Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательской деятельностью
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательской деятельностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Цессия, ссуда, пожертвование с участием бюджетного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)...Как указано в п. 1 Постановления N 21, государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и соответствующую этим целям. Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право ему предоставлено учредительными документами...
(КонсультантПлюс, 2025)...Как указано в п. 1 Постановления N 21, государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и соответствующую этим целям. Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право ему предоставлено учредительными документами...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Другой пример. В решении Совета народных депутатов МО К. от 27 сентября 2018 г. N 40 <11>, утвердившем Положение о муниципальной службе в МО Б., также выявлен коррупциогенный фактор - неполнота административных процедур, что выразилось в противоречии отдельных норм Положения о муниципальной службе в МО Б. федеральному законодательству Так, в соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" <12>) муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. В ходе проверки Муромской городской прокуратурой установлено, что положения подп. "в" п. 4.4 Положения о муниципальной службе в МО Б. не соответствуют новой редакции п. 3 и п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ. По данному факту Муромской городской прокуратурой принесен протест от 26 сентября 2020 г. N 5-01-2020.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Другой пример. В решении Совета народных депутатов МО К. от 27 сентября 2018 г. N 40 <11>, утвердившем Положение о муниципальной службе в МО Б., также выявлен коррупциогенный фактор - неполнота административных процедур, что выразилось в противоречии отдельных норм Положения о муниципальной службе в МО Б. федеральному законодательству Так, в соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" <12>) муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. В ходе проверки Муромской городской прокуратурой установлено, что положения подп. "в" п. 4.4 Положения о муниципальной службе в МО Б. не соответствуют новой редакции п. 3 и п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ. По данному факту Муромской городской прокуратурой принесен протест от 26 сентября 2020 г. N 5-01-2020.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Граждане (физические лица) подлежат административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в случае привлечения ими к трудовой деятельности на договорной основе иных физических лиц, являвшихся бывшими государственными (муниципальными) служащими. Например, к таким гражданам могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Граждане (физические лица) подлежат административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в случае привлечения ими к трудовой деятельности на договорной основе иных физических лиц, являвшихся бывшими государственными (муниципальными) служащими. Например, к таким гражданам могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Путеводитель. Общий порядок начисления и уплаты земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением того, что участок используется не по назначению (используется в предпринимательской деятельности), служат сведения о результатах обследований, полученные при проведении государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ). Ставка 0,3% не применяется, если кадастровая стоимость участка превышает 300 млн руб. (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, Информация ФНС России);
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением того, что участок используется не по назначению (используется в предпринимательской деятельности), служат сведения о результатах обследований, полученные при проведении государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ). Ставка 0,3% не применяется, если кадастровая стоимость участка превышает 300 млн руб. (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, Информация ФНС России);
Статья: Правовые пробелы при урегулировании конфликта интересов в случае прекращения государственной службы
(Шушина Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)"1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации (у индивидуального предпринимателя) и (или) выполнять в данной организации (у индивидуального предпринимателя) работы (оказывать данной организации (индивидуальному предпринимателю) услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) и/или осуществлять предпринимательскую деятельность, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления в таких сферах дальнейшей трудовой и/или предпринимательской деятельности входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов".
(Шушина Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)"1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации (у индивидуального предпринимателя) и (или) выполнять в данной организации (у индивидуального предпринимателя) работы (оказывать данной организации (индивидуальному предпринимателю) услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) и/или осуществлять предпринимательскую деятельность, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления в таких сферах дальнейшей трудовой и/или предпринимательской деятельности входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов".
Статья: Получение дохода от предпринимательской деятельности должностными лицами: уголовно-правовая квалификация и возможное применение нормы о легализации
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)Согласно действующему законодательству Российской Федерации должностным лицам, таким как государственные и муниципальные служащие, сенаторы, депутаты, судьи, прокуроры и сотрудники правоохранительных органов, строго запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Это положение закреплено в нескольких нормативных актах, включая Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Нарушение этого запрета может повлечь дисциплинарные и уголовные санкции - в зависимости от характера и последствий нарушения.
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)Согласно действующему законодательству Российской Федерации должностным лицам, таким как государственные и муниципальные служащие, сенаторы, депутаты, судьи, прокуроры и сотрудники правоохранительных органов, строго запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Это положение закреплено в нескольких нормативных актах, включая Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Нарушение этого запрета может повлечь дисциплинарные и уголовные санкции - в зависимости от характера и последствий нарушения.
