Муниципальная услуга это
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальная услуга это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг""Как следует из положений пункта 4 ст. 2 Федерального Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", административный регламент, это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, а Разъяснения, как следует из положений пунктов 9 и 10 статьи 2 указанного Закона, это информация, предоставленная МИД России в Пограничную Службу ФСБ России в рамках межведомственного информационного взаимодействия на основании межведомственного запроса. Данная информация обладает статусом мнения и не может расцениваться как официальное разъяснение обязательных требований, поскольку таким статусом, исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", обладают лишь разъяснения, утвержденные руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти в отношении принятого этим органом нормативного правового акта. МИД России не является органом, принявшим Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". В силу статей 105 и 107 Конституции Российской Федерации, федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг" Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг""Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О распределении суммы налога на прибыль, уплачиваемой с доходов от услуг ЖКХ, между муниципальными образованиями и сельскими поселениями пропорционально доле потребления этих услуг.
(Письмо Минфина России от 29.03.2023 N 03-03-07/27348)Вопрос: О распределении суммы налога на прибыль, уплачиваемой с доходов от услуг ЖКХ, между муниципальными образованиями и сельскими поселениями пропорционально доле потребления этих услуг.
(Письмо Минфина России от 29.03.2023 N 03-03-07/27348)Вопрос: О распределении суммы налога на прибыль, уплачиваемой с доходов от услуг ЖКХ, между муниципальными образованиями и сельскими поселениями пропорционально доле потребления этих услуг.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "муниципальная услуга"), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "орган, предоставляющий муниципальные услуги"), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "муниципальная услуга"), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "орган, предоставляющий муниципальные услуги"), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"2) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"2) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)3) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае в соответствии с ч. 8 данной статьи днем поступления заявления считается день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)3) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае в соответствии с ч. 8 данной статьи днем поступления заявления считается день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг.
Статья: Правовая судьба результата интеллектуальной деятельности при выполнении государственного контракта
(Майборода В.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Обоснованность необходимости РИД для предоставления государственных (муниципальных) услуг носит оценочный характер и должна закрепляться в техническом задании для соответствующего РИД, поскольку по смыслу содержания п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг - это функции и полномочия органов публичной власти и иных государственных органов. А к муниципальной услуге отнесена еще и реализация прав, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, которая санкционирована принятием соответствующих муниципальных правовых актов. Согласно доктрине разделения властей <5>, закрепленной в ст. 10 Конституции Российской Федерации, главная функция законодательных органов власти есть нормотворчество; функция органов исполнительной власти - исполнение законов, а функция судебной власти - отправление правосудия через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство <6>. По смыслу регулирования в распределении полномочий в системе власти под ними понимаются властные потенции в определенной сфере, реализация которых регламентируется нормативно-правовыми и законодательными актами о полномочиях органов государственной власти как Федерации в целом, так и ее субъектов и органов местного самоуправления в частности <7>. Из этого следует, что суды как органы судебной власти не входят в единую систему публичной власти (суды на муниципальном уровне в России не создаются), имеют функции, но полномочиями наделены отдельные судьи (судейские составы) применительно к конкретному рассматриваемому делу в границах, определенных процессуальным законом о соответствующей форме судопроизводства <8>.
(Майборода В.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Обоснованность необходимости РИД для предоставления государственных (муниципальных) услуг носит оценочный характер и должна закрепляться в техническом задании для соответствующего РИД, поскольку по смыслу содержания п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг - это функции и полномочия органов публичной власти и иных государственных органов. А к муниципальной услуге отнесена еще и реализация прав, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, которая санкционирована принятием соответствующих муниципальных правовых актов. Согласно доктрине разделения властей <5>, закрепленной в ст. 10 Конституции Российской Федерации, главная функция законодательных органов власти есть нормотворчество; функция органов исполнительной власти - исполнение законов, а функция судебной власти - отправление правосудия через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство <6>. По смыслу регулирования в распределении полномочий в системе власти под ними понимаются властные потенции в определенной сфере, реализация которых регламентируется нормативно-правовыми и законодательными актами о полномочиях органов государственной власти как Федерации в целом, так и ее субъектов и органов местного самоуправления в частности <7>. Из этого следует, что суды как органы судебной власти не входят в единую систему публичной власти (суды на муниципальном уровне в России не создаются), имеют функции, но полномочиями наделены отдельные судьи (судейские составы) применительно к конкретному рассматриваемому делу в границах, определенных процессуальным законом о соответствующей форме судопроизводства <8>.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, в соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон о госуслугах) жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги - это требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя, которое в т.ч. допущено должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, в соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон о госуслугах) жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги - это требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя, которое в т.ч. допущено должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Статья: Муниципальные услуги в системе публичных услуг: сущность, особенности
(Филимонова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Таким образом, можно обнаружить сложную юридическую природу муниципальных услуг, основанную на оптимальном, гармоничном сочетании частных и публичных интересов. Субъективно-личностные начала выражены личной заинтересованностью граждан в получении муниципальной услуги, публично-правовые начала касаются вопросов функционирования органов местного самоуправления и эффективного решения стоящих перед ними задач. Поэтому муниципальные услуги - это еще и отражение властной деятельности органов местного самоуправления по реализации своих функций, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий по решению вопросов местного значения. В таком понимании муниципальные услуги определены в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <4> (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), имея в виду, что это сфера публично-правового регулирования.
