Монополисты 223 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Монополисты 223 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации
(КонсультантПлюс, 2025)"...Приволжская транспортная прокуратура на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 168, 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора [о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации - ред.]... недействительным... посчитав, что данный договор заключен сторонами с нарушением статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
(КонсультантПлюс, 2025)"...Приволжская транспортная прокуратура на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 168, 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора [о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации - ред.]... недействительным... посчитав, что данный договор заключен сторонами с нарушением статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка знаков почтовой оплаты
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 24, 33, 93 Закона N 44-ФЗ, ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 24, 33, 93 Закона N 44-ФЗ, ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ применяют естественные монополии, автономные учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, госкомпании, иные юрлица с госучастием, а также некоторые "дочки" и "внучки" указанных юрлиц. В ряде случаев такие юрлица обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ применяют естественные монополии, автономные учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, госкомпании, иные юрлица с госучастием, а также некоторые "дочки" и "внучки" указанных юрлиц. В ряде случаев такие юрлица обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ.
Готовое решение: Как заключить договор на торгах
(КонсультантПлюс, 2025)закупка товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, к ним относятся госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий (ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)закупка товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, к ним относятся госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий (ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Равным образом, исходя из требований части 5 статьи 17 Закона, частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом о закупках (далее для целей данного раздела - конкурентные закупки). Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Равным образом, исходя из требований части 5 статьи 17 Закона, частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом о закупках (далее для целей данного раздела - конкурентные закупки). Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Помимо этого всем участникам платформы обеспечен долгосрочный гарантированный спрос и по госзакупкам, и в рамках Федерального закона N 223-ФЗ. Это может быть реализовано через СПИКи, офсетные контракты, соглашения о государственно-частном партнерстве и контракты жизненного цикла.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Помимо этого всем участникам платформы обеспечен долгосрочный гарантированный спрос и по госзакупкам, и в рамках Федерального закона N 223-ФЗ. Это может быть реализовано через СПИКи, офсетные контракты, соглашения о государственно-частном партнерстве и контракты жизненного цикла.
Вопрос: Об использовании АНО субсидии, предоставленной из бюджета субъекта РФ; о применении АНО законодательства о закупках отдельными видами юрлиц и о контрактной системе в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 02-08-12/63464)Вместе с тем статья 1 Закона N 223-ФЗ также устанавливает иные случаи, при которых отдельными видами юридических лиц применяется Закон N 223-ФЗ при осуществлении закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой.
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 02-08-12/63464)Вместе с тем статья 1 Закона N 223-ФЗ также устанавливает иные случаи, при которых отдельными видами юридических лиц применяется Закон N 223-ФЗ при осуществлении закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой.
Готовое решение: Какие преференции предоставляются участникам закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Соблюдать ее обязаны только отдельные заказчики. К ним относятся хозяйственные общества, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, за исключением (пп. "л" п. 4 Постановления N 1875):
(КонсультантПлюс, 2025)Соблюдать ее обязаны только отдельные заказчики. К ним относятся хозяйственные общества, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, за исключением (пп. "л" п. 4 Постановления N 1875):
Вопрос: Об осуществлении закупок автономной некоммерческой организацией.
(Письмо Минфина России от 21.06.2024 N 02-12-10/57478)Вместе с тем статья 1 Закона N 223-ФЗ также устанавливает иные случаи, при которых отдельными видами юридических лиц применяется Закон N 223-ФЗ при осуществлении закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой.
(Письмо Минфина России от 21.06.2024 N 02-12-10/57478)Вместе с тем статья 1 Закона N 223-ФЗ также устанавливает иные случаи, при которых отдельными видами юридических лиц применяется Закон N 223-ФЗ при осуществлении закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Требования Закона 223-ФЗ распространяются только на определенные виды юридических лиц - заказчиков; к ним относятся государственные корпорации и государственные компании <1>, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и т.п., государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения и некоторые другие виды юридических лиц.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Требования Закона 223-ФЗ распространяются только на определенные виды юридических лиц - заказчиков; к ним относятся государственные корпорации и государственные компании <1>, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и т.п., государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения и некоторые другие виды юридических лиц.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Среди перечисленных выше категорий юридических лиц из-под действия Закона 223-ФЗ были выведены субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие перечисленные в Законе 223-ФЗ регулируемые виды деятельности, а также их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, которые одновременно:
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Среди перечисленных выше категорий юридических лиц из-под действия Закона 223-ФЗ были выведены субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие перечисленные в Законе 223-ФЗ регулируемые виды деятельности, а также их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, которые одновременно:
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Также представляются преимущества при участии в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (госкомпаниями, субъектами естественных монополий, государственными корпорациями, организациями электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов и др.) на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Также представляются преимущества при участии в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (госкомпаниями, субъектами естественных монополий, государственными корпорациями, организациями электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов и др.) на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352).
Вопрос: О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок НКО, получившими субсидии из бюджета субъекта РФ, и законодательства о закупках отдельными видами юрлиц НКО в форме фондов.
(Письмо Минфина России от 24.04.2025 N 02-08-11/41587)Вместе с тем статья 1 Закона N 223-ФЗ также устанавливает иные случаи, при которых отдельными видами юридических лиц применяется Закон N 223-ФЗ при осуществлении закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой. Таким образом, вопрос о применении конкретным юридическим лицом положений Закона N 223-ФЗ решается исходя из конкретной хозяйственной ситуации и путем соотнесения с основаниями, предусмотренными в Законе N 223-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 24.04.2025 N 02-08-11/41587)Вместе с тем статья 1 Закона N 223-ФЗ также устанавливает иные случаи, при которых отдельными видами юридических лиц применяется Закон N 223-ФЗ при осуществлении закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой. Таким образом, вопрос о применении конкретным юридическим лицом положений Закона N 223-ФЗ решается исходя из конкретной хозяйственной ситуации и путем соотнесения с основаниями, предусмотренными в Законе N 223-ФЗ.
Статья: Выбор оптимального способа закупки для корпоративного заказчика
(Седякин И.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)В соответствии со ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ исчерпывающий перечень случаев проведения закупок у единственного поставщика устанавливается положением о закупке. Как правило, использование заказчиками значительной части указанных в положении о закупке случаев не является на 100% безальтернативным и возможно проведение закупок иными способами, если цели закупочной деятельности могут быть достигнуты более эффективно. Исключениями являются монопольные рынки, прямые указания либо стимулирующие нормы профильных государственных структур, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы, участие в конкурентной процедуре продавца, приобретение определенной недвижимости и иные аналогичные случаи, когда из существа ситуации возможна только закупка у единственного поставщика.
(Седякин И.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)В соответствии со ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ исчерпывающий перечень случаев проведения закупок у единственного поставщика устанавливается положением о закупке. Как правило, использование заказчиками значительной части указанных в положении о закупке случаев не является на 100% безальтернативным и возможно проведение закупок иными способами, если цели закупочной деятельности могут быть достигнуты более эффективно. Исключениями являются монопольные рынки, прямые указания либо стимулирующие нормы профильных государственных структур, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы, участие в конкурентной процедуре продавца, приобретение определенной недвижимости и иные аналогичные случаи, когда из существа ситуации возможна только закупка у единственного поставщика.
Статья: Практические аспекты применения Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 в закупках по Закону N 223-ФЗ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)<7> Как минимум потому, что в соответствии с подп. "б" ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения отнесена законодателем к ограничениям закупок товаров, происходящих из иностранных государств.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)<7> Как минимум потому, что в соответствии с подп. "б" ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения отнесена законодателем к ограничениям закупок товаров, происходящих из иностранных государств.