Мораторий на выездные проверки в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий на выездные проверки в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2023 N 88а-2623/2023 (УИД 16RS0045-01-2021-006697-98)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Истец указал, что предписание контролирующего органа является незаконным, не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к форме и содержанию предписания, а приведенные в нем выводы о допущенных нарушениях являются ошибочными.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Между тем из материалов дела следует, что в рамках проводимой в период со 2 ноября по 30 ноября 2020 года на основании Приказа Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 26 октября 2020 года N 735 выездной проверки, как констатировал суд первой инстанции, несмотря на введенный вышеуказанным постановлением N 438 мораторий на проведение выездных проверок, 11 ноября 2020 года работниками ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" произведен отбор образцов проб сточных вод АО "КМПО" в проверяемой точке сброса в р. Казанка.
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Истец указал, что предписание контролирующего органа является незаконным, не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к форме и содержанию предписания, а приведенные в нем выводы о допущенных нарушениях являются ошибочными.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Между тем из материалов дела следует, что в рамках проводимой в период со 2 ноября по 30 ноября 2020 года на основании Приказа Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 26 октября 2020 года N 735 выездной проверки, как констатировал суд первой инстанции, несмотря на введенный вышеуказанным постановлением N 438 мораторий на проведение выездных проверок, 11 ноября 2020 года работниками ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" произведен отбор образцов проб сточных вод АО "КМПО" в проверяемой точке сброса в р. Казанка.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ провело выездную проверку правильности исчисления страховых взносов за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, по результатам которой в июне 2023 года вынесено решение, которым страхователь привлечен к ответственности, ему доначислены страховые взносы, а также начислены пени за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Общество оспорило начисление пеней, сославшись на действие моратория на возбуждение дел о банкротстве. Суд отметил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в совокупности с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с 01.04.2022 на шесть месяцев прекращается начисление финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория. Поскольку требования, на которые начислены санкции (пени), возникли до введения моратория, так как проверка проводилась Фондом за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, суд признал неправомерным начисление пеней за период действия моратория - с 01.04.2022 по 01.10.2022.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ провело выездную проверку правильности исчисления страховых взносов за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, по результатам которой в июне 2023 года вынесено решение, которым страхователь привлечен к ответственности, ему доначислены страховые взносы, а также начислены пени за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Общество оспорило начисление пеней, сославшись на действие моратория на возбуждение дел о банкротстве. Суд отметил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в совокупности с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с 01.04.2022 на шесть месяцев прекращается начисление финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория. Поскольку требования, на которые начислены санкции (пени), возникли до введения моратория, так как проверка проводилась Фондом за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, суд признал неправомерным начисление пеней за период действия моратория - с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Мораторий на проведение выездных проверок и проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами до 30 июня 2020 г.
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Мораторий на проведение выездных проверок и проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами до 30 июня 2020 г.
Статья: Налоговое преступление: правонарушение или злоупотребление?
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)2022 год стал рекордным по суммам доначислений (свыше 685,7 миллиарда рублей, средний показатель проверки - 75 миллионов рублей) и числу завершившихся выездных налоговых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП) и физических лиц (их количество составило 10 191). Номинально общий показатель вырос на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом, а среди организаций - на 29 процентов, почти до 9,4 тысячи. Количество налоговых проверок стало максимальным с 2018 года, при этом оно остается в разы меньше по сравнению с 2015 - 2017 годами. После допандемического 2019 года динамика была "смазана" действовавшим до середины 2020 года мораторием на вынесение решений о выездных налоговых проверках.
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)2022 год стал рекордным по суммам доначислений (свыше 685,7 миллиарда рублей, средний показатель проверки - 75 миллионов рублей) и числу завершившихся выездных налоговых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП) и физических лиц (их количество составило 10 191). Номинально общий показатель вырос на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом, а среди организаций - на 29 процентов, почти до 9,4 тысячи. Количество налоговых проверок стало максимальным с 2018 года, при этом оно остается в разы меньше по сравнению с 2015 - 2017 годами. После допандемического 2019 года динамика была "смазана" действовавшим до середины 2020 года мораторием на вынесение решений о выездных налоговых проверках.
