Мусульманское право
Подборка наиболее важных документов по запросу Мусульманское право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)<1> В некотором смысле это можно понимать даже буквально. Так, отмечается, что в раннем мусульманском праве "все вопросы, касающиеся договорных обязательств, рассматривались через призму сделок купли-продажи" (Ахмедов А.Ш. Свобода договора в мусульманском праве: дилеммы и перспективы // Свобода договора: Сб. ст. / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2016. С. 27).
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)<1> В некотором смысле это можно понимать даже буквально. Так, отмечается, что в раннем мусульманском праве "все вопросы, касающиеся договорных обязательств, рассматривались через призму сделок купли-продажи" (Ахмедов А.Ш. Свобода договора в мусульманском праве: дилеммы и перспективы // Свобода договора: Сб. ст. / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2016. С. 27).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Религиозные правовые источники иногда также дают важный исторический материал относительно становления правовой регламентации трансграничного налогообложения. Уместно сослаться на институты мусульманского права, предусматривающие при определенных условиях регламентацию налогообложения иностранных купцов с учетом принципа взаимности <290>. В частности, Бурхануддин Маргинани <291>, автор известного четырехтомного произведения "Хидоя" (1178 г.) ханифитской школы права Мавераннахра <292>, приводит интересное правило о размере налога, взимаемого с имущества чужеземцев. Согласно данному правилу, "если к сборщику явится чужеземец... и не будет достоверно известно, в каком размере берут чужеземцы налог с мусульман, то с такого имущества должна быть взимаема десятина; если же известно, что чужеземцы берут лишь двадцатую или сороковую долю, то должна быть взимаема такая же часть. Если известно, что чужеземцы не берут ничего с мусульман, то будет уместно не брать ничего с них, в тех видах, чтобы мусульманские купцы, путешествующие в чужих странах, были свободны от налогов; а также и потому еще, что когда чужие государства соблюдают доброту и заботливость относительно мусульман и ничего не берут с них, то необходимо, чтобы и с чужеземцев ничего не взыскивалось в возмещение за это, так как мусульманам приличествует выказывать благоволение ко всем людям" <293>. Как отмечают специалисты, в некоторых странах данный труд до сих пор используется в качестве пособия для студентов высших духовных учебных заведений.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Религиозные правовые источники иногда также дают важный исторический материал относительно становления правовой регламентации трансграничного налогообложения. Уместно сослаться на институты мусульманского права, предусматривающие при определенных условиях регламентацию налогообложения иностранных купцов с учетом принципа взаимности <290>. В частности, Бурхануддин Маргинани <291>, автор известного четырехтомного произведения "Хидоя" (1178 г.) ханифитской школы права Мавераннахра <292>, приводит интересное правило о размере налога, взимаемого с имущества чужеземцев. Согласно данному правилу, "если к сборщику явится чужеземец... и не будет достоверно известно, в каком размере берут чужеземцы налог с мусульман, то с такого имущества должна быть взимаема десятина; если же известно, что чужеземцы берут лишь двадцатую или сороковую долю, то должна быть взимаема такая же часть. Если известно, что чужеземцы не берут ничего с мусульман, то будет уместно не брать ничего с них, в тех видах, чтобы мусульманские купцы, путешествующие в чужих странах, были свободны от налогов; а также и потому еще, что когда чужие государства соблюдают доброту и заботливость относительно мусульман и ничего не берут с них, то необходимо, чтобы и с чужеземцев ничего не взыскивалось в возмещение за это, так как мусульманам приличествует выказывать благоволение ко всем людям" <293>. Как отмечают специалисты, в некоторых странах данный труд до сих пор используется в качестве пособия для студентов высших духовных учебных заведений.
Статья: Имплементация норм исламского права в брачно-семейное законодательство Сирии (на примере положений о заключении брака)
(Альдгем Б., Федосов И.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Статья посвящена интеграции норм мусульманского права в семейное законодательство Сирийской Арабской Республики на примере положений Закона о личном статусе, регламентирующих заключение брака. Авторы рассматривают взаимодействие и взаимодополнение двух правовых систем - континентальной и мусульманской - в части регулирования брачно-семейных отношений в современном сирийском законодательстве. Исследуются и комментируются нормы Закона о личном статусе. Отдельные институты исламского семейного права рассматриваются в сравнении их с аналогами из европейского континентального права. Авторы прослеживают особую роль норм исламского права в процессе формирования современного семейного права Сирии.
