Муниципальная услуга присмотр и уход
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальная услуга присмотр и уход (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расходные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...муниципальные дошкольные образовательные учреждения города... оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией.
(КонсультантПлюс, 2025)"...муниципальные дошкольные образовательные учреждения города... оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные образования не обязаны за счет средств местного бюджета финансировать расходы дошкольных образовательных учреждений на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с туберкулезной интоксикацией
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные образования не обязаны за счет средств местного бюджета финансировать расходы дошкольных образовательных учреждений на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с туберкулезной интоксикацией
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Костромы оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, несли соответствующие расходы. Администрация, посчитав, что названные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Костромы оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, несли соответствующие расходы. Администрация, посчитав, что названные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд.
Ситуация: Может ли быть отказано в приеме в детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако необходимо учитывать, что прием ребенка в детский сад осуществляется в рамках оказания соответствующей государственной (муниципальной) услуги, в ходе предоставления которой могут осуществляться последовательно следующие этапы: постановка ребенка на учет в качестве нуждающегося в получении дошкольного образования и (или) присмотра и ухода, направление его для приема в детский сад и непосредственно прием в детский сад. При этом в разных регионах РФ существуют особенности предоставления данной государственной (муниципальной) услуги (ч. 4.1 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; п. 8 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 236; п. п. 2.1, 2.3 Административного регламента, утв. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2021 N 2977-р; п. 3.1 Административного регламента, утв. Постановлением главы Волоколамского городского округа МО от 29.04.2022 N 285).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако необходимо учитывать, что прием ребенка в детский сад осуществляется в рамках оказания соответствующей государственной (муниципальной) услуги, в ходе предоставления которой могут осуществляться последовательно следующие этапы: постановка ребенка на учет в качестве нуждающегося в получении дошкольного образования и (или) присмотра и ухода, направление его для приема в детский сад и непосредственно прием в детский сад. При этом в разных регионах РФ существуют особенности предоставления данной государственной (муниципальной) услуги (ч. 4.1 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; п. 8 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 236; п. п. 2.1, 2.3 Административного регламента, утв. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2021 N 2977-р; п. 3.1 Административного регламента, утв. Постановлением главы Волоколамского городского округа МО от 29.04.2022 N 285).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 N 13-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"В Ставропольском крае система мер социальной поддержки многодетных семей, проживающих на его территории, определена в Законе Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей", принятом, как следует из его преамбулы, в целях создания условий для полноценного и достойного воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях, улучшения демографической ситуации. В соответствии с названным Законом многодетные семьи имеют право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма; бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства; назначение ежемесячной денежной компенсации взамен набора социальных услуг, предоставляемых в натуральном выражении, на каждого ребенка в возрасте до восемнадцати лет в размере 300 руб.; первоочередной прием детей в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования; предоставление компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, в размере, устанавливаемом Правительством Ставропольского края, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Ставропольского края, определяемой в установленном порядке, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего и последующих детей; выплату ежегодной денежной компенсации в размере 1000 руб. на каждого из детей не старше восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, на приобретение комплекта школьной одежды, спортивной одежды и обуви и школьных письменных принадлежностей; первоочередное получение бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения детям из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае, и иные меры поддержки (статья 3).
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"В Ставропольском крае система мер социальной поддержки многодетных семей, проживающих на его территории, определена в Законе Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей", принятом, как следует из его преамбулы, в целях создания условий для полноценного и достойного воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях, улучшения демографической ситуации. В соответствии с названным Законом многодетные семьи имеют право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма; бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства; назначение ежемесячной денежной компенсации взамен набора социальных услуг, предоставляемых в натуральном выражении, на каждого ребенка в возрасте до восемнадцати лет в размере 300 руб.; первоочередной прием детей в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования; предоставление компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, в размере, устанавливаемом Правительством Ставропольского края, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Ставропольского края, определяемой в установленном порядке, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего и последующих детей; выплату ежегодной денежной компенсации в размере 1000 руб. на каждого из детей не старше восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, на приобретение комплекта школьной одежды, спортивной одежды и обуви и школьных письменных принадлежностей; первоочередное получение бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения детям из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае, и иные меры поддержки (статья 3).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)- компенсации: компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения; компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; компенсации лицам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения; компенсации за утрату права собственности на жилое помещение; компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях; компенсации в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда; компенсации лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.;
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)- компенсации: компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения; компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; компенсации лицам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения; компенсации за утрату права собственности на жилое помещение; компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях; компенсации в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда; компенсации лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.;
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Существующая законодательная конструкция права на дошкольное образование приводит к проблемам реализации финансовой доступности права на дошкольное образование [1, 2, 22], так как бесплатное предоставление дошкольного образования (реализация образовательной программы) является функцией государства и обеспечивается в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, а присмотр и уход, формально-юридически изъятый из содержания дошкольного образования, становится услугой, реализуемой на основании гражданско-правового договора.
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Существующая законодательная конструкция права на дошкольное образование приводит к проблемам реализации финансовой доступности права на дошкольное образование [1, 2, 22], так как бесплатное предоставление дошкольного образования (реализация образовательной программы) является функцией государства и обеспечивается в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, а присмотр и уход, формально-юридически изъятый из содержания дошкольного образования, становится услугой, реализуемой на основании гражданско-правового договора.