Нормативные акты
<Письмо> ТПП РФ от 07.04.2020 N Пр/0352
<О мерах поддержки предпринимательства в связи с распространением коронавирусной инфекции>- С 18 марта 2020 года введен мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса во всех регионах страны. Он распространяется на все плановые, внеплановые проверки, включая выездные налоговые и таможенные. Исключение - внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мораторий также не распространяется на проверки с целью выдачи разрешений, лицензий и аттестатов аккредитации.
<О мерах поддержки предпринимательства в связи с распространением коронавирусной инфекции>- С 18 марта 2020 года введен мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса во всех регионах страны. Он распространяется на все плановые, внеплановые проверки, включая выездные налоговые и таможенные. Исключение - внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мораторий также не распространяется на проверки с целью выдачи разрешений, лицензий и аттестатов аккредитации.
"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу. 2021 год"
(подготовлен Росфинмониторингом)<4> Во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 проводимые территориальными органами Росфинмониторинга проверки сначала были приостановлены, а в связи с последующим введением постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 моратория, проверки были отменены до конца 2020 года.
(подготовлен Росфинмониторингом)<4> Во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 проводимые территориальными органами Росфинмониторинга проверки сначала были приостановлены, а в связи с последующим введением постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 моратория, проверки были отменены до конца 2020 года.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Распространение новой коронавирусной инфекции стало вызовом не только для мировой, но и для российской экономики. Для поддержания бизнеса в этих непростых условиях в 2020 г. в Российской Федерации установлены беспрецедентные ограничения контрольно-надзорной деятельности в части запрета на проведение большинства плановых мероприятий по контролю и обязанности согласования с прокурором внеплановых проверок. Для снижения административного давления на бизнес Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 г. государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномочило прокуроров согласовывать все (выездные и документарные) проверки контролирующих органов.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Распространение новой коронавирусной инфекции стало вызовом не только для мировой, но и для российской экономики. Для поддержания бизнеса в этих непростых условиях в 2020 г. в Российской Федерации установлены беспрецедентные ограничения контрольно-надзорной деятельности в части запрета на проведение большинства плановых мероприятий по контролю и обязанности согласования с прокурором внеплановых проверок. Для снижения административного давления на бизнес Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 г. государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномочило прокуроров согласовывать все (выездные и документарные) проверки контролирующих органов.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Мораторий на проверки вызвал дискуссию в экспертных кругах, где порой полезность моратория на проведение проверок подверглась сомнению. Утверждается, например, что временное ограничение на проведение выездных налоговых проверок никак не отразится на фискальной нагрузке на бизнес и принципиально ничего не меняет в этой сфере <1>. Представляется, что подобный вывод не совсем корректен и носит скорее эмоциональную окраску. Действительно, приостановление выездных проверок не означает полного моратория на контрольно-надзорные мероприятия. Ограничения касаются лишь новых выездных проверок, тогда как ранее начатые продолжены, но в удаленном режиме. Внеплановые проверки, назначенные в целях контроля ранее выданного предписания, также проводятся, но лишь при поступлении в контролирующий орган ходатайства проверяемой стороны о проведении проверки в целях признания предписания исполненным. Сохранились документальные проверки в режиме онлайн. Проводятся и выездные проверки в организации в случаях, если есть вред жизни или здоровью граждан или риск причинения вреда, возникла чрезвычайная ситуация, нужно проверить исполнение предписания или поступило поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требование прокурора. Но 200 тыс. плановых проверок, которые, по данным Генеральной прокуратуры России, отменены в 2020 году <2>, и 75 тыс. плановых проверок, которые не включены на 2022 год <3>, конечно, имеют позитивные последствия. Они существенно снижают административную нагрузку на бизнес. Кроме того, как представляется, основной смысл объявленного моратория на проведение выездных и других видов проверок состоит в ограничении непосредственных контактов сотрудников контрольно-надзорных органов и контролируемых лиц.