(Альдгем Б., Федосов И.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Статья посвящена интеграции норм мусульманского права в семейное законодательство Сирийской Арабской Республики на примере положений Закона о личном статусе, регламентирующих заключение брака. Авторы рассматривают взаимодействие и взаимодополнение двух правовых систем - континентальной и мусульманской - в части регулирования брачно-семейных отношений в современном сирийском законодательстве. Исследуются и комментируются нормы Закона о личном статусе. Отдельные институты исламского семейного права рассматриваются в сравнении их с аналогами из европейского континентального права. Авторы прослеживают особую роль норм исламского права в процессе формирования современного семейного права Сирии.
Статья: Финансово-правовое регулирование халяльных инвестиций на рынке ценных бумаг в Российской Федерации
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<6> Введение в мусульманское право и его криминальные отрасли: учеб. пособие / под ред. Н.Г. Стойко, И.А. Васильева; вступ. слово И.Ю. Козлихина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2023. С. 221.
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<6> Введение в мусульманское право и его криминальные отрасли: учеб. пособие / под ред. Н.Г. Стойко, И.А. Васильева; вступ. слово И.Ю. Козлихина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2023. С. 221.
Статья: Правовой статус представителей Верховного лидера Исламской Республики Иран
(Вылцан С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Вылцан Сергей Евгеньевич, эксперт отделения мусульманского права Центра изучения религиозно-правовых систем Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.
(Вылцан С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Вылцан Сергей Евгеньевич, эксперт отделения мусульманского права Центра изучения религиозно-правовых систем Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.
Статья: Организационно-правовые меры противодействия экстремизму в Республике Индия и Исламской Республике Пакистан
(Мельник С.С.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Она отражает правовые нормы и идеи, изложенные в источниках мусульманского права - Коране и Сунне, в соответствии с Конституцией Пакистана 1973 г. Прямо предусмотрено, что совершение вооруженного сопротивления, названное любым другим словом, в том числе "джихад", против государства Пакистан, его территориальных подразделений и округов строго запрещено (haram). Никто не может единолично или в составе группы обвинять должностных лиц Правительства, сотрудников Вооруженных Сил и правоохранительных органов в принадлежности к другой религии и убивать их. Нет и не может быть оправдания атакам на указанных лиц.
(Мельник С.С.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Она отражает правовые нормы и идеи, изложенные в источниках мусульманского права - Коране и Сунне, в соответствии с Конституцией Пакистана 1973 г. Прямо предусмотрено, что совершение вооруженного сопротивления, названное любым другим словом, в том числе "джихад", против государства Пакистан, его территориальных подразделений и округов строго запрещено (haram). Никто не может единолично или в составе группы обвинять должностных лиц Правительства, сотрудников Вооруженных Сил и правоохранительных органов в принадлежности к другой религии и убивать их. Нет и не может быть оправдания атакам на указанных лиц.
Статья: Цивилизационная природа европейской правовой культуры
(Синюков В.Н., Синюков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Мусульманская культура в европейской правовой традиции. В VIII - IX вв. в Европу (Южную Францию) проникла арабская культура. Постоянные связи с арабами значительно способствовали развитию промышленности и торговли южных городов Франции. Испанские мавры в Средние века были гораздо культурнее других народов. Через Византию они восприняли греческую образованность: арабские мудрецы комментировали сочинения Аристотеля, Платона, Птолемея и др. Ведя торговлю со всеми странами Европы, Азии, арабы были знакомы с правом и обычаями множества народов, в связи с чем арабская культура приобрела черты космополитизма, что не могло не сказаться на развитии мусульманской доктрины и мусульманского права.
(Синюков В.Н., Синюков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Мусульманская культура в европейской правовой традиции. В VIII - IX вв. в Европу (Южную Францию) проникла арабская культура. Постоянные связи с арабами значительно способствовали развитию промышленности и торговли южных городов Франции. Испанские мавры в Средние века были гораздо культурнее других народов. Через Византию они восприняли греческую образованность: арабские мудрецы комментировали сочинения Аристотеля, Платона, Птолемея и др. Ведя торговлю со всеми странами Европы, Азии, арабы были знакомы с правом и обычаями множества народов, в связи с чем арабская культура приобрела черты космополитизма, что не могло не сказаться на развитии мусульманской доктрины и мусульманского права.
