Может ли муниципальный служащий быть наблюдателем
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли муниципальный служащий быть наблюдателем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2000 N ГКПИ2000-428
О деле по жалобе Акбердина А.А.Из содержания заявления от 26 марта 2000 года следует, что Акбердин А.А. сообщал ЦИК России сведения о том, что наблюдатели от кандидата в Президенты РФ Путина В.В. - руководители предприятий, учреждений, муниципальные служащие Давлекановского района прибыли на избирательные участки на служебном автотранспорте.
О деле по жалобе Акбердина А.А.Из содержания заявления от 26 марта 2000 года следует, что Акбердин А.А. сообщал ЦИК России сведения о том, что наблюдатели от кандидата в Президенты РФ Путина В.В. - руководители предприятий, учреждений, муниципальные служащие Давлекановского района прибыли на избирательные участки на служебном автотранспорте.
Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2013 N 88-АПГ13-4
Об оставлении без изменения решения Томского областного суда от 08.02.2013, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными результатов голосования и выборов депутата Законодательной Думы Томской области пятого созыва по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 Кировского района г. Томска, принятии постановления о проведении повторных выборов.В судебном заседании Кузнецов Г.И. заявление поддержал и дополнительно указал, что данные участковых избирательных комиссий N 40 и N 41 не соответствуют данным сводной таблицы N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1; в копии протокола об итогах голосования избирательного участка N 93, полученной его доверенным лицом Тюменцевым В.В., являвшимся наблюдателем, содержатся сведения, отличные от сведений в сводной таблице об итогах голосования по указанному участку и в протоколе об итогах голосования на избирательном участке N 93; протокол об итогах голосования избирательного участка N 56, полученный его доверенным лицом Сеченовым В.А., подписан только секретарем комиссии; в агитационном материале победившего кандидата по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 Казакова В.В. содержатся агитационные выступления члена участковой избирательной комиссии и муниципальной служащей. Основаниями для признания недействительными итогов голосования и выборов по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 г. Томска назвал невозможность проверить действительную волю избирателей в связи с уничтожением распечатки результатов голосования по итогам голосования в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования по всем избирательным участкам Вузовского одномандатного избирательного округа N 1 г. Томска, а также нарушение Избирательной комиссией Томской области положений пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку постановление Избирательной комиссии Томской области от 17 октября 2011 года N 82/517 об использовании при проведении голосования на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области пятого созыва комплексов обработки избирательных бюллетеней принято после постановления Избирательной комиссии Томской области о назначении выборов.
Об оставлении без изменения решения Томского областного суда от 08.02.2013, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными результатов голосования и выборов депутата Законодательной Думы Томской области пятого созыва по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 Кировского района г. Томска, принятии постановления о проведении повторных выборов.В судебном заседании Кузнецов Г.И. заявление поддержал и дополнительно указал, что данные участковых избирательных комиссий N 40 и N 41 не соответствуют данным сводной таблицы N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1; в копии протокола об итогах голосования избирательного участка N 93, полученной его доверенным лицом Тюменцевым В.В., являвшимся наблюдателем, содержатся сведения, отличные от сведений в сводной таблице об итогах голосования по указанному участку и в протоколе об итогах голосования на избирательном участке N 93; протокол об итогах голосования избирательного участка N 56, полученный его доверенным лицом Сеченовым В.А., подписан только секретарем комиссии; в агитационном материале победившего кандидата по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 Казакова В.В. содержатся агитационные выступления члена участковой избирательной комиссии и муниципальной служащей. Основаниями для признания недействительными итогов голосования и выборов по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 г. Томска назвал невозможность проверить действительную волю избирателей в связи с уничтожением распечатки результатов голосования по итогам голосования в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования по всем избирательным участкам Вузовского одномандатного избирательного округа N 1 г. Томска, а также нарушение Избирательной комиссией Томской области положений пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку постановление Избирательной комиссии Томской области от 17 октября 2011 года N 82/517 об использовании при проведении голосования на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области пятого созыва комплексов обработки избирательных бюллетеней принято после постановления Избирательной комиссии Томской области о назначении выборов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование законодательства об электоральном общественном контроле
(Михеева Т.Н., Шабалин Г.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что регламентация правомочий субъектов общественного контроля весьма многообразна. В настоящее время существуют субъекты Российской Федерации, в которых допускается участие общественных наблюдателей на муниципальных выборах. Примером могу служить город Москва и Республика Адыгея. В отдельных субъектах Российской Федерации можно наблюдать внесение изменений в нормы о гласности в деятельности избирательных комиссий, затрагивающие только региональный уровень кампаний. К таковым относятся, например, Ленинградская область и Республика Алтай. Интересен баланс правового регулирования института общественного наблюдения в Республике Бурятия. Здесь право на назначение наблюдателей принадлежит субъектам общественного контроля на региональных выборах главы субъекта, в то время как на выборах в законодательный орган такое право отсутствует. Субъекты общественного контроля на выборах муниципального уровня в указанном регионе также не представлены. Следует отметить и те субъекты, где полномочия общественных палат по назначению наблюдателей отсутствуют, например Республика Башкортостан.
