Муниципальный контроль за использованием недр
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный контроль за использованием недр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере недропользования на территории Ярославской области установлено, что Администрацией г. Переславля-Залесского не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не приняты административные регламенты проведения контрольных проверок, не определен орган, уполномоченный на их осуществление. В связи с этим в адрес главы городского округа Переславля-Залесского направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере недропользования на территории Ярославской области установлено, что Администрацией г. Переславля-Залесского не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не приняты административные регламенты проведения контрольных проверок, не определен орган, уполномоченный на их осуществление. В связи с этим в адрес главы городского округа Переславля-Залесского направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Ханты-Мансийске организацией и осуществлением муниципального контроля занимается созданное в структуре городской администрации специальное подразделение - управление муниципального контроля, Положение о котором утверждено распоряжением администрации от 24 сентября 2015 г. N 179-р <1>. В состав управления входят отделы: жилищного контроля, контроля за использованием земель и недр, контроля за благоустройством территорий и сохранностью автомобильных дорог. В г. Астрахани в состав управления муниципального контроля входят четыре отдела (земельного контроля, жилищного, юридический отдел, отдел анализа и сопровождения деятельности управления муниципального контроля) и один сектор (сектор обследования территории) <2>. В г. Воронеже специализированное структурное подразделение местной администрации именуется управлением административно-технического контроля администрации городского округа г. Воронеж <3>, в г. Нефтеюганске - службой муниципального контроля администрации города Нефтеюганска <4>, в г. Нижнем Новгороде - управлением административно-технического и муниципального контроля <5>, в г. Омске - управлением административной практики и муниципального контроля <6>, в муниципальном районе Печора Республики Коми - сектором осуществления муниципального контроля <7>. В г. Жигулевске Самарской области инспекция муниципального контроля входит в состав правового управления администрации города <8>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Ханты-Мансийске организацией и осуществлением муниципального контроля занимается созданное в структуре городской администрации специальное подразделение - управление муниципального контроля, Положение о котором утверждено распоряжением администрации от 24 сентября 2015 г. N 179-р <1>. В состав управления входят отделы: жилищного контроля, контроля за использованием земель и недр, контроля за благоустройством территорий и сохранностью автомобильных дорог. В г. Астрахани в состав управления муниципального контроля входят четыре отдела (земельного контроля, жилищного, юридический отдел, отдел анализа и сопровождения деятельности управления муниципального контроля) и один сектор (сектор обследования территории) <2>. В г. Воронеже специализированное структурное подразделение местной администрации именуется управлением административно-технического контроля администрации городского округа г. Воронеж <3>, в г. Нефтеюганске - службой муниципального контроля администрации города Нефтеюганска <4>, в г. Нижнем Новгороде - управлением административно-технического и муниципального контроля <5>, в г. Омске - управлением административной практики и муниципального контроля <6>, в муниципальном районе Печора Республики Коми - сектором осуществления муниципального контроля <7>. В г. Жигулевске Самарской области инспекция муниципального контроля входит в состав правового управления администрации города <8>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1074
(ред. от 23.09.2025)
"О федеральном государственном горном надзоре"
(вместе с "Положением о федеральном государственном горном надзоре")3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственного горного надзора), дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного горного надзора в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(ред. от 23.09.2025)
"О федеральном государственном горном надзоре"
(вместе с "Положением о федеральном государственном горном надзоре")3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственного горного надзора), дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного горного надзора в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Реализованы изменения, внесенные федеральными законами от 25.12.2023 N 677-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и от 28.12.2024 N 540-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Реализованы изменения, внесенные федеральными законами от 25.12.2023 N 677-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и от 28.12.2024 N 540-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В Республике Марий Эл и Вологодской, Саратовской и Рязанской областях выявлены недостатки при осуществлении регионального государственного контроля (надзора). В Волгоградской, Костромской, Тверской и Рязанских областях, в республиках Дагестан и Калмыкия прокуратурой приняты меры по отмене нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих порядок осуществления муниципального контроля в сфере охраны недр, в связи с упразднением соответствующих полномочий.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В Республике Марий Эл и Вологодской, Саратовской и Рязанской областях выявлены недостатки при осуществлении регионального государственного контроля (надзора). В Волгоградской, Костромской, Тверской и Рязанских областях, в республиках Дагестан и Калмыкия прокуратурой приняты меры по отмене нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих порядок осуществления муниципального контроля в сфере охраны недр, в связи с упразднением соответствующих полномочий.
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)В литературе также высказываются предложения о проблемах и о дальнейшем совершенствовании правового регулирования в области перевода земель из одной категории в другую. В частности, отмечается, что одной из основных является проблема, связанная со сложностями предоставления земельных участков, находящихся в частной собственности <14>. Е.П. Пельвицкая подчеркивает: "У частных же собственников отсутствуют действенные правовые механизмы защиты своих отдельных правомочий в случае фактического изъятия (занятия) земельного участка" <15>. В.В. Никишин полагает, "что правовой порядок предоставления земель, земельных и лесных участков, водных объектов, выделенных для ведения работ, связанных с недропользованием, должен влечь комплексные меры по их рациональному взаимообусловленному использованию и охране" <16>.
