Может ли муниципальный служащий иметь акции
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли муниципальный служащий иметь акции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 02.06.2023 по делу N 33-3733/2023 (УИД 27RS0015-01-2022-001413-15)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании заключить трудовой договор, о признании необоснованным отказа в заключении трудового договора; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что по итогам конкурса он был включен в кадровый резерв на замещение вакантных должностей муниципальной службы в администрацию, однако ответчиком в трудоустройстве было отказано ввиду наличия у него акций иностранной компании, что служит предпосылкой возникновения конфликта интересов.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.Письмом от 22 августа 2022 года N 1-20-4419 ответчик отказал истцу в трудоустройстве сообщил истцу о том, что причиной отказа в трудоустройстве является наличие у истца акций иностранной компании, признанной экстремистской, что служит предпосылкой возникновения конфликта интересов, который подлежит урегулированию в соответствии с подпунктом 2.2 части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании заключить трудовой договор, о признании необоснованным отказа в заключении трудового договора; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что по итогам конкурса он был включен в кадровый резерв на замещение вакантных должностей муниципальной службы в администрацию, однако ответчиком в трудоустройстве было отказано ввиду наличия у него акций иностранной компании, что служит предпосылкой возникновения конфликта интересов.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.Письмом от 22 августа 2022 года N 1-20-4419 ответчик отказал истцу в трудоустройстве сообщил истцу о том, что причиной отказа в трудоустройстве является наличие у истца акций иностранной компании, признанной экстремистской, что служит предпосылкой возникновения конфликта интересов, который подлежит урегулированию в соответствии с подпунктом 2.2 части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Муниципальный служащий приобрел акции организации ПАО "Роснефть". После был получен доход от продажи акций. Имел ли право муниципальный служащий приобретать и получать доход от продажи акций ПАО "Роснефть"?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Муниципальный служащий приобрел акции организации ПАО "Роснефть". После был получен доход от продажи акций. Имел ли право муниципальный служащий приобретать и получать доход от продажи акций ПАО "Роснефть"?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Муниципальный служащий приобрел акции организации ПАО "Роснефть". После был получен доход от продажи акций. Имел ли право муниципальный служащий приобретать и получать доход от продажи акций ПАО "Роснефть"?
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Применительно к государственным и муниципальным служащим обязанность делегировать доверительным управляющим управление принадлежащими им ценными бумагами, акциями (долями участия, а равно паями в уставных (складочных) капиталах организаций) закреплена также и в ч. 6 ст. 11 Закона "О противодействии коррупции" [3], причем в указанной норме не сделано оговорки о том, что такая передача должна осуществляться в случае, если владение перечисленными видами имущества приводит или может привести к конфликту интересов. Что является определенного рода конкуренцией норм, ставящей одно и то же должное поведение субъекта в зависимость от различных условий.
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Применительно к государственным и муниципальным служащим обязанность делегировать доверительным управляющим управление принадлежащими им ценными бумагами, акциями (долями участия, а равно паями в уставных (складочных) капиталах организаций) закреплена также и в ч. 6 ст. 11 Закона "О противодействии коррупции" [3], причем в указанной норме не сделано оговорки о том, что такая передача должна осуществляться в случае, если владение перечисленными видами имущества приводит или может привести к конфликту интересов. Что является определенного рода конкуренцией норм, ставящей одно и то же должное поведение субъекта в зависимость от различных условий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2.2. В случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2.2. В случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что Правительство РФ или органы государственной власти субъектов РФ, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителя России, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества. Такие же положения содержались в абз. 2 п. 1 названной выше ст. 5 Закона 1997 г. о приватизации, но в них говорилось также о назначении органами местного самоуправления, принявшими решение об использовании специального права ("золотой акции"), представителей муниципальных образований в указанные органы акционерного общества.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что Правительство РФ или органы государственной власти субъектов РФ, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителя России, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества. Такие же положения содержались в абз. 2 п. 1 названной выше ст. 5 Закона 1997 г. о приватизации, но в них говорилось также о назначении органами местного самоуправления, принявшими решение об использовании специального права ("золотой акции"), представителей муниципальных образований в указанные органы акционерного общества.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 9 ст. 8, ч. 3 ст. 8.1, ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 11 Закона о коррупции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 9 ст. 8, ч. 3 ст. 8.1, ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 11 Закона о коррупции).