(Филимонова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Таким образом, можно обнаружить сложную юридическую природу муниципальных услуг, основанную на оптимальном, гармоничном сочетании частных и публичных интересов. Субъективно-личностные начала выражены личной заинтересованностью граждан в получении муниципальной услуги, публично-правовые начала касаются вопросов функционирования органов местного самоуправления и эффективного решения стоящих перед ними задач. Поэтому муниципальные услуги - это еще и отражение властной деятельности органов местного самоуправления по реализации своих функций, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий по решению вопросов местного значения. В таком понимании муниципальные услуги определены в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <4> (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), имея в виду, что это сфера публично-правового регулирования.
Статья: Злоупотребление процессуальными правами в контексте цифровизации правосудия
(Крымский Д.И., Мельникова А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)На данный момент все российские цивилистические процессуальные кодексы уже предусматривают возможность обращения в суд в электронной форме (ст. 35 ГПК РФ, ст. 41 АПК РФ). С 2011 г. такая возможность стала доступна в арбитражных судах, а с 2017 г. - также и в системе судов общей юрисдикции. Что касается внедрения электронных извещений, предполагается переход на уведомления через единый портал государственных и муниципальных услуг, однако эта реформа фактически только начата <48> и о ее результатах судить еще преждевременно. Более того, для удобства составления текстов судебных постановлений отдельные судьи заводят специальную электронную почту и указывают ее в определениях о назначении судебных заседаний для получения обращений от сторон более оперативно и в удобном для них текстовом формате (doc или docx) <49>. Это работает и в обратную сторону: предлагается для целей извещения создать единый федеральный реестр электронных почтовых ящиков сторон, участвующих в процессе. Такая система, предположительно, позволит избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных участников споров, которые уклоняются от получения юридически значимых сообщений, а также волокиты в судах <50>.
(Крымский Д.И., Мельникова А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)На данный момент все российские цивилистические процессуальные кодексы уже предусматривают возможность обращения в суд в электронной форме (ст. 35 ГПК РФ, ст. 41 АПК РФ). С 2011 г. такая возможность стала доступна в арбитражных судах, а с 2017 г. - также и в системе судов общей юрисдикции. Что касается внедрения электронных извещений, предполагается переход на уведомления через единый портал государственных и муниципальных услуг, однако эта реформа фактически только начата <48> и о ее результатах судить еще преждевременно. Более того, для удобства составления текстов судебных постановлений отдельные судьи заводят специальную электронную почту и указывают ее в определениях о назначении судебных заседаний для получения обращений от сторон более оперативно и в удобном для них текстовом формате (doc или docx) <49>. Это работает и в обратную сторону: предлагается для целей извещения создать единый федеральный реестр электронных почтовых ящиков сторон, участвующих в процессе. Такая система, предположительно, позволит избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных участников споров, которые уклоняются от получения юридически значимых сообщений, а также волокиты в судах <50>.
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ)
(Юркова О.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Кроме того, сама законодательная конструкция рассматриваемого состава административного правонарушения вызывает вопросы. В рамках одного состава ст. 5.63 КоАП РФ законодатель обобщил всех субъектов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. При этом их административно-правовой статус является различным, их полномочия и ответственность также различны. Вследствие чего объединение в рамках одного состава различных по статусу субъектов административной ответственности следует признать ошибочным. Такое уравнивание лиц с разным правовым статусом в рамках административного закона не соответствует принципу справедливости наказания. Ведь в цепочке предоставления государственных и муниципальных услуг должностные лица государственных органов и работники МФЦ занимают далеко не равное положение (первые - данные услуги предоставляют, вторые - оказывают посреднические услуги). При этом для них предусмотрено одинаковое наказание, что явно не соответствует принципу справедливости.
