Может ли автономное учреждение работать по 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли автономное учреждение работать по 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды и лизинга по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Автономное учреждение вправе арендовать технику с экипажем для выполнения работ, возложенных на него госзаданием, однако договор аренды должен быть заключен по Закону N 44-ФЗ, а не по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Автономное учреждение вправе арендовать технику с экипажем для выполнения работ, возложенных на него госзаданием, однако договор аренды должен быть заключен по Закону N 44-ФЗ, а не по Закону N 223-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки автономными учреждениями
(КонсультантПлюс, 2025)...при осуществлении закупок товаров, работ, услуг за счет субсидий... на приобретение [в частности - ред.] объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ на автономные учреждения распространяются положения Закона N 44-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)...при осуществлении закупок товаров, работ, услуг за счет субсидий... на приобретение [в частности - ред.] объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ на автономные учреждения распространяются положения Закона N 44-ФЗ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По Закону N 44-ФЗ автономные учреждения должны проводить закупки только в таких случаях:
(КонсультантПлюс, 2025)По Закону N 44-ФЗ автономные учреждения должны проводить закупки только в таких случаях:
Вопрос: О вопросах, связанных с закупками товаров, работ, услуг автономным учреждением за счет средств бюджета.
(Письмо Минфина России от 25.04.2025 N 02-02-08/42266)2. По вопросу отнесения автономных учреждений к заказчикам в целях применения Федерального закона N 44-ФЗ
(Письмо Минфина России от 25.04.2025 N 02-02-08/42266)2. По вопросу отнесения автономных учреждений к заказчикам в целях применения Федерального закона N 44-ФЗ
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Антимонопольным органом, а также судебными инстанциями в обоснование позиции о необходимости применения автономным учреждением при заключении договора положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) были приведены следующие аргументы.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Антимонопольным органом, а также судебными инстанциями в обоснование позиции о необходимости применения автономным учреждением при заключении договора положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) были приведены следующие аргументы.
Статья: О применимости Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ при осуществлении закупки капитального ремонта автономным учреждением
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)Вместе с тем решение задачи, каким законом следует руководствоваться при проведении закупки капитального ремонта при получении субсидии из бюджета на иные цели, нередко вызывает сложности у специалистов по закупкам, поскольку требует анализа норм не только Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и бюджетного законодательства. В ЕИС можно встретить извещения о закупке автономных учреждений на выполнение работ по капитальному ремонту, размещенные как в соответствии с Законом N 44-ФЗ, так и по правилам Закона N 223-ФЗ.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)Вместе с тем решение задачи, каким законом следует руководствоваться при проведении закупки капитального ремонта при получении субсидии из бюджета на иные цели, нередко вызывает сложности у специалистов по закупкам, поскольку требует анализа норм не только Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и бюджетного законодательства. В ЕИС можно встретить извещения о закупке автономных учреждений на выполнение работ по капитальному ремонту, размещенные как в соответствии с Законом N 44-ФЗ, так и по правилам Закона N 223-ФЗ.
Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым бюджетным учреждением в 2023 г. с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 24-06-06/62922)При этом в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлена возможность передачи, в том числе государственными органами и органами местного самоуправления, своих полномочий государственного или муниципального заказчика бюджетным и автономным учреждениям. Такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют от лица вышеуказанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 24-06-06/62922)При этом в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлена возможность передачи, в том числе государственными органами и органами местного самоуправления, своих полномочий государственного или муниципального заказчика бюджетным и автономным учреждениям. Такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют от лица вышеуказанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)По контрактам, указанным в ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, аванс можно установить в особом размере. Его можно определить (ч. 61.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)По контрактам, указанным в ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, аванс можно установить в особом размере. Его можно определить (ч. 61.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по капитальному ремонту заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В ряде случаев заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, должны применять иной порядок проведения закупок. Так, автономные учреждения при закупке работ по капремонту за счет субсидий обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ, если соглашением о предоставлении таких субсидий предусмотрена обязанность осуществить закупку в порядке, предусмотренном названным Законом, поскольку именно соглашение определяет условия, на которых предоставляется субсидия (абз. 6 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В остальных случаях закупка на капремонт, в том числе за счет субсидий, проводится в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Часть 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в этих случаях неприменима, поскольку расходы на капитальный ремонт относятся к расходам на содержание имущества и не являются капитальным вложением в объекты государственной (муниципальной) собственности. Данный вывод подтверждается также следующими аргументами:
(КонсультантПлюс, 2025)В ряде случаев заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, должны применять иной порядок проведения закупок. Так, автономные учреждения при закупке работ по капремонту за счет субсидий обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ, если соглашением о предоставлении таких субсидий предусмотрена обязанность осуществить закупку в порядке, предусмотренном названным Законом, поскольку именно соглашение определяет условия, на которых предоставляется субсидия (абз. 6 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В остальных случаях закупка на капремонт, в том числе за счет субсидий, проводится в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Часть 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в этих случаях неприменима, поскольку расходы на капитальный ремонт относятся к расходам на содержание имущества и не являются капитальным вложением в объекты государственной (муниципальной) собственности. Данный вывод подтверждается также следующими аргументами:
Вопрос: Об исполнении (изменении) контрактов в сфере закупок, заключенных автономными учреждениями за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 02-14-06/63752)Так, Правилами N 702 в отношении федеральных автономных учреждений предусмотрены условия использования капитальных субсидий, включаемые в соглашение о предоставлении таких субсидий (пункт 12 Правил N 702), в том числе соблюдение учреждением при использовании капитальных субсидий положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 02-14-06/63752)Так, Правилами N 702 в отношении федеральных автономных учреждений предусмотрены условия использования капитальных субсидий, включаемые в соглашение о предоставлении таких субсидий (пункт 12 Правил N 702), в том числе соблюдение учреждением при использовании капитальных субсидий положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вопрос: О зачислении пеней, уплаченных подрядчиком по контракту, финансируемому за счет субсидии из областного бюджета, предоставленной АО.
(Письмо Минфина России от 09.04.2025 N 02-11-14/35373)Вместе с тем в силу положений части 6 статьи 15 Закона N 44-ФЗ в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом государственные органы, являющиеся государственными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного заказчика, в том числе по взысканию пеней в случае нарушений, допущенных исполнителем по государственному контракту.
(Письмо Минфина России от 09.04.2025 N 02-11-14/35373)Вместе с тем в силу положений части 6 статьи 15 Закона N 44-ФЗ в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом государственные органы, являющиеся государственными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного заказчика, в том числе по взысканию пеней в случае нарушений, допущенных исполнителем по государственному контракту.
Статья: Защита прокуратурой публичных интересов в сфере лесопользования
(Ульянов А.Ю.)
("Законность", 2022, N 2)Вместе с тем автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), т.е. на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений, и только в определенных случаях - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Ульянов А.Ю.)
("Законность", 2022, N 2)Вместе с тем автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), т.е. на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений, и только в определенных случаях - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вопрос: Какой порядок проведения капитального ремонта недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки товаров, работ, услуг для капитального ремонта с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ во всех случаях, когда для такой закупки привлекаются средства бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки товаров, работ, услуг для капитального ремонта с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ во всех случаях, когда для такой закупки привлекаются средства бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Ремонт музея: проблемы и споры
(Киселев А.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Другая вводная связана с процедурой заключения договора на ремонт. Бюджетная составляющая музеев накладывает серьезный отпечаток на их закупочную деятельность, ибо бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в силу прямого указания. Федеральный закон N 44-ФЗ распространяет свое действие и на автономные учреждения, если им предоставляются средства из бюджетов на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств. Также в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).
(Киселев А.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Другая вводная связана с процедурой заключения договора на ремонт. Бюджетная составляющая музеев накладывает серьезный отпечаток на их закупочную деятельность, ибо бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в силу прямого указания. Федеральный закон N 44-ФЗ распространяет свое действие и на автономные учреждения, если им предоставляются средства из бюджетов на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств. Также в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).