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Статья: Особенности специального субъекта преступления в сфере финансирования терроризма и его криминалистическое значение
(Абрамова А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 3)При этом должностными признаются лица, осуществляющие постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти (обязанности по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной, судебной власти) либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации (далее - субъекты РФ) или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).
(Абрамова А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 3)При этом должностными признаются лица, осуществляющие постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти (обязанности по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной, судебной власти) либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации (далее - субъекты РФ) или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).
"Корпоративное право: права и обязанности участников хозяйственных обществ: практическое пособие с судебным комментарием"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2021)Законодатель в п. 1 ст. 7 Закона об ООО предусматривает, что федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью. В частности, согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2021)Законодатель в п. 1 ст. 7 Закона об ООО предусматривает, что федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью. В частности, согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Отдельно в отношении акционерных обществ также регламентировано, что лицами, назначаемыми в совет директоров и ревизионную комиссию общества, в отношении которого принято решение об использовании "золотой акции", могут быть государственные служащие <1>. При этом представителями интересов Российской Федерации в совете директоров могут быть лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, а также профессиональные поверенные.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Отдельно в отношении акционерных обществ также регламентировано, что лицами, назначаемыми в совет директоров и ревизионную комиссию общества, в отношении которого принято решение об использовании "золотой акции", могут быть государственные служащие <1>. При этом представителями интересов Российской Федерации в совете директоров могут быть лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, а также профессиональные поверенные.
Статья: Проблемы правовой регламентации и особенности подачи обращений в форме электронного документа
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Как справедливо отмечают М.А. Андреев и Ю.М. Кукарина, при реализации возможности подачи обращений в форме электронных документов не были учтены неблагоприятные, прежде всего для органов государственной власти и местного самоуправления, последствия, в том числе возникновение у гражданина ощущения снижения уровня ответственности за содержание обращения в форме электронного документа и создание эффекта массового участия различных граждан в одной проблеме или вопросе всего одним гражданином <36>. Простота и оперативность подачи таких обращений увеличили многократность подачи обращений от одного и того же заявителя, веерность рассылки одного обращения в несколько органов и нескольким должностным лицам, депутатам, сенаторам и т.д., массовые, в том числе акционные, рассылки обращений разными гражданами по одному и тому же вопросу в различные органы и их должностным лицам. Организуемые провокаторами акции с призывами обрушить информационные системы государственных и муниципальных органов, направить максимально возможное количество обращений в форме электронных документов и, не дожидаясь ответа, начать обжалование нарушения трехдневного срока регистрации таких обращений определенно не учитывались в качестве возможных рисков и недобросовестного поведения граждан, что понимают и злоупотребляющие правами лица. Так, органы власти не могут одномоментно увеличить количество служащих, работающих с обращениями граждан, возможность автоматической регистрации поступающих в форме электронного документа обращений также реализована далеко не всеми органами, поскольку это требует доработки информационных систем и ощутимых финансовых затрат. Все это нередко приводит к реальному нарушению сроков регистрации и направления ответов на обращения. Именно при подаче обращений в форме электронного документа граждане часто используют вымышленные факты, имена, адреса электронной почты, позволяют себе использовать оскорбления и угрозы, обостренные эмоции, поддаваясь какой-то странной уверенности в своей анонимности и недосягаемости.