(Михеева Т.Н., Шабалин Г.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что регламентация правомочий субъектов общественного контроля весьма многообразна. В настоящее время существуют субъекты Российской Федерации, в которых допускается участие общественных наблюдателей на муниципальных выборах. Примером могу служить город Москва и Республика Адыгея. В отдельных субъектах Российской Федерации можно наблюдать внесение изменений в нормы о гласности в деятельности избирательных комиссий, затрагивающие только региональный уровень кампаний. К таковым относятся, например, Ленинградская область и Республика Алтай. Интересен баланс правового регулирования института общественного наблюдения в Республике Бурятия. Здесь право на назначение наблюдателей принадлежит субъектам общественного контроля на региональных выборах главы субъекта, в то время как на выборах в законодательный орган такое право отсутствует. Субъекты общественного контроля на выборах муниципального уровня в указанном регионе также не представлены. Следует отметить и те субъекты, где полномочия общественных палат по назначению наблюдателей отсутствуют, например Республика Башкортостан.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
Нормативные акты
Закон г. Москвы от 06.07.2005 N 38
(ред. от 24.09.2025)
"Избирательный кодекс города Москвы"3. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий, лица, включенные в реестр иностранных агентов, лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Выдача удостоверения доверенному лицу, являющемуся государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
(ред. от 24.09.2025)
"Избирательный кодекс города Москвы"3. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий, лица, включенные в реестр иностранных агентов, лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Выдача удостоверения доверенному лицу, являющемуся государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Статья: Избирательные информационные правоотношения
(Большаков С.В.)
("Право и власть", N 2, 2002)В сфере распространения информации избиратели в статусе зарегистрированных кандидатов, например, обладают, по сравнению с другими избирателями, иными правами и обязанностями. При этом распространители информации могут быть представителями СМИ, лицами, замещающими государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, военнослужащими, членами избирательных комиссий, наблюдателями и т.д.
(Большаков С.В.)
("Право и власть", N 2, 2002)В сфере распространения информации избиратели в статусе зарегистрированных кандидатов, например, обладают, по сравнению с другими избирателями, иными правами и обязанностями. При этом распространители информации могут быть представителями СМИ, лицами, замещающими государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, военнослужащими, членами избирательных комиссий, наблюдателями и т.д.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко)
("НОРМА", 2003)Муниципальная служба (муниципальный служащий) - 4 (9), 22 (5), 28 (18), 40 (1, 2, 5), 43 (2). См. также Лицо должностное
(постатейный)
(под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко)
("НОРМА", 2003)Муниципальная служба (муниципальный служащий) - 4 (9), 22 (5), 28 (18), 40 (1, 2, 5), 43 (2). См. также Лицо должностное
Статья: Вопросы оптимизации деятельности общественных наблюдательных комиссий в местах исполнения наказания в виде лишения свободы
(Краснова К.А., Шиловская А.Л.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2011, N 2)Согласно Закону, правом на выдвижение кандидатур в состав комиссии обладает общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Общественное объединение может назначить наблюдателем любого человека, не обязательно члена данной организации. Возраст наблюдателя должен быть не менее 25 лет. Членами общественных наблюдательных комиссий не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, государственные и муниципальные служащие, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления. Состав комиссии не может быть менее 7 и более 20 членов. Бремя расходов по обеспечению деятельности члена комиссии лежит на направившем его общественном объединении.