Вопрос: О праве на применение пониженных тарифов страховых взносов автономной НКО, осуществляющей деятельность в сфере дошкольного образования, применяющей УСН, с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 22.10.2024 N 03-15-06/102376)Исходя из обращения, а также из информации, полученной из открытых источников, АНО ДО является некоммерческой организацией, зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке в Минюсте России в 2024 году. Основным видом экономической деятельности данной организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) является "Образование дошкольное" (код ОКВЭД 85.11), а дополнительными - "Образование дополнительное для детей и взрослых" (код ОКВЭД 85.41), "Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки" (код ОКВЭД 88.99). При этом данная организация, согласно Уставу, предоставляет услуги по дошкольному образованию, воспитанию, обучению и развитию, а также присмотру, уходу и оздоровлению детей, оказывает психологическую, консультационную и материальную помощь родителям (законным представителям) в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
(Письмо Минфина России от 22.10.2024 N 03-15-06/102376)Исходя из обращения, а также из информации, полученной из открытых источников, АНО ДО является некоммерческой организацией, зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке в Минюсте России в 2024 году. Основным видом экономической деятельности данной организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) является "Образование дошкольное" (код ОКВЭД 85.11), а дополнительными - "Образование дополнительное для детей и взрослых" (код ОКВЭД 85.41), "Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки" (код ОКВЭД 88.99). При этом данная организация, согласно Уставу, предоставляет услуги по дошкольному образованию, воспитанию, обучению и развитию, а также присмотру, уходу и оздоровлению детей, оказывает психологическую, консультационную и материальную помощь родителям (законным представителям) в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Статья: Родительская плата в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 7)Пример. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - детский сад оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми.
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 7)Пример. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - детский сад оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Согласно тексту договора с муниципальным детским садом образовательные услуги оказываются бесплатно, родительская плата производится за содержание, уход и присмотр за детьми, что не относится к получению образования. Однако закон разрешает оплачивать услуги по присмотру и уходу.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Согласно тексту договора с муниципальным детским садом образовательные услуги оказываются бесплатно, родительская плата производится за содержание, уход и присмотр за детьми, что не относится к получению образования. Однако закон разрешает оплачивать услуги по присмотру и уходу.
Статья: КСП вправе проверять выплаты по трудовым договорам, идущие из бюджета
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Как следует из материалов дела, в соответствии с муниципальным заданием на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденным управлением образования администрации муниципального образования городского округа 01.01.2023, учреждение обязано оказывать следующие муниципальные услуги:
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Как следует из материалов дела, в соответствии с муниципальным заданием на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденным управлением образования администрации муниципального образования городского округа 01.01.2023, учреждение обязано оказывать следующие муниципальные услуги:
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Прокуратурой г. Жуковского Московской области изучен Порядок предоставления и расходования субсидий, предоставляемых из бюджета городского округа Жуковский частным дошкольным образовательным организациям с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за пользование помещениями, регулирующий бюджетные правоотношения в рамках реализации национального проекта "Образование".
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Прокуратурой г. Жуковского Московской области изучен Порядок предоставления и расходования субсидий, предоставляемых из бюджета городского округа Жуковский частным дошкольным образовательным организациям с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за пользование помещениями, регулирующий бюджетные правоотношения в рамках реализации национального проекта "Образование".
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Европейская комиссия начала стимулировать межгосударственное сотрудничество с такими наднациональными платформами, как Европейское инновационное партнерство по активному и здоровому старению <10>. В качестве одной из инновационных практик ухода приведен опыт организации приемной семьи, реализованный в Тампере (Финляндия) и транслируемый в других округах страны. Муниципалитет присваивает приемным семьям статус частного социального учреждения, уполномоченного на оказание услуг проживания с уходом для лиц, которым требуется помощь в повседневной деятельности, при условии что они не нуждаются в круглосуточном уходе и медицинском обслуживании. Уход, оплачиваемый из муниципальных средств, включает обеспечение нуждающемуся лицу питания, места для сна, услуг по стирке белья, выделение времени для общения и присмотра. Помощь в приемной семье может быть постоянной (если нуждающийся переезжает в дом приемной семьи) или периодической (если нуждающийся проводит в приемной семье только дневное или вечернее время либо отдельные дни недели) <11>.
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Европейская комиссия начала стимулировать межгосударственное сотрудничество с такими наднациональными платформами, как Европейское инновационное партнерство по активному и здоровому старению <10>. В качестве одной из инновационных практик ухода приведен опыт организации приемной семьи, реализованный в Тампере (Финляндия) и транслируемый в других округах страны. Муниципалитет присваивает приемным семьям статус частного социального учреждения, уполномоченного на оказание услуг проживания с уходом для лиц, которым требуется помощь в повседневной деятельности, при условии что они не нуждаются в круглосуточном уходе и медицинском обслуживании. Уход, оплачиваемый из муниципальных средств, включает обеспечение нуждающемуся лицу питания, места для сна, услуг по стирке белья, выделение времени для общения и присмотра. Помощь в приемной семье может быть постоянной (если нуждающийся переезжает в дом приемной семьи) или периодической (если нуждающийся проводит в приемной семье только дневное или вечернее время либо отдельные дни недели) <11>.