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)С учетом вышеизложенного обратим внимание на один из принципов построения и функционирования системы государственной службы, установленный Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", - единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Фактически установление различных подходов к реализации конституционного права государственных служащих на труд рассматривается рядом исследователей как противоречащее декларируемому принципу единства правовых и организационных основ [9]. Возникают сложности и с определением сущностного наполнения терминов "педагогическая деятельность", "научная деятельность" и "иная творческая деятельность", например фактический запрет госслужащим заниматься репетиторской деятельностью вытекает лишь из совокупности запрета заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, установленного Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и запрета считать доходы государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений, объектом обложения налогом на профессиональный доход (в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"). Подобный подход лишь переводит репетиторскую деятельность госслужащих в сферу теневой экономики. При этом отсутствуют какие-либо свидетельства того, что репетиторство как подвид педагогической деятельности несет в себе повышенные коррупционные риски или может повышать вероятность возникновения конфликта интересов, таким образом, подобный запрет выглядит неоправданным.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)С учетом вышеизложенного обратим внимание на один из принципов построения и функционирования системы государственной службы, установленный Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", - единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Фактически установление различных подходов к реализации конституционного права государственных служащих на труд рассматривается рядом исследователей как противоречащее декларируемому принципу единства правовых и организационных основ [9]. Возникают сложности и с определением сущностного наполнения терминов "педагогическая деятельность", "научная деятельность" и "иная творческая деятельность", например фактический запрет госслужащим заниматься репетиторской деятельностью вытекает лишь из совокупности запрета заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, установленного Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и запрета считать доходы государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений, объектом обложения налогом на профессиональный доход (в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"). Подобный подход лишь переводит репетиторскую деятельность госслужащих в сферу теневой экономики. При этом отсутствуют какие-либо свидетельства того, что репетиторство как подвид педагогической деятельности несет в себе повышенные коррупционные риски или может повышать вероятность возникновения конфликта интересов, таким образом, подобный запрет выглядит неоправданным.
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог по земельным участкам, предназначенным для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением использования (неиспользования) участка в предпринимательской деятельности служат сведения о результатах обследований, проведенных в рамках государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением использования (неиспользования) участка в предпринимательской деятельности служат сведения о результатах обследований, проведенных в рамках государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ).
Статья: О предпринимательском характере деятельности самозанятых
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Возникает оригинальная ситуация. Деятельность самозанятых по всем признакам является предпринимательской. Деятельность государственных и муниципальных служащих в качестве самозанятых не является предпринимательской, поскольку таким лицам допустим исключительно один источник дохода, который не считается связанным с предпринимательством. Следовательно, деятельность госслужащих в статусе самозанятых является исключением из общего предпринимательского статуса самозанятого.
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Возникает оригинальная ситуация. Деятельность самозанятых по всем признакам является предпринимательской. Деятельность государственных и муниципальных служащих в качестве самозанятых не является предпринимательской, поскольку таким лицам допустим исключительно один источник дохода, который не считается связанным с предпринимательством. Следовательно, деятельность госслужащих в статусе самозанятых является исключением из общего предпринимательского статуса самозанятого.
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Известно, что законодательство, устанавливающее статус публичных должностных лиц, содержит значительное количество запретов. К таковым, в частности, отнесен запрет служащим в связи с прохождением государственной <18> или муниципальной <19> службы заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Названный запрет предполагает, что публичные должностные лица не могут регистрироваться в качестве ИП. В то же время буквальное толкование <20> п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона о налоге на профессиональный доход предполагает, что государственные и муниципальные служащие могут дополнительно легализовать свою деятельность по сдаче в аренду (наем) жилых помещений <21> и зарегистрироваться в качестве самозанятых.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Известно, что законодательство, устанавливающее статус публичных должностных лиц, содержит значительное количество запретов. К таковым, в частности, отнесен запрет служащим в связи с прохождением государственной <18> или муниципальной <19> службы заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Названный запрет предполагает, что публичные должностные лица не могут регистрироваться в качестве ИП. В то же время буквальное толкование <20> п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона о налоге на профессиональный доход предполагает, что государственные и муниципальные служащие могут дополнительно легализовать свою деятельность по сдаче в аренду (наем) жилых помещений <21> и зарегистрироваться в качестве самозанятых.