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Как справедливо отмечают М.А. Андреев и Ю.М. Кукарина, при реализации возможности подачи обращений в форме электронных документов не были учтены неблагоприятные, прежде всего для органов государственной власти и местного самоуправления, последствия, в том числе возникновение у гражданина ощущения снижения уровня ответственности за содержание обращения в форме электронного документа и создание эффекта массового участия различных граждан в одной проблеме или вопросе всего одним гражданином <36>. Простота и оперативность подачи таких обращений увеличили многократность подачи обращений от одного и того же заявителя, веерность рассылки одного обращения в несколько органов и нескольким должностным лицам, депутатам, сенаторам и т.д., массовые, в том числе акционные, рассылки обращений разными гражданами по одному и тому же вопросу в различные органы и их должностным лицам. Организуемые провокаторами акции с призывами обрушить информационные системы государственных и муниципальных органов, направить максимально возможное количество обращений в форме электронных документов и, не дожидаясь ответа, начать обжалование нарушения трехдневного срока регистрации таких обращений определенно не учитывались в качестве возможных рисков и недобросовестного поведения граждан, что понимают и злоупотребляющие правами лица. Так, органы власти не могут одномоментно увеличить количество служащих, работающих с обращениями граждан, возможность автоматической регистрации поступающих в форме электронного документа обращений также реализована далеко не всеми органами, поскольку это требует доработки информационных систем и ощутимых финансовых затрат. Все это нередко приводит к реальному нарушению сроков регистрации и направления ответов на обращения. Именно при подаче обращений в форме электронного документа граждане часто используют вымышленные факты, имена, адреса электронной почты, позволяют себе использовать оскорбления и угрозы, обостренные эмоции, поддаваясь какой-то странной уверенности в своей анонимности и недосягаемости.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)1. В соответствии с п. 3 ст. 94 Закона об АО <13> комитет по управлению муниципальным имуществом осуществляет права акционера в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в собственности муниципального образования. В связи с этим комитет обладает правом на предъявление иска в рамках корпоративного спора в интересах муниципального образования, является надлежащим истцом по данной категории исков и не может быть признан иным участником процесса, отличным от муниципального образования.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)1. В соответствии с п. 3 ст. 94 Закона об АО <13> комитет по управлению муниципальным имуществом осуществляет права акционера в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в собственности муниципального образования. В связи с этим комитет обладает правом на предъявление иска в рамках корпоративного спора в интересах муниципального образования, является надлежащим истцом по данной категории исков и не может быть признан иным участником процесса, отличным от муниципального образования.
Статья: Организация воспитательной работы с обучающимися в вузах ФСИН России в период пандемии: опыт Академии ФСИН России
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)В апреле в Академии ФСИН России стартовал конкурс на самое интересное воспоминание о Великой Отечественной войне. Инициатором проекта выступил отдел по работе с личным составом. На конкурс поступило более 30 эссе о родственниках - участниках войны, с фотографиями из семейного архива. Старт онлайн-акции дал коллектив Института подготовки государственных и муниципальных служащих академии. Уникальные воспоминания организаторы объединили под общим названием "Моей семьи война коснулась...". Многие дети, внуки и правнуки по крупицам собирали воспоминания по обрывкам документов, личным вещам бойцов и скупым записям в архивах и библиотеках. Повезло тем, кто имел возможность узнать о войне от вернувшихся домой фронтовиков.
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)В апреле в Академии ФСИН России стартовал конкурс на самое интересное воспоминание о Великой Отечественной войне. Инициатором проекта выступил отдел по работе с личным составом. На конкурс поступило более 30 эссе о родственниках - участниках войны, с фотографиями из семейного архива. Старт онлайн-акции дал коллектив Института подготовки государственных и муниципальных служащих академии. Уникальные воспоминания организаторы объединили под общим названием "Моей семьи война коснулась...". Многие дети, внуки и правнуки по крупицам собирали воспоминания по обрывкам документов, личным вещам бойцов и скупым записям в архивах и библиотеках. Повезло тем, кто имел возможность узнать о войне от вернувшихся домой фронтовиков.