Статья: Введение в турецкое частное право
(Тариканов Д.В.)
("Закон", 2023, N 8)Частное право Турции представлено Гражданским, Обязательственным и Торговым кодексами. От старого мусульманского права как источника частного права Турция отказалась в 1926 году и предпочла путь рецепции Гражданского и Обязательственного кодексов Швейцарии. Этому пути Турция следует до настоящего времени, заимствуя в швейцарском праве не только букву закона, но и опираясь в толковании на швейцарскую судебную практику и литературу. Для погружения читателя в турецкое частное право в статье рассмотрен ряд его характерных институтов: общий принцип компенсирующей справедливости, необходимость регистрации вещных обременений на движимые вещи в целях обеспечения исполнения обязательств, законный режим супружеской собственности, покоящийся на обязательственной, а не вещно-правовой модели, обязательная доля в наследстве, система судов, рассматривающих гражданские споры, и общая характеристика рассмотрения этих споров. Акценты делаются на ситуации, осложненные иностранным элементом.
(Тариканов Д.В.)
("Закон", 2023, N 8)Частное право Турции представлено Гражданским, Обязательственным и Торговым кодексами. От старого мусульманского права как источника частного права Турция отказалась в 1926 году и предпочла путь рецепции Гражданского и Обязательственного кодексов Швейцарии. Этому пути Турция следует до настоящего времени, заимствуя в швейцарском праве не только букву закона, но и опираясь в толковании на швейцарскую судебную практику и литературу. Для погружения читателя в турецкое частное право в статье рассмотрен ряд его характерных институтов: общий принцип компенсирующей справедливости, необходимость регистрации вещных обременений на движимые вещи в целях обеспечения исполнения обязательств, законный режим супружеской собственности, покоящийся на обязательственной, а не вещно-правовой модели, обязательная доля в наследстве, система судов, рассматривающих гражданские споры, и общая характеристика рассмотрения этих споров. Акценты делаются на ситуации, осложненные иностранным элементом.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В процессе глобализации светское общество смешивается с социальными группами с ярко выраженным религиозно-правовым менталитетом, у которых религиозное и правовое развитие шло по единому пути. В частности, А.М. Величко отмечает, что, мусульманское, китайское и индусское право выделяются среди самостоятельных правовых культур при первенстве в них религиозного начала <1>. Из-за влияния процессов глобализации и социокультурной трансформации на самобытность национальных государств и правовых культур, а также из-за невозможности в настоящий момент оценить последствия такого влияния в России некоторые правоведы (В.В. Сорокин, А.М. Величко, А.А. Васильев, С.Н. Бабурин) <2> начали рассуждать о формировании целостной православной концепции Российского государства.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В процессе глобализации светское общество смешивается с социальными группами с ярко выраженным религиозно-правовым менталитетом, у которых религиозное и правовое развитие шло по единому пути. В частности, А.М. Величко отмечает, что, мусульманское, китайское и индусское право выделяются среди самостоятельных правовых культур при первенстве в них религиозного начала <1>. Из-за влияния процессов глобализации и социокультурной трансформации на самобытность национальных государств и правовых культур, а также из-за невозможности в настоящий момент оценить последствия такого влияния в России некоторые правоведы (В.В. Сорокин, А.М. Величко, А.А. Васильев, С.Н. Бабурин) <2> начали рассуждать о формировании целостной православной концепции Российского государства.
Статья: Передача жилого помещения по договору купли-продажи в российском и сирийском законодательстве: сравнительный анализ норм светского и исламского права
(Альдгем Б., Федосов И.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Исламское право. С точки зрения доктрины мусульманского права понятие "завершенная продажа" этимологически обозначает передачу собственности от одного владельца другому за известное вознаграждение. Это подтверждает и "Журнал судебных решений" (Маджалла), в ст. 369 которого говорится, что определение купли-продажи имущества по договору означает, что покупатель становится собственником продаваемой вещи, а продавец - собственником цены (встречного предоставления) <7>.
(Альдгем Б., Федосов И.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Исламское право. С точки зрения доктрины мусульманского права понятие "завершенная продажа" этимологически обозначает передачу собственности от одного владельца другому за известное вознаграждение. Это подтверждает и "Журнал судебных решений" (Маджалла), в ст. 369 которого говорится, что определение купли-продажи имущества по договору означает, что покупатель становится собственником продаваемой вещи, а продавец - собственником цены (встречного предоставления) <7>.