Мораторий на налоговые проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий на налоговые проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик ссылается на незаконность проведения налоговым органом в отношении него, являющегося субъектом малого предпринимательства, выездной налоговой проверки, назначенной в конце 2022 года, считая, что инспекцией не учтен введенный в 2022 году мораторий на проведение проверок контролирующими органами в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренный подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520. Суд признал проведение проверки правомерным, отметив, что положения указанного Постановления Правительства РФ к налоговому контролю не применяются, налоговый контроль в силу ст. 2 НК РФ является предметом правового регулирования законодательства о налогах и сборах, мораторий на проведение выездных налоговых проверок в 2022 году не вводился.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик ссылается на незаконность проведения налоговым органом в отношении него, являющегося субъектом малого предпринимательства, выездной налоговой проверки, назначенной в конце 2022 года, считая, что инспекцией не учтен введенный в 2022 году мораторий на проведение проверок контролирующими органами в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренный подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520. Суд признал проведение проверки правомерным, отметив, что положения указанного Постановления Правительства РФ к налоговому контролю не применяются, налоговый контроль в силу ст. 2 НК РФ является предметом правового регулирования законодательства о налогах и сборах, мораторий на проведение выездных налоговых проверок в 2022 году не вводился.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию общества неправомерной, указал, что увеличение сроков проведения налоговой проверки обусловлено объективными причинами, а именно введением моратория на проведение проверок и, соответственно, на принятие мер по взысканию задолженности по налогам, а также совокупностью причин, имеющих субъективный характер, проявляющийся в необходимости обеспечения реализации прав налогоплательщика.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию общества неправомерной, указал, что увеличение сроков проведения налоговой проверки обусловлено объективными причинами, а именно введением моратория на проведение проверок и, соответственно, на принятие мер по взысканию задолженности по налогам, а также совокупностью причин, имеющих субъективный характер, проявляющийся в необходимости обеспечения реализации прав налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предложении по приостановке (отмене) проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки и введении моратория на их проведение в отношении предприятий ОПК.
(Письмо Минфина России от 14.06.2023 N 03-02-06/54373)Вопрос: О предложении по приостановке (отмене) проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки и введении моратория на их проведение в отношении предприятий ОПК.
(Письмо Минфина России от 14.06.2023 N 03-02-06/54373)Вопрос: О предложении по приостановке (отмене) проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки и введении моратория на их проведение в отношении предприятий ОПК.
Статья: Налоговые риски IT-компаний после отмены моратория: спорные вопросы применения льгот
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)С 3 марта 2025 г. отменен мораторий на выездные налоговые проверки, что неизбежно приведет к увеличению числа споров с IT-компаниями. В фокусе контролеров окажется правомерность применения ими ключевых льгот - нулевой ставки по налогу на прибыль в регионах освобождения от НДС и пониженных тарифов страховых взносов. В статье разберем самые спорные моменты, которые могут вызвать претензии: переквалификацию передачи прав на ПО в услуги, особенности оформления договоров франчайзинга и тонкости учета доходов от программно-аппаратных комплексов (ПАК). Понимание этих нюансов поможет заранее подготовиться к диалогу с налоговыми органами и минимизировать риски доначислений.
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)С 3 марта 2025 г. отменен мораторий на выездные налоговые проверки, что неизбежно приведет к увеличению числа споров с IT-компаниями. В фокусе контролеров окажется правомерность применения ими ключевых льгот - нулевой ставки по налогу на прибыль в регионах освобождения от НДС и пониженных тарифов страховых взносов. В статье разберем самые спорные моменты, которые могут вызвать претензии: переквалификацию передачи прав на ПО в услуги, особенности оформления договоров франчайзинга и тонкости учета доходов от программно-аппаратных комплексов (ПАК). Понимание этих нюансов поможет заранее подготовиться к диалогу с налоговыми органами и минимизировать риски доначислений.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)Моратория на налоговые проверки в настоящий момент нет. Раньше мораторий предусматривался для аккредитованных IT-компаний. До 3 марта 2025 г. включительно налоговые органы не назначали и не проводили в отношении таких компаний выездные налоговые проверки, кроме случая, когда в качестве исключения это допускалось.
(КонсультантПлюс, 2025)Моратория на налоговые проверки в настоящий момент нет. Раньше мораторий предусматривался для аккредитованных IT-компаний. До 3 марта 2025 г. включительно налоговые органы не назначали и не проводили в отношении таких компаний выездные налоговые проверки, кроме случая, когда в качестве исключения это допускалось.
Статья: Налоговое преступление: правонарушение или злоупотребление?
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)2022 год стал рекордным по суммам доначислений (свыше 685,7 миллиарда рублей, средний показатель проверки - 75 миллионов рублей) и числу завершившихся выездных налоговых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП) и физических лиц (их количество составило 10 191). Номинально общий показатель вырос на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом, а среди организаций - на 29 процентов, почти до 9,4 тысячи. Количество налоговых проверок стало максимальным с 2018 года, при этом оно остается в разы меньше по сравнению с 2015 - 2017 годами. После допандемического 2019 года динамика была "смазана" действовавшим до середины 2020 года мораторием на вынесение решений о выездных налоговых проверках.
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)2022 год стал рекордным по суммам доначислений (свыше 685,7 миллиарда рублей, средний показатель проверки - 75 миллионов рублей) и числу завершившихся выездных налоговых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП) и физических лиц (их количество составило 10 191). Номинально общий показатель вырос на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом, а среди организаций - на 29 процентов, почти до 9,4 тысячи. Количество налоговых проверок стало максимальным с 2018 года, при этом оно остается в разы меньше по сравнению с 2015 - 2017 годами. После допандемического 2019 года динамика была "смазана" действовавшим до середины 2020 года мораторием на вынесение решений о выездных налоговых проверках.
Статья: Обзор антикризисных мер налоговой поддержки компаний: итоги 2022 года
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)- введение моратория на выездные налоговые проверки, а также проверки в области ТЦО;
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)- введение моратория на выездные налоговые проверки, а также проверки в области ТЦО;
Статья: Защита прав налогоплательщика при производстве выемки в рамках налогового процесса
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)В Российской Федерации в связи с ограничениями, введенными из-за распространения COVID-19, до 1 июля действовал мораторий на выездные налоговые проверки <1>. Сейчас их проведение возобновилось <2>, и, по сведениям налоговых юристов, в режиме более жестком, чем ранее. Профискальный настрой, вероятнее всего, объясняется снижением доходов бюджетной системы за первое полугодие 2020 г. <3>. Именно поэтому важно знать, как не допустить нарушения прав налогоплательщика и как нужно действовать в случае злоупотребления налоговым органом своими правами.
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)В Российской Федерации в связи с ограничениями, введенными из-за распространения COVID-19, до 1 июля действовал мораторий на выездные налоговые проверки <1>. Сейчас их проведение возобновилось <2>, и, по сведениям налоговых юристов, в режиме более жестком, чем ранее. Профискальный настрой, вероятнее всего, объясняется снижением доходов бюджетной системы за первое полугодие 2020 г. <3>. Именно поэтому важно знать, как не допустить нарушения прав налогоплательщика и как нужно действовать в случае злоупотребления налоговым органом своими правами.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.