МРОТ 2016



Подборка наиболее важных документов по запросу МРОТ 2016 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 N 16АП-4248/2022 по делу N А20-522/2020
Требование: О взыскании ущерба, причиненного в результате ненадлежащего исполнения обязанностей конкурсного управляющего в деле о банкротстве.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. (аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2016 N 307-ЭС16-9664(2) по делу N А05-433/2013).
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 06.12.2022 по делу N 33-4194/2022 (УИД 75RS0001-02-2022-001570-06)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату.
Обстоятельства: При начислении заработной платы истцу в состав минимального размера оплаты труда ответчиком были включены премии, выплачиваемые на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", что является незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
С решением суда также не согласилось Министерство обороны РФ, представитель Министерства О.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В апелляционной жалобе представитель третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в исковых требованиях отказать в полном объеме. Указывает, что из разъяснений, изложенных в письмах Минздравсоцразвития Российской Федерации от 9 июля 2010 г. N 22-1-2194 и Минтруда РФ от 20 декабря 2016 г. N 14-1/ООГ-11149 следует, что ниже МРОТ не может быть заработная плата, включающая стимулирующие и компенсационные выплаты, что не противоречит статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2018 г. N 205/2/45 представители Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющие полномочия работодателя, должны обеспечивать выплату заработной платы гражданскому персоналу, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, не ниже МРОТ в пределах, доведенных на это лимитов бюджетных обязательств. Из письма Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N 182/5/1366 следует, что вышеуказанную выплату следует расценивать как выполнение работодателем трудового законодательства по обеспечению заработной платы работника не ниже МРОТ, а не в качестве обязанности работодателя устанавливать работнику доплату до МРОТ. Считает, что выплаты стимулирующего характера, в том числе премия по приказу N 1010 являются частью месячного дохода работника, а значит, учитываются при сравнении размера его месячной заработной платы до МРОТ. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах лимитов бюджетных обязательств, доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год. В соответствии с пунктом 1 Приложения к вышеуказанному приказу дополнительные выплаты военнослужащим, премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, военных округов, флотов, родов войск ВС РФ, объединений, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ. На основании ежеквартальных решений Министра обороны Российской Федерации в 2021 году выплата премии носит ежемесячный характер утвержденной суммой на одного работника в течение года. Премия по приказу N 1010, как и выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, подлежат налогообложению и безусловно относятся к доходам работника, получаемых за исполнение трудовых обязанностей. Соответственно, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ, должны учитываться все выплаты, произведенные работнику в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей. Кроме того, приказами Министра обороны Российской Федерации N 255 и N 545, а также Приказом N 1010 и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. Таким образом, при определении размера оплаты труда до уровня МРОТ применяются все виды вознаграждения за труд, а значит истцам начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ. Данная позиция согласуется с Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2021 г. N 8-П, от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П, от 16 декабря 2019 г. N 40-П. Считает, что реализация положений законодательства о МРОТ должны осуществляться с учетом вышеуказанных постановлений, которые не предполагают исключения из состава заработной платы при сравнении с МРОТ каких-либо выплат стимулирующего характера. Позиция, указанная в постановлениях Конституционного Суда РФ поддержана Минтруда России в письме от 13 апреля 2021 г. N 14-1/10/П-2796. Судом преждевременно удовлетворены требования прокурора о возложении обязанности на Управление начислять истице заработную плату без учета премий в состав МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, так как доказательств нарушения ответчиком прав работника в иные периоды не представлено
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Квалифицирующий признак "значительный ущерб" в преступлениях против собственности как инструмент скрытой криминализации
(Рыжов Э.В.)
("Российский следователь", 2024, N 5)
Следует отметить, что указанный в п. 2 примечания к ст. 158 УК РФ размер ущерба был определен Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" и с тех пор остается неизменным, в то время как, например, минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) к 2023 г. увеличился более чем в 2 раза. Так, на 1 июля 2016 г. МРОТ составлял 7 500 рублей <6>, а на 1 января 2023 г. составлял 16 242 рубля <7>.
Готовое решение: Как рассчитать и выплатить выходное пособие при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)
Но в то же время есть судебное решение, когда при рассмотрении вопроса о доплате до МРОТ выходного пособия работнику, уволенному по сокращению численности (штата), суд счел необходимым произвести такую доплату (см., например, Апелляционное определение Пермского краевого суда от 29.02.2016 по делу N 33-1934-2016). Отметим, что размер выходного пособия как при увольнении в связи с ликвидацией организации, так и при увольнении в связи с сокращением численности (штата), определяется одинаково. Это следует из ч. 1 ст. 178, ч. 3 ст. 292, ч. 3 ст. 296, ч. 1 ст. 318 ТК РФ.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
"Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года в сумме 6 204 рублей в месяц.".
показать больше документов