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)В литературе также высказываются предложения о проблемах и о дальнейшем совершенствовании правового регулирования в области перевода земель из одной категории в другую. В частности, отмечается, что одной из основных является проблема, связанная со сложностями предоставления земельных участков, находящихся в частной собственности <14>. Е.П. Пельвицкая подчеркивает: "У частных же собственников отсутствуют действенные правовые механизмы защиты своих отдельных правомочий в случае фактического изъятия (занятия) земельного участка" <15>. В.В. Никишин полагает, "что правовой порядок предоставления земель, земельных и лесных участков, водных объектов, выделенных для ведения работ, связанных с недропользованием, должен влечь комплексные меры по их рациональному взаимообусловленному использованию и охране" <16>.
Статья: Актуальные правовые проблемы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2023, N 10)Неопределенность в части трактовки понятия общественного экологического контроля возникла в результате внесения изменений в Закон об охране окружающей среды Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2023, N 10)Неопределенность в части трактовки понятия общественного экологического контроля возникла в результате внесения изменений в Закон об охране окружающей среды Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Предоставление обществом с ограниченной ответственностью информации об обществе"...Участники ООО "НСМ-ЮГ" (далее - общество) Козлов А.Н. и Тимченко В.П. обратились в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу о возложении обязанности предоставить участникам надлежащим образом заверенные копии следующих документов: устав общества, утвержденный протоколом общего собрания участников общества от 02.11.2009 N 01/09; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества; свидетельство о государственной регистрации общества в качестве юридического лица; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; бухгалтерские балансы общества по состоянию на 31.12.2011 и 30.09.2012; расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности общества по состоянию на 30.09.2012; расшифровки всех основных средств, находящихся на балансе общества по состоянию на 30.09.2012; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе по состоянию на 30.09.2012, в том числе свидетельства о государственной регистрации права; документы, подтверждающие право на пользование недрами по добыче нерудных полезных ископаемых; протоколы общих собраний участников общества за все время существования общества, в том числе протокол от 25.09.2012; протоколы ревизионной комиссии (ревизора) общества за все время существования общества; документы, подтверждающие право на производство взрывных работ, связанных с добычей полезных ископаемых; списки аффилированных лиц общества по состоянию на 30.09.2012; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля (в том числе по результатам выездных налоговых проверок) за все время деятельности общества. Кроме того, заявлено требование о возложении обязанности на общество предоставить участникам возможность ознакомления (в том числе путем снятия копий с помощью собственных технических средств) со всеми гражданско-правовыми договорами, заключенными обществом в период с 01.01.2011 по 30.09.2012, а также первичными бухгалтерскими документами, связанными с исполнением данных договоров: накладными, счетами-фактурами, актами выполненных работ, платежными поручениями (уточненные требования).
Статья: Меры государственной поддержки муниципальных образований в сфере недропользования (на примере Кемеровской области - Кузбасса)
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)4. Прочие экологические проблемы, в том числе с водными (что характерно для золотодобычи) и лесными ресурсами <3>, являются частыми спутниками недропользования, а ослабление контроля за добывающей деятельностью часто становится причиной экологических катастроф, приводящих к консервации земель. Кроме того, учитывая дорогостоящий процесс рекультивации, многие добывающие предприятия, закончив деятельность по добыче недр, не выполняют свои обязательства по восстановлению территории, становясь банкротами.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)4. Прочие экологические проблемы, в том числе с водными (что характерно для золотодобычи) и лесными ресурсами <3>, являются частыми спутниками недропользования, а ослабление контроля за добывающей деятельностью часто становится причиной экологических катастроф, приводящих к консервации земель. Кроме того, учитывая дорогостоящий процесс рекультивации, многие добывающие предприятия, закончив деятельность по добыче недр, не выполняют свои обязательства по восстановлению территории, становясь банкротами.
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)В таких условиях более действенной, чем выдача разрешений, в аспекте охраны земель могла бы стать разработка методических указаний с перечислением конкретных действий, закреплением технической специфики, соблюдение которых в совокупности способно обеспечить надлежащее качество работ по снятию и сохранению плодородного слоя почвы. Кроме того, практически возможным и удобным представляется определение глубины почвенного слоя исходя из данных о качестве и видах почв по конкретным районам, зонам и даже отдельным земельным участкам в качестве функции в региональных или муниципальных нормативных правовых актах. И в любом случае корректность действий недропользователя является объектом проверки в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности, необходимость осуществления которой, заметим, никак не снимается в случаях выдачи разрешения.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)В таких условиях более действенной, чем выдача разрешений, в аспекте охраны земель могла бы стать разработка методических указаний с перечислением конкретных действий, закреплением технической специфики, соблюдение которых в совокупности способно обеспечить надлежащее качество работ по снятию и сохранению плодородного слоя почвы. Кроме того, практически возможным и удобным представляется определение глубины почвенного слоя исходя из данных о качестве и видах почв по конкретным районам, зонам и даже отдельным земельным участкам в качестве функции в региональных или муниципальных нормативных правовых актах. И в любом случае корректность действий недропользователя является объектом проверки в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности, необходимость осуществления которой, заметим, никак не снимается в случаях выдачи разрешения.