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Мораторий на проверки вызвал дискуссию в экспертных кругах, где порой полезность моратория на проведение проверок подверглась сомнению. Утверждается, например, что временное ограничение на проведение выездных налоговых проверок никак не отразится на фискальной нагрузке на бизнес и принципиально ничего не меняет в этой сфере <1>. Представляется, что подобный вывод не совсем корректен и носит скорее эмоциональную окраску. Действительно, приостановление выездных проверок не означает полного моратория на контрольно-надзорные мероприятия. Ограничения касаются лишь новых выездных проверок, тогда как ранее начатые продолжены, но в удаленном режиме. Внеплановые проверки, назначенные в целях контроля ранее выданного предписания, также проводятся, но лишь при поступлении в контролирующий орган ходатайства проверяемой стороны о проведении проверки в целях признания предписания исполненным. Сохранились документальные проверки в режиме онлайн. Проводятся и выездные проверки в организации в случаях, если есть вред жизни или здоровью граждан или риск причинения вреда, возникла чрезвычайная ситуация, нужно проверить исполнение предписания или поступило поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требование прокурора. Но 200 тыс. плановых проверок, которые, по данным Генеральной прокуратуры России, отменены в 2020 году <2>, и 75 тыс. плановых проверок, которые не включены на 2022 год <3>, конечно, имеют позитивные последствия. Они существенно снижают административную нагрузку на бизнес. Кроме того, как представляется, основной смысл объявленного моратория на проведение выездных и других видов проверок состоит в ограничении непосредственных контактов сотрудников контрольно-надзорных органов и контролируемых лиц.
Статья: Защита прав налогоплательщика при производстве выемки в рамках налогового процесса
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)В Российской Федерации в связи с ограничениями, введенными из-за распространения COVID-19, до 1 июля действовал мораторий на выездные налоговые проверки <1>. Сейчас их проведение возобновилось <2>, и, по сведениям налоговых юристов, в режиме более жестком, чем ранее. Профискальный настрой, вероятнее всего, объясняется снижением доходов бюджетной системы за первое полугодие 2020 г. <3>. Именно поэтому важно знать, как не допустить нарушения прав налогоплательщика и как нужно действовать в случае злоупотребления налоговым органом своими правами.
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)В Российской Федерации в связи с ограничениями, введенными из-за распространения COVID-19, до 1 июля действовал мораторий на выездные налоговые проверки <1>. Сейчас их проведение возобновилось <2>, и, по сведениям налоговых юристов, в режиме более жестком, чем ранее. Профискальный настрой, вероятнее всего, объясняется снижением доходов бюджетной системы за первое полугодие 2020 г. <3>. Именно поэтому важно знать, как не допустить нарушения прав налогоплательщика и как нужно действовать в случае злоупотребления налоговым органом своими правами.
Статья: Экспертиза в условиях мораторного режима
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <45> в ходе проведения документарной и выездной проверок могут совершаться все виды контрольно-надзорных действий, в том числе и экспертиза. Введение моратория на плановые проверки автоматически повлекло за собой и мораторий на проведение экспертиз.
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <45> в ходе проведения документарной и выездной проверок могут совершаться все виды контрольно-надзорных действий, в том числе и экспертиза. Введение моратория на плановые проверки автоматически повлекло за собой и мораторий на проведение экспертиз.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<2> В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 - 2021 гг. Правительство РФ дважды вводило ограничения на проведение выездных плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (мораторий на проверки). В 2022 г. оно было вынуждено ввести новый мораторий на проверки уже в связи с "недружественными действиями".
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<2> В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 - 2021 гг. Правительство РФ дважды вводило ограничения на проведение выездных плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (мораторий на проверки). В 2022 г. оно было вынуждено ввести новый мораторий на проверки уже в связи с "недружественными действиями".