Начало работы кассационных судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Начало работы кассационных судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение договора на проектные работы в одностороннем порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Общество, являясь специалистом в области проектирования, могло и должно было выявить несоответствие разрабатываемых проектных решений виду работ (реконструкция) до начала исполнения договора и, действуя разумно и осмотрительно, уведомить об этом заказчика до начала выполнения работ.
(КонсультантПлюс, 2025)Общество, являясь специалистом в области проектирования, могло и должно было выявить несоответствие разрабатываемых проектных решений виду работ (реконструкция) до начала исполнения договора и, действуя разумно и осмотрительно, уведомить об этом заказчика до начала выполнения работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт сплошной кассации в уголовном процессе: позитивная инновация или очередная деформация?
(Головко Л.В.)
("Закон", 2021, N 7)В этом смысле появление законопроектов, направленных на установление месячного или двухмесячного срока на подачу кассационной жалобы, которые стали обсуждать и разрабатывать еще даже до начала работы кассационных судов общей юрисдикции <13>, более чем закономерно. Какое-то противодействие со стороны адептов права на "вечную" и одновременно "сплошную" кассацию, видимо, имело место, что неудивительно, учитывая изначальный текст Федерального закона от 11.10.2018 N 361-ФЗ (далее - Закон N 361-ФЗ), принятого на волне всеобщей эйфории по поводу снятия на пути кассационных жалоб всех фильтров и барьеров, включая темпоральные. Поэтому принятие "корректирующего" закона немного затянулось, однако процессуальная логика в конечном итоге, казалось бы, возобладала: Закон N 15-ФЗ дополнил ст. 401.3 УПК РФ частью четвертой, установив шестимесячный срок на кассационное обжалование приговора <14>.
(Головко Л.В.)
("Закон", 2021, N 7)В этом смысле появление законопроектов, направленных на установление месячного или двухмесячного срока на подачу кассационной жалобы, которые стали обсуждать и разрабатывать еще даже до начала работы кассационных судов общей юрисдикции <13>, более чем закономерно. Какое-то противодействие со стороны адептов права на "вечную" и одновременно "сплошную" кассацию, видимо, имело место, что неудивительно, учитывая изначальный текст Федерального закона от 11.10.2018 N 361-ФЗ (далее - Закон N 361-ФЗ), принятого на волне всеобщей эйфории по поводу снятия на пути кассационных жалоб всех фильтров и барьеров, включая темпоральные. Поэтому принятие "корректирующего" закона немного затянулось, однако процессуальная логика в конечном итоге, казалось бы, возобладала: Закон N 15-ФЗ дополнил ст. 401.3 УПК РФ частью четвертой, установив шестимесячный срок на кассационное обжалование приговора <14>.
Статья: Судебная реформа 2018 года: итоги и направления дальнейшего развития
(Момотов В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Введение. Одной из наиболее знаковых реформ последних десятилетий, которая существенным образом изменила судоустройство в нашей стране, стало создание в ходе судебной реформы 2018 г. девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции (далее - кассационные суды и апелляционные суды), которые начали работу с 1 октября 2019 г. Параллельно были внесены существенные изменения и в процессуальное законодательство, наиболее важным из которых стало введение "сплошной кассации". В этом году исполнилось пять лет с момента начала работы кассационных и апелляционных судов, поэтому пришло время обобщить первые итоги реформы, дать им оценку и наметить пути дальнейшего совершенствования законодательства.
(Момотов В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Введение. Одной из наиболее знаковых реформ последних десятилетий, которая существенным образом изменила судоустройство в нашей стране, стало создание в ходе судебной реформы 2018 г. девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции (далее - кассационные суды и апелляционные суды), которые начали работу с 1 октября 2019 г. Параллельно были внесены существенные изменения и в процессуальное законодательство, наиболее важным из которых стало введение "сплошной кассации". В этом году исполнилось пять лет с момента начала работы кассационных и апелляционных судов, поэтому пришло время обобщить первые итоги реформы, дать им оценку и наметить пути дальнейшего совершенствования законодательства.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 19
(ред. от 29.06.2021)
"О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"28. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" сохраняются процессуальные полномочия президиумов верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов по рассмотрению кассационных жалоб и представлений, поданных в президиумы судов до начала работы кассационных судов общей юрисдикции. Такие жалобы, представления в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 11 октября 2018 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 47.1 УПК РФ, действовавшим до начала работы кассационных судов общей юрисдикции.
(ред. от 29.06.2021)
"О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"28. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" сохраняются процессуальные полномочия президиумов верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов по рассмотрению кассационных жалоб и представлений, поданных в президиумы судов до начала работы кассационных судов общей юрисдикции. Такие жалобы, представления в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 11 октября 2018 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 47.1 УПК РФ, действовавшим до начала работы кассационных судов общей юрисдикции.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.06.2021 N 124
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"<146> Ранее в разделе отражались результаты пересмотра вступивших в силу постановлений и последующих судебных решений председателями (заместителями председателей) областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, в отчетах которых после начала работы кассационных судов общей юрисдикции с 01.10.2019 могут быть значения показателей по оставшимся в производстве делам.
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"<146> Ранее в разделе отражались результаты пересмотра вступивших в силу постановлений и последующих судебных решений председателями (заместителями председателей) областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, в отчетах которых после начала работы кассационных судов общей юрисдикции с 01.10.2019 могут быть значения показателей по оставшимся в производстве делам.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)В работе суда кассационной инстанции преобладало следственное начало, ограничивалось действие принципа состязательности, имело место специфическое распределение бремени доказывания, а рассмотрение публично-правовых дел в исковой процедуре традиционного гражданского процесса препятствовало применению правила о запрете поворота к худшему.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)В работе суда кассационной инстанции преобладало следственное начало, ограничивалось действие принципа состязательности, имело место специфическое распределение бремени доказывания, а рассмотрение публично-правовых дел в исковой процедуре традиционного гражданского процесса препятствовало применению правила о запрете поворота к худшему.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Новые обособленные надрегиональные кассационные и апелляционные суды занимают особое место в системе судов общей юрисдикции. С 1 октября 2019 г. начали работу кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, а также Кассационный, Апелляционный военные суды и Центральный окружной военный суд <1> (подробнее см. лекцию 7 настоящего курса лекций).
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Новые обособленные надрегиональные кассационные и апелляционные суды занимают особое место в системе судов общей юрисдикции. С 1 октября 2019 г. начали работу кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, а также Кассационный, Апелляционный военные суды и Центральный окружной военный суд <1> (подробнее см. лекцию 7 настоящего курса лекций).
Статья: Российское судоустройственное право (исторический аспект)
(Мехренцева Н.А., Папулова З.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)С осени 2019 г. начали работу апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, изменившие своим появлением порядок обжалования вынесенных судебных актов и изъявшие функции пересмотра у областных и соответствующих судов, выполнявших эту работу десятилетиями. Кроме того, аналогичные апелляционный и кассационный суды появились также и в системе военных судов. Такие судоустройственные реформы повлекли за собой и изменение процессуального законодательства.
(Мехренцева Н.А., Папулова З.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)С осени 2019 г. начали работу апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, изменившие своим появлением порядок обжалования вынесенных судебных актов и изъявшие функции пересмотра у областных и соответствующих судов, выполнявших эту работу десятилетиями. Кроме того, аналогичные апелляционный и кассационный суды появились также и в системе военных судов. Такие судоустройственные реформы повлекли за собой и изменение процессуального законодательства.