Может ли глава кфх быть самозанятым
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли глава кфх быть самозанятым (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неопределенность правового статуса самозанятых. Обзор судебной практики
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Конституционному Суду (КС) РФ не раз приходилось обращаться к определению сущности самозанятости при разрешении вопроса о соответствии норм различных законов Конституции РФ. В большинстве случаев предметом рассмотрения Суда становился вопрос о необходимости уплаты самозанятыми гражданами страховых взносов во внебюджетные фонды (уплаты налогов, сборов) и о тарифах таких взносов (сборов). С самого начала КС РФ занял позицию, что "самозанятые граждане осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск", поэтому именно за их счет, а не за счет государства или иных участников оборота должны формироваться соответствующие фонды. Относя к самозанятым лицам одновременно индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, а также адвокатов и занимающихся частной практикой нотариусов, деятельность которых КС РФ не квалифицировал как предпринимательскую или иную экономическую, Суд тем не менее признавал необходимость учета конституционной природы деятельности различных категорий самозанятых граждан и социально оправданной дифференциации в правовом регулировании страховых взносов различных категорий плательщиков <2>. С учетом использования КС РФ термина "самозанятость" как собирательной категории <3>, в отсутствие легального определения этого понятия представляется обоснованным отступление от столь широкого понимания данного явления, изначально заложенного КС РФ, и объединения под этой категорией всех лиц, осуществляющих свою профессиональную деятельность в отсутствие работодателя и не на основании трудового договора. Сам КС РФ в одном из недавних решений не отнес к самозанятым гражданам индивидуальных предпринимателей, в частности противопоставив их адвокатам <4>.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Конституционному Суду (КС) РФ не раз приходилось обращаться к определению сущности самозанятости при разрешении вопроса о соответствии норм различных законов Конституции РФ. В большинстве случаев предметом рассмотрения Суда становился вопрос о необходимости уплаты самозанятыми гражданами страховых взносов во внебюджетные фонды (уплаты налогов, сборов) и о тарифах таких взносов (сборов). С самого начала КС РФ занял позицию, что "самозанятые граждане осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск", поэтому именно за их счет, а не за счет государства или иных участников оборота должны формироваться соответствующие фонды. Относя к самозанятым лицам одновременно индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, а также адвокатов и занимающихся частной практикой нотариусов, деятельность которых КС РФ не квалифицировал как предпринимательскую или иную экономическую, Суд тем не менее признавал необходимость учета конституционной природы деятельности различных категорий самозанятых граждан и социально оправданной дифференциации в правовом регулировании страховых взносов различных категорий плательщиков <2>. С учетом использования КС РФ термина "самозанятость" как собирательной категории <3>, в отсутствие легального определения этого понятия представляется обоснованным отступление от столь широкого понимания данного явления, изначально заложенного КС РФ, и объединения под этой категорией всех лиц, осуществляющих свою профессиональную деятельность в отсутствие работодателя и не на основании трудового договора. Сам КС РФ в одном из недавних решений не отнес к самозанятым гражданам индивидуальных предпринимателей, в частности противопоставив их адвокатам <4>.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общество с ограниченной ответственностью
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общество с ограниченной ответственностью
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2024 N 27-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 57 статьи 2 и подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Г. Силаевой"Кроме того, при осуществлении конституционного нормоконтроля по жалобе Е.Г. Силаевой нельзя не учитывать, что категория "самозанятый" получила определенное закрепление и в региональном избирательном законодательстве. Убедиться в этом позволяет правовое регулирование выборов в отдельных субъектах Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Закона Республики Ингушетия от 8 июня 2009 года N 24-РЗ "О муниципальных выборах в Республике Ингушетия", часть 2 статьи 23 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и др.), предусматривающее, что в случае, если кандидат занимается предпринимательской, творческой или иной деятельностью, документально подтвержденной и приносящей ему доход, то в качестве рода его занятий следует указывать: индивидуальный предприниматель, самозанятый (физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"), член (глава) крестьянского (фермерского) хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, художник, писатель, композитор, иное.
"По делу о проверке конституционности подпункта 57 статьи 2 и подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Г. Силаевой"Кроме того, при осуществлении конституционного нормоконтроля по жалобе Е.Г. Силаевой нельзя не учитывать, что категория "самозанятый" получила определенное закрепление и в региональном избирательном законодательстве. Убедиться в этом позволяет правовое регулирование выборов в отдельных субъектах Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Закона Республики Ингушетия от 8 июня 2009 года N 24-РЗ "О муниципальных выборах в Республике Ингушетия", часть 2 статьи 23 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и др.), предусматривающее, что в случае, если кандидат занимается предпринимательской, творческой или иной деятельностью, документально подтвержденной и приносящей ему доход, то в качестве рода его занятий следует указывать: индивидуальный предприниматель, самозанятый (физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"), член (глава) крестьянского (фермерского) хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, художник, писатель, композитор, иное.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"Существующее правовое регулирование тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для самозанятых граждан - индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов приводит к тому, что названные категории плательщиков получают государственные трудовые пенсии, несопоставимые с суммами уплачиваемых ими страховых взносов. Таким образом, законодатель не принимает каких-либо мер, направленных на решение указанных в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" (статьи 4 и 18) задач по обеспечению соразмерности трудовых пенсий и тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следствием данного правового регулирования является игнорирование законных частных интересов указанных категорий плательщиков, в то время как воплощенный в принципе солидарности поколений публичный интерес становится доминирующим.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"Существующее правовое регулирование тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для самозанятых граждан - индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов приводит к тому, что названные категории плательщиков получают государственные трудовые пенсии, несопоставимые с суммами уплачиваемых ими страховых взносов. Таким образом, законодатель не принимает каких-либо мер, направленных на решение указанных в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" (статьи 4 и 18) задач по обеспечению соразмерности трудовых пенсий и тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следствием данного правового регулирования является игнорирование законных частных интересов указанных категорий плательщиков, в то время как воплощенный в принципе солидарности поколений публичный интерес становится доминирующим.