Начисление амортизации арендованного имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление амортизации арендованного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 275.1 "Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик осуществляет реализацию инвестиционного проекта по возведению горно-обогатительного комбината, а также для проектирования и строительства объектов коммунального, социально-культурного назначения и объектов транспортной инфраструктуры. В рамках реализации инвестиционного проекта налогоплательщиком были созданы инфраструктурные объекты (жилые объекты, объекты бытового обслуживания, сети газо-, тепло-, электроснабжения, гостиница). В налоговых декларациях налогоплательщик на основании ст. 275.1 НК РФ отразил убыток по объектам обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ). Убыток возник в результате учета налогоплательщиком начисленной амортизации по объектам ОПХ (зданиям гостиницы, столовой, бани, прачечной, помещений для проживания). Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о неправомерном завышении налогоплательщиком расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в результате необоснованного включения в их состав убытка текущего налогового (отчетного) периода по объектам ОПХ, включая объекты жилищно-коммунальной сферы. Налоговый орган указал, что по всем объектам обслуживающих производств у общества при наличии расходов (сумм начисленной амортизации) отсутствовали доходы от осуществления деятельности, не была представлена информация о расходах на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной, то есть не соблюдены условия, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ. Суды признали доначисление налога на прибыль правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Было установлено, что гостиница, столовая, баня с прачечной были сданы обществом в аренду, деятельность по самостоятельному предоставлению услуг проживания и обслуживания в гостинице, по оказанию услуг общественного питания и банно-прачечных услуг налогоплательщик не осуществлял, доходы в виде платы за такие услуги не получал, соответственно, не понес расходы на содержание объектов обслуживающих производств (кроме начисленной амортизации). При этом отчеты о сравнительном анализе (сопоставлении) стоимости товаров, работ, услуг в разрезе сопоставления цены за аренду, услуг по прейскурантам цен, представленные налогоплательщиком в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ, не были приняты инспекцией и судами, поскольку указанный расчет касался использования объектов иным юридическим лицом - арендатором. Верховный Суд РФ указал, что положения ст. 275.1 НК РФ не могут распространяться на подразделения, функционирующие в целях удовлетворения потребностей самого налогоплательщика как хозяйствующего субъекта - для обеспечения производственного процесса, а также для извлечения прибыли при ведении им предпринимательской деятельности, в частности при сдаче имущества в аренду. Верховный Суд РФ указал, что налогоплательщик отразил как доходы от сдачи имущества в аренду, так и начисленную амортизацию, ошибочное отражение расходов в разделе декларации по налогу на прибыль организаций, относящемся к определению налоговой базы по объектам ОПХ, само по себе не могло служить основанием для налогового органа полностью исключить возможность учета указанных расходов при налогообложении прибыли, поскольку представленные налогоплательщиком пояснения и документы в соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ позволяют прийти к выводу о правильной квалификации расходов и определить величину налоговой обязанности. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик осуществляет реализацию инвестиционного проекта по возведению горно-обогатительного комбината, а также для проектирования и строительства объектов коммунального, социально-культурного назначения и объектов транспортной инфраструктуры. В рамках реализации инвестиционного проекта налогоплательщиком были созданы инфраструктурные объекты (жилые объекты, объекты бытового обслуживания, сети газо-, тепло-, электроснабжения, гостиница). В налоговых декларациях налогоплательщик на основании ст. 275.1 НК РФ отразил убыток по объектам обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ). Убыток возник в результате учета налогоплательщиком начисленной амортизации по объектам ОПХ (зданиям гостиницы, столовой, бани, прачечной, помещений для проживания). Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о неправомерном завышении налогоплательщиком расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в результате необоснованного включения в их состав убытка текущего налогового (отчетного) периода по объектам ОПХ, включая объекты жилищно-коммунальной сферы. Налоговый орган указал, что по всем объектам обслуживающих производств у общества при наличии расходов (сумм начисленной амортизации) отсутствовали доходы от осуществления деятельности, не была представлена информация о расходах на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной, то есть не соблюдены условия, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ. Суды признали доначисление налога на прибыль правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Было установлено, что гостиница, столовая, баня с прачечной были сданы обществом в аренду, деятельность по самостоятельному предоставлению услуг проживания и обслуживания в гостинице, по оказанию услуг общественного питания и банно-прачечных услуг налогоплательщик не осуществлял, доходы в виде платы за такие услуги не получал, соответственно, не понес расходы на содержание объектов обслуживающих производств (кроме начисленной амортизации). При этом отчеты о сравнительном анализе (сопоставлении) стоимости товаров, работ, услуг в разрезе сопоставления цены за аренду, услуг по прейскурантам цен, представленные налогоплательщиком в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ, не были приняты инспекцией и судами, поскольку указанный расчет касался использования объектов иным юридическим лицом - арендатором. Верховный Суд РФ указал, что положения ст. 275.1 НК РФ не могут распространяться на подразделения, функционирующие в целях удовлетворения потребностей самого налогоплательщика как хозяйствующего субъекта - для обеспечения производственного процесса, а также для извлечения прибыли при ведении им предпринимательской деятельности, в частности при сдаче имущества в аренду. Верховный Суд РФ указал, что налогоплательщик отразил как доходы от сдачи имущества в аренду, так и начисленную амортизацию, ошибочное отражение расходов в разделе декларации по налогу на прибыль организаций, относящемся к определению налоговой базы по объектам ОПХ, само по себе не могло служить основанием для налогового органа полностью исключить возможность учета указанных расходов при налогообложении прибыли, поскольку представленные налогоплательщиком пояснения и документы в соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ позволяют прийти к выводу о правильной квалификации расходов и определить величину налоговой обязанности. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать операции по договору аренды при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Амортизацию по переданному в аренду амортизируемому имуществу продолжает начислять арендодатель.