(Юркова О.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Кроме того, сама законодательная конструкция рассматриваемого состава административного правонарушения вызывает вопросы. В рамках одного состава ст. 5.63 КоАП РФ законодатель обобщил всех субъектов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. При этом их административно-правовой статус является различным, их полномочия и ответственность также различны. Вследствие чего объединение в рамках одного состава различных по статусу субъектов административной ответственности следует признать ошибочным. Такое уравнивание лиц с разным правовым статусом в рамках административного закона не соответствует принципу справедливости наказания. Ведь в цепочке предоставления государственных и муниципальных услуг должностные лица государственных органов и работники МФЦ занимают далеко не равное положение (первые - данные услуги предоставляют, вторые - оказывают посреднические услуги). При этом для них предусмотрено одинаковое наказание, что явно не соответствует принципу справедливости.
Статья: Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(Хасан Самер Хажар)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Такой документ позволит унифицировать правила разработки, структуру, технологические схемы административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти на соответствующих уровнях, порядок их принятия вне зависимости от сферы применения, в целом сбалансировать процедурные правоотношения, закрепить универсальные правила осуществления административных процедур, установить их общие принципы, которыми будут руководствоваться все административные органы на территории Российской Федерации, уполномоченные на оказание государственных (муниципальных) услуг. Это неминуемо будет способствовать установлению правопорядка, законности в сфере публичного администрирования и повышению качества и эффективности управленческой деятельности, равно как и обеспечению прав реальных и потенциальных потребителей государственных (муниципальных) услуг. Только так можно будет создать прочную и вместе с тем транспарентную законодательную основу для надлежащего государственного управления в стране <27>.
(Хасан Самер Хажар)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Такой документ позволит унифицировать правила разработки, структуру, технологические схемы административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти на соответствующих уровнях, порядок их принятия вне зависимости от сферы применения, в целом сбалансировать процедурные правоотношения, закрепить универсальные правила осуществления административных процедур, установить их общие принципы, которыми будут руководствоваться все административные органы на территории Российской Федерации, уполномоченные на оказание государственных (муниципальных) услуг. Это неминуемо будет способствовать установлению правопорядка, законности в сфере публичного администрирования и повышению качества и эффективности управленческой деятельности, равно как и обеспечению прав реальных и потенциальных потребителей государственных (муниципальных) услуг. Только так можно будет создать прочную и вместе с тем транспарентную законодательную основу для надлежащего государственного управления в стране <27>.
Готовое решение: Налогообложение деятельности медицинских организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок обложения НДС деятельности медицинских организаций зависит от того, какие именно услуги они оказывают. При реализации услуг, которые указаны в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, начислять налог не надо. По иным медицинским услугам рассчитывайте налог в общем порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок обложения НДС деятельности медицинских организаций зависит от того, какие именно услуги они оказывают. При реализации услуг, которые указаны в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, начислять налог не надо. По иным медицинским услугам рассчитывайте налог в общем порядке.
Статья: Выявление правообладателей объектов недвижимости: порядок правоприменения законодательной новеллы
(Шафранова Е.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)С 1 апреля 2024 года согласно Закону N 397-ФЗ предусматривается четвертый способ отправки проекта решения о выявлении - через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Применение этого способа на практике будет способствовать значительному сокращению финансовых расходов органов местного самоуправления на отправку заказных писем и ускорению процедуры выявления правообладателя.
(Шафранова Е.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)С 1 апреля 2024 года согласно Закону N 397-ФЗ предусматривается четвертый способ отправки проекта решения о выявлении - через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Применение этого способа на практике будет способствовать значительному сокращению финансовых расходов органов местного самоуправления на отправку заказных писем и ускорению процедуры выявления правообладателя.
Ситуация: Как узаконить самовольную перепланировку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Услуга по согласованию перепланировки в г. Москве предоставляется исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы. Для этого необходим стандартный или полный доступ к личному кабинету портала (п. п. 1.3, 2.4.3.1 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Услуга по согласованию перепланировки в г. Москве предоставляется исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы. Для этого необходим стандартный или полный доступ к личному кабинету портала (п. п. 1.3, 2.4.3.1 Административного регламента).