(Краснова К.А., Шиловская А.Л.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2011, N 2)Согласно Закону, правом на выдвижение кандидатур в состав комиссии обладает общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Общественное объединение может назначить наблюдателем любого человека, не обязательно члена данной организации. Возраст наблюдателя должен быть не менее 25 лет. Членами общественных наблюдательных комиссий не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, государственные и муниципальные служащие, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления. Состав комиссии не может быть менее 7 и более 20 членов. Бремя расходов по обеспечению деятельности члена комиссии лежит на направившем его общественном объединении.
Статья: Реализация механизма антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации
(Павлушкин А.В.)
("Журнал российского права", 2013, N 8)В отдельных правовых актах использование при осуществлении антикоррупционного мониторинга отдельных видов социологических исследований ограничивается условиями, не всегда объяснимыми. Например, в городском округе Жигулевск Самарской области такой метод, как наблюдение (сбор информации с помощью прямого и непосредственного восприятия наблюдателями событий, явлений и процессов, а также условий, в которых они возникают и развиваются), может быть использован в отношении муниципальных служащих только по согласованию с мэром данного городского округа <37>.
(Павлушкин А.В.)
("Журнал российского права", 2013, N 8)В отдельных правовых актах использование при осуществлении антикоррупционного мониторинга отдельных видов социологических исследований ограничивается условиями, не всегда объяснимыми. Например, в городском округе Жигулевск Самарской области такой метод, как наблюдение (сбор информации с помощью прямого и непосредственного восприятия наблюдателями событий, явлений и процессов, а также условий, в которых они возникают и развиваются), может быть использован в отношении муниципальных служащих только по согласованию с мэром данного городского округа <37>.
Статья: Сменяемость власти как конституционная ценность
(Кондрашев А.А.)
("Российский юридический журнал", 2016, N 3)К сожалению, в нашей стране большинство претензий вполне справедливо адресуются избирательной системе, формируемой почти исключительно из представителей парламентских партий и государственных (муниципальных) служащих. Многие юристы подтвердят невозможность доказать, что данные в протоколах территориальных, а часто и участковых комиссий искажены, так как в судах признается презумпция их действительности (несмотря на наличие, например, копий протоколов наблюдателей с иными данными). В России создана централизованная и управляемая сверху избирательная система, которая продуцирует нужный власти результат, применяя различные технологии. Элементарный пример - это не поддающееся законам статистики количество случаев, когда на различных выборах партия "Единая Россия" получала первое место в избирательных бюллетенях <1>.
(Кондрашев А.А.)
("Российский юридический журнал", 2016, N 3)К сожалению, в нашей стране большинство претензий вполне справедливо адресуются избирательной системе, формируемой почти исключительно из представителей парламентских партий и государственных (муниципальных) служащих. Многие юристы подтвердят невозможность доказать, что данные в протоколах территориальных, а часто и участковых комиссий искажены, так как в судах признается презумпция их действительности (несмотря на наличие, например, копий протоколов наблюдателей с иными данными). В России создана централизованная и управляемая сверху избирательная система, которая продуцирует нужный власти результат, применяя различные технологии. Элементарный пример - это не поддающееся законам статистики количество случаев, когда на различных выборах партия "Единая Россия" получала первое место в избирательных бюллетенях <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Командирова Т.Г., Немчанинов А.Л., Бевзюк Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)5. В последние годы внимание все чаще стало обращаться на еще один специальный вид ответственности - конституционно-правовой, который тем не менее, признается не всеми специалистами в данной области. Однако особенности организации и проведения выборов на территории Российской Федерации свидетельствуют о том, что его выделение является обоснованным и закономерным. Выделение конституционно-правовой ответственности обусловлено, в частности, специальным субъектом - государственными и муниципальными служащими, а также специальным составом правонарушений, которые могут ими совершаться в силу их должностного положения. Данный вид ответственности характеризуется также и специальными мерами реагирования, например вотум недоверия Правительству РФ, отрешение от должности Президента РФ, роспуск Государственной Думы, а также иные аналогичные меры, которые могут быть применены как в отношении государственных служащих федерального и регионального уровня, так и в отношении муниципальных служащих.