(КонсультантПлюс, 2025)Амортизацию по переданному в аренду амортизируемому имуществу продолжает начислять арендодатель.
Типовая ситуация: Аренда: учет у арендодателя
(Издательство "Главная книга", 2025)ОС, сданные в аренду без права выкупа, в том числе по долгосрочным договорам, арендодатель продолжает учитывать у себя на балансе и амортизировать. Недвижимость, предназначенную для аренды, учитывают на счете 03: по дебету - приобретение или перевод со счета 01, по кредиту - выбытие. Такую недвижимость можно не амортизировать, но тогда ее нужно регулярно переоценивать (п. 11 ФСБУ 6/2020, п. 26 ФСБУ 25/2018, ст. 265 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)ОС, сданные в аренду без права выкупа, в том числе по долгосрочным договорам, арендодатель продолжает учитывать у себя на балансе и амортизировать. Недвижимость, предназначенную для аренды, учитывают на счете 03: по дебету - приобретение или перевод со счета 01, по кредиту - выбытие. Такую недвижимость можно не амортизировать, но тогда ее нужно регулярно переоценивать (п. 11 ФСБУ 6/2020, п. 26 ФСБУ 25/2018, ст. 265 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:
(ред. от 17.11.2025)1. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:
Готовое решение: Как с 2026 г. в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить нефинансовые активы имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)При передаче нефинансовых активов, входящих в состав имущества казны, в неоперационную (финансовую) аренду амортизацию начисляет арендатор, так как у арендодателя (уполномоченного органа (учреждения)) имущество казны выбывает с балансового учета (пп. "б" п. 25, п. 26 Федерального стандарта N 84н, п. 22 Федерального стандарта N 258н, разд. IV.2 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 258н).
(КонсультантПлюс, 2025)При передаче нефинансовых активов, входящих в состав имущества казны, в неоперационную (финансовую) аренду амортизацию начисляет арендатор, так как у арендодателя (уполномоченного органа (учреждения)) имущество казны выбывает с балансового учета (пп. "б" п. 25, п. 26 Федерального стандарта N 84н, п. 22 Федерального стандарта N 258н, разд. IV.2 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 258н).
Готовое решение: Как арендатору учесть полученные в аренду основные средства при применении ФСБУ 25/2018
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Как арендатору начислять амортизацию по арендованным основным средствам
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Как арендатору начислять амортизацию по арендованным основным средствам
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Например, увеличение размера арендных платежей, получаемых налогоплательщиком, с одной стороны, и уменьшение остаточной стоимости имущества при начислении ускоренной амортизации, позволившее выкупить арендованное имущество по меньшей цене, с другой стороны (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.10.2020 N Ф04-4681/2020 по делу N А70-22894/2019).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Например, увеличение размера арендных платежей, получаемых налогоплательщиком, с одной стороны, и уменьшение остаточной стоимости имущества при начислении ускоренной амортизации, позволившее выкупить арендованное имущество по меньшей цене, с другой стороны (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.10.2020 N Ф04-4681/2020 по делу N А70-22894/2019).
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Вопрос: В соответствии с п. 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. п. 22, 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется при вовлечении объекта в хозяйственный оборот. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны. На основании вышеизложенного в случае передачи имущества казны в аренду обществу с ограниченной ответственностью и отсутствия нормативного правового акта финансового органа муниципального образования, кто (арендодатель - орган местного самоуправления или арендатор) должен произвести единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а также и во время нахождения муниципального имущества в аренде у арендатора?
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Вопрос: В соответствии с п. 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. п. 22, 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется при вовлечении объекта в хозяйственный оборот. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны. На основании вышеизложенного в случае передачи имущества казны в аренду обществу с ограниченной ответственностью и отсутствия нормативного правового акта финансового органа муниципального образования, кто (арендодатель - орган местного самоуправления или арендатор) должен произвести единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а также и во время нахождения муниципального имущества в аренде у арендатора?
Путеводитель по сделкам. Аренда основного средства (движимого имущества). Арендатор (субарендатор)Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, которые произведены арендатором с согласия арендодателя, являются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Причем, если арендодатель не возмещает стоимость таких улучшений, арендатор вправе начислять амортизацию по ним с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию (п. 1 ст. 258, п. 3 ст. 259.1, п. 6 ст. 259.2 НК РФ).
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения-арендодателя основные средства, переданные в операционную аренду
(КонсультантПлюс, 2025)Амортизацию по основным средствам, переданным в аренду, продолжайте начислять. При этом начисляйте амортизацию только линейным методом с учетом срока завершения начисления амортизации, нормы амортизационных начислений, которые определены для этого объекта при принятии его к учету (п. 24 Федерального стандарта N 258н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 258н).
(КонсультантПлюс, 2025)Амортизацию по основным средствам, переданным в аренду, продолжайте начислять. При этом начисляйте амортизацию только линейным методом с учетом срока завершения начисления амортизации, нормы амортизационных начислений, которые определены для этого объекта при принятии его к учету (п. 24 Федерального стандарта N 258н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 258н).
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции по договору аренды при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Амортизацию по переданному амортизируемому имуществу продолжает начислять арендодатель.
(КонсультантПлюс, 2025)Амортизацию по переданному амортизируемому имуществу продолжает начислять арендодатель.