Статья: Современная практика назначения уголовного наказания в виде лишения свободы на определенный срок
(Федотова Е.Н.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)По роду занятий и социального положения: рабочие - 15%; государственные и муниципальные служащие - 0,3%; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или участвующие в предпринимательской деятельности, - 1,2%; учащиеся и студенты - 1,6%; трудоспособные лица без постоянного источника дохода - 73,5%; работники судов, прокуратуры, сотрудники правоохранительных органов - 0,4%.
(Федотова Е.Н.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)По роду занятий и социального положения: рабочие - 15%; государственные и муниципальные служащие - 0,3%; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или участвующие в предпринимательской деятельности, - 1,2%; учащиеся и студенты - 1,6%; трудоспособные лица без постоянного источника дохода - 73,5%; работники судов, прокуратуры, сотрудники правоохранительных органов - 0,4%.
Статья: "Скажите спасибо, что не дали срок": почему бизнес все чаще попадает под административные статьи
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)Статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) определен перечень видов административных наказаний, среди которых есть и дисквалификация. Дисквалификация - это лишение физического лица права замещать должности государственного и муниципального служащего, осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом, в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет) или осуществлять такую деятельность в качестве предпринимателя. Кроме того, лишения распространяются и на некоторые виды профессиональной деятельности, в том числе в областях промышленной и пожарной безопасности, фармацевтики, подготовки спортсменов и проведения спортивных мероприятий, управления многоквартирными домами и госзакупок. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет. Это определяет статья 3.11 КоАП.
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)Статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) определен перечень видов административных наказаний, среди которых есть и дисквалификация. Дисквалификация - это лишение физического лица права замещать должности государственного и муниципального служащего, осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом, в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет) или осуществлять такую деятельность в качестве предпринимателя. Кроме того, лишения распространяются и на некоторые виды профессиональной деятельности, в том числе в областях промышленной и пожарной безопасности, фармацевтики, подготовки спортсменов и проведения спортивных мероприятий, управления многоквартирными домами и госзакупок. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет. Это определяет статья 3.11 КоАП.
Статья: О понятии деловой коррупции
(Галлямов О.О.)
("Юрист", 2024, N 12)Деловая коррупция является однонаправленным каналом от юридического лица в сторону муниципального или государственного служащего для ускорения необходимого процесса в решении необходимых для бизнесмена задач <15>. Многие исследователи отмечают, что деловая коррупция охватывает экономическую сферу общественных отношений, пронизывая предпринимательскую деятельность и препятствуя честной конкуренции и эффективному функционированию рынка, с помощью злоупотреблений в рамках работы компаний, включая незаконные сделки между коммерческими организациями и должностными лицами, взятки, взаимные уступки и другие формы неэтичного поведения, которые могут включать в себя предоставление имущественных благ или иных неправомерных преимуществ чиновника <16>. Мы же предлагаем обратить внимание на необходимость расширения понятия деловой коррупции, выходящего за рамки взаимоотношений между бизнесом и государством, так как коррупционные явления могут возникать и внутри негосударственного сектора, в отношениях, где субъектами являются частные организации.
(Галлямов О.О.)
("Юрист", 2024, N 12)Деловая коррупция является однонаправленным каналом от юридического лица в сторону муниципального или государственного служащего для ускорения необходимого процесса в решении необходимых для бизнесмена задач <15>. Многие исследователи отмечают, что деловая коррупция охватывает экономическую сферу общественных отношений, пронизывая предпринимательскую деятельность и препятствуя честной конкуренции и эффективному функционированию рынка, с помощью злоупотреблений в рамках работы компаний, включая незаконные сделки между коммерческими организациями и должностными лицами, взятки, взаимные уступки и другие формы неэтичного поведения, которые могут включать в себя предоставление имущественных благ или иных неправомерных преимуществ чиновника <16>. Мы же предлагаем обратить внимание на необходимость расширения понятия деловой коррупции, выходящего за рамки взаимоотношений между бизнесом и государством, так как коррупционные явления могут возникать и внутри негосударственного сектора, в отношениях, где субъектами являются частные организации.