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Командирова Т.Г., Немчанинов А.Л., Бевзюк Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)5. В последние годы внимание все чаще стало обращаться на еще один специальный вид ответственности - конституционно-правовой, который тем не менее, признается не всеми специалистами в данной области. Однако особенности организации и проведения выборов на территории Российской Федерации свидетельствуют о том, что его выделение является обоснованным и закономерным. Выделение конституционно-правовой ответственности обусловлено, в частности, специальным субъектом - государственными и муниципальными служащими, а также специальным составом правонарушений, которые могут ими совершаться в силу их должностного положения. Данный вид ответственности характеризуется также и специальными мерами реагирования, например вотум недоверия Правительству РФ, отрешение от должности Президента РФ, роспуск Государственной Думы, а также иные аналогичные меры, которые могут быть применены как в отношении государственных служащих федерального и регионального уровня, так и в отношении муниципальных служащих.
Статья: К вопросу о правовом статусе и гарантиях деятельности зарегистрированного кандидата
(Нудненко Л.А., Тхабисимова Л.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2016, N 11)Во-первых, право назначать доверенных лиц. В целях недопущения использования административного ресурса избирательное законодательство ограничивает круг лиц, которые могут быть назначены доверенными лицами. Так, доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
(Нудненко Л.А., Тхабисимова Л.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2016, N 11)Во-первых, право назначать доверенных лиц. В целях недопущения использования административного ресурса избирательное законодательство ограничивает круг лиц, которые могут быть назначены доверенными лицами. Так, доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"
(постатейный)
(Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Имеют место факты участия государственных и муниципальных служащих, муниципальных должностных лиц в избирательной кампании в качестве доверенных лиц, наблюдателей, что вызывает обвинения в использовании "административного ресурса" на выборах. Хотя такое участие в свободное от работы время не запрещено законом, возникает проблема сопоставимости влияния на рядовых избирателей агитации, осуществляемой лицами, обладающими властными полномочиями и другими субъектами предвыборной агитации. Безусловно, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные выборные должности, и в свободное время обладают большими возможностями влиять на волеизъявление подчиненных им по службе лиц, рядовых избирателей. Поэтому заслуживает обсуждения идея о запрете участия государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные выборные должности, в предвыборной агитации не только в рабочее, но и свободное время.
(постатейный)
(Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Имеют место факты участия государственных и муниципальных служащих, муниципальных должностных лиц в избирательной кампании в качестве доверенных лиц, наблюдателей, что вызывает обвинения в использовании "административного ресурса" на выборах. Хотя такое участие в свободное от работы время не запрещено законом, возникает проблема сопоставимости влияния на рядовых избирателей агитации, осуществляемой лицами, обладающими властными полномочиями и другими субъектами предвыборной агитации. Безусловно, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные выборные должности, и в свободное время обладают большими возможностями влиять на волеизъявление подчиненных им по службе лиц, рядовых избирателей. Поэтому заслуживает обсуждения идея о запрете участия государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные выборные должности, в предвыборной агитации не только в рабочее, но и свободное время.
Статья: Составы участковых избирательных комиссий как зеркало российских выборов
(Бузин А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 12)Важно заметить, что с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" механизмы, обеспечивающие независимость комиссий и гражданский контроль за ними, были ослаблены. Во-первых, до одной второй увеличилась максимальная доля государственных и муниципальных служащих в составах избирательных комиссий. Во-вторых, практически <2> была отменена возможность направления наблюдателей от общественных объединений.
(Бузин А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 12)Важно заметить, что с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" механизмы, обеспечивающие независимость комиссий и гражданский контроль за ними, были ослаблены. Во-первых, до одной второй увеличилась максимальная доля государственных и муниципальных служащих в составах избирательных комиссий. Во-вторых, практически <2> была отменена возможность направления наблюдателей от общественных объединений.