Мораторий на проверки СМП
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий на проверки СМП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик ссылается на незаконность проведения налоговым органом в отношении него, являющегося субъектом малого предпринимательства, выездной налоговой проверки, назначенной в конце 2022 года, считая, что инспекцией не учтен введенный в 2022 году мораторий на проведение проверок контролирующими органами в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренный подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520. Суд признал проведение проверки правомерным, отметив, что положения указанного Постановления Правительства РФ к налоговому контролю не применяются, налоговый контроль в силу ст. 2 НК РФ является предметом правового регулирования законодательства о налогах и сборах, мораторий на проведение выездных налоговых проверок в 2022 году не вводился.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик ссылается на незаконность проведения налоговым органом в отношении него, являющегося субъектом малого предпринимательства, выездной налоговой проверки, назначенной в конце 2022 года, считая, что инспекцией не учтен введенный в 2022 году мораторий на проведение проверок контролирующими органами в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренный подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520. Суд признал проведение проверки правомерным, отметив, что положения указанного Постановления Правительства РФ к налоговому контролю не применяются, налоговый контроль в силу ст. 2 НК РФ является предметом правового регулирования законодательства о налогах и сборах, мораторий на проведение выездных налоговых проверок в 2022 году не вводился.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О назначении СФР плановой выездной проверки
(Самойлова М.Д.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Фонд пенсионного и социального страхования (СФР) направил микропредприятию решение о назначении плановой выездной проверки. Правомерны ли его действия, разве не установлен мораторий на проверки малого бизнеса?
(Самойлова М.Д.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Фонд пенсионного и социального страхования (СФР) направил микропредприятию решение о назначении плановой выездной проверки. Правомерны ли его действия, разве не установлен мораторий на проверки малого бизнеса?
Статья: К вопросу об увеличении контроля за субъектами малого и среднего предпринимательства как сдерживающий фактор их развития
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Недавно завершилось действие трехлетнего моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса <3>. Однако мораторий не был абсолютным, так как существовал целый ряд исключений. Так, он не касался проверок с категориями риска, классами опасности; определенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перечень которых закрепило Правительство в своем постановлении; предпринимателей, которые были привлечены к административной ответственности; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность подлежит лицензированию; в сфере радиационной безопасности, защиты государственной тайны, атомной энергии, пробирного надзора, а также аудиторских организаций [7].
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Недавно завершилось действие трехлетнего моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса <3>. Однако мораторий не был абсолютным, так как существовал целый ряд исключений. Так, он не касался проверок с категориями риска, классами опасности; определенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перечень которых закрепило Правительство в своем постановлении; предпринимателей, которые были привлечены к административной ответственности; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность подлежит лицензированию; в сфере радиационной безопасности, защиты государственной тайны, атомной энергии, пробирного надзора, а также аудиторских организаций [7].
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>введение моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства в первые 3 года ведения бизнеса.
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>введение моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства в первые 3 года ведения бизнеса.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Государственное регулирование корпоративных отношений также затрагивает мероприятия по контролю хозяйственных обществ. Одним из них является сокращение плановых мероприятий по контролю организации со стороны уполномоченного государственного органа до одного раза в три года, а также запрет на проведение внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев выявления нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровья людей, и только по согласованию с прокурором субъекта РФ (подпункт "а" пункта 1 Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности") <132>. В настоящее время действует мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, который продлевается на весь период до конца 2022 года <133>.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Государственное регулирование корпоративных отношений также затрагивает мероприятия по контролю хозяйственных обществ. Одним из них является сокращение плановых мероприятий по контролю организации со стороны уполномоченного государственного органа до одного раза в три года, а также запрет на проведение внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев выявления нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровья людей, и только по согласованию с прокурором субъекта РФ (подпункт "а" пункта 1 Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности") <132>. В настоящее время действует мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, который продлевается на весь период до конца 2022 года <133>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Подобные руководящие акты (как гласные, так и негласные) ложатся в общее представление об инспекторском составе, выражающееся как в приведенном в начале этого параграфа высказывании В.И. Матвиенко или в поручениях Президента РФ, решениях Правительства РФ (в частности, о введении моратория на проведение проверок объектов малого и среднего бизнеса), так и в законодательных и иных нормативных правовых актах. Согласно этому представлению контроль (надзор) - необходимое зло, от которого нельзя отказаться, но его нужно максимально ограничить. Беда в том, что таким образом устанавливается принцип, на котором основывается все регулирование контрольно-надзорной деятельности. Следствием этого отношения к контролю (надзору) является формализация поведения инспекторов, отрицание какой бы то ни было свободы усмотрения, что переносится на контролируемых лиц, в общении с которыми инспектор занимает обвинительную позицию.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Подобные руководящие акты (как гласные, так и негласные) ложатся в общее представление об инспекторском составе, выражающееся как в приведенном в начале этого параграфа высказывании В.И. Матвиенко или в поручениях Президента РФ, решениях Правительства РФ (в частности, о введении моратория на проведение проверок объектов малого и среднего бизнеса), так и в законодательных и иных нормативных правовых актах. Согласно этому представлению контроль (надзор) - необходимое зло, от которого нельзя отказаться, но его нужно максимально ограничить. Беда в том, что таким образом устанавливается принцип, на котором основывается все регулирование контрольно-надзорной деятельности. Следствием этого отношения к контролю (надзору) является формализация поведения инспекторов, отрицание какой бы то ни было свободы усмотрения, что переносится на контролируемых лиц, в общении с которыми инспектор занимает обвинительную позицию.
Статья: Экспертиза в условиях мораторного режима
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В научной среде широко обсуждались мероприятия реформы, предлагались меры по повышению эффективности контрольной и надзорной деятельности. Так, С.М. Зубарев выделил следующие направления совершенствования контрольно-надзорного законодательства: 1) повышение открытости и улучшение информационного взаимодействия органов публичной власти при проведении проверок; 2) установление моратория на плановые проверки субъектов малого бизнеса; 3) введение рискориентированной модели контрольной (надзорной) деятельности <1>. Однако этих направлений оказалось недостаточно для муниципального контроля. При разработке его концепции были выявлены основные проблемы в сфере муниципального контроля: 1) отсутствие понимания дальнейшего развития муниципального контроля; 2) сложность применения процедур муниципального контроля органами местного самоуправления, которые ограничены в финансовых, кадровых и организационных ресурсах; 3) отсутствие установленного перечня видов муниципального контроля; 4) несовершенство механизма взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти при осуществлении контроля; 5) проблемы соотношения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях <2>. Эти проблемы должны были разрешиться в новом законе о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В научной среде широко обсуждались мероприятия реформы, предлагались меры по повышению эффективности контрольной и надзорной деятельности. Так, С.М. Зубарев выделил следующие направления совершенствования контрольно-надзорного законодательства: 1) повышение открытости и улучшение информационного взаимодействия органов публичной власти при проведении проверок; 2) установление моратория на плановые проверки субъектов малого бизнеса; 3) введение рискориентированной модели контрольной (надзорной) деятельности <1>. Однако этих направлений оказалось недостаточно для муниципального контроля. При разработке его концепции были выявлены основные проблемы в сфере муниципального контроля: 1) отсутствие понимания дальнейшего развития муниципального контроля; 2) сложность применения процедур муниципального контроля органами местного самоуправления, которые ограничены в финансовых, кадровых и организационных ресурсах; 3) отсутствие установленного перечня видов муниципального контроля; 4) несовершенство механизма взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти при осуществлении контроля; 5) проблемы соотношения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях <2>. Эти проблемы должны были разрешиться в новом законе о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.