 статьи 256 Кодекса амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, в случаях если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 274 Кодекса.
Вопрос: Об НДС при безвозмездной передаче ОС органам государственной власти и МСУ и учете в целях налога на прибыль стоимости имущества, не являющегося ОС, переданного в безвозмездное пользование.
(Письмо Минфина России от 28.01.2025 N 03-07-11/7163)Так, согласно подпункту 48.7 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы, связанные с предоставлением (передачей) имущества, имущественных прав (работ, услуг) безвозмездно в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Одновременно в соответствии с пунктом 4 статьи 256 Кодекса амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитываются при определении налоговой базы в соответствии со статьей 274 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 28.01.2025 N 03-07-11/7163)Так, согласно подпункту 48.7 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы, связанные с предоставлением (передачей) имущества, имущественных прав (работ, услуг) безвозмездно в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Одновременно в соответствии с пунктом 4 статьи 256 Кодекса амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитываются при определении налоговой базы в соответствии со статьей 274 Кодекса.
Вопрос: Об амортизации и учете в целях налога на прибыль имущества, переданного собственником в уставный фонд ГУП.
(Письмо Минфина России от 21.05.2024 N 03-03-05/46493)Учитывая, что средства, за счет которых создано имущество, передаваемое в уставный фонд ГУП, не являются для целей главы 25 НК РФ средствами бюджетного целевого финансирования, в рассматриваемом случае ГУП вправе начислять амортизацию по данному имуществу для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
(Письмо Минфина России от 21.05.2024 N 03-03-05/46493)Учитывая, что средства, за счет которых создано имущество, передаваемое в уставный фонд ГУП, не являются для целей главы 25 НК РФ средствами бюджетного целевого финансирования, в рассматриваемом случае ГУП вправе начислять амортизацию по данному имуществу для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) унитарным предприятием за счет бюджетных средств и передаваемого в уставный фонд, в целях налога на прибыль.
(Письмо ФНС России от 14.06.2024 N СД-2-3/8887@)Федеральная налоговая служба сообщает, что в адрес ФНС России поступают обращения государственных унитарных предприятий по вопросу начисления амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) собственником за счет бюджетных средств и переданного в уставный фонд унитарного предприятия с закреплением данного имущества за указанным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
(Письмо ФНС России от 14.06.2024 N СД-2-3/8887@)Федеральная налоговая служба сообщает, что в адрес ФНС России поступают обращения государственных унитарных предприятий по вопросу начисления амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) собственником за счет бюджетных средств и переданного в уставный фонд унитарного предприятия с закреплением данного имущества за указанным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, получение при создании от собственника в счет вклада в уставный фонд объекта основных средств, который был приобретен названным собственником без использования бюджетных средств?..
(Консультация эксперта, 2025)Полученный объект ОС будет использован в производстве продукции. Срок полезного использования установлен организацией равным 5 годам (60 месяцам). Ликвидационная стоимость объекта ОС на дату принятия его к учету определена в сумме 60 000 руб. Организация применяет линейный способ (метод) начисления амортизации. В бухучете амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету. Бухгалтерская отчетность составляется на конец каждого календарного месяца. В целях налогового учета амортизационная премия не применяется, доходы и расходы учитываются методом начисления.
(Консультация эксперта, 2025)Полученный объект ОС будет использован в производстве продукции. Срок полезного использования установлен организацией равным 5 годам (60 месяцам). Ликвидационная стоимость объекта ОС на дату принятия его к учету определена в сумме 60 000 руб. Организация применяет линейный способ (метод) начисления амортизации. В бухучете амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету. Бухгалтерская отчетность составляется на конец каждого календарного месяца. В целях налогового учета амортизационная премия не применяется, доходы и расходы учитываются методом начисления.
Готовое решение: Как учитывать основные средства, полученные в хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)За время эксплуатации по ОС начислена амортизация в размере 250 000 руб. Обесценение по объекту ОС не признавалось, переоценка не проводилась.
(КонсультантПлюс, 2025)За время эксплуатации по ОС начислена амортизация в размере 250 000 руб. Обесценение по объекту ОС не признавалось, переоценка не проводилась.