Мониторинг состояния окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Мониторинг состояния окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.5 "Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, установлено, что истец владеет полигоном захоронения отходов. Истец направлял в адрес ответчика ежегодные отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона и в пределах его воздействия на окружающую среду.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, установлено, что истец владеет полигоном захоронения отходов. Истец направлял в адрес ответчика ежегодные отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 7 ст. 23 Закона об отходах исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 7 ст. 23 Закона об отходах исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 477
(ред. от 02.10.2024)
"Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды"
(вместе с "Положением о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 02.10.2024)
"Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды"
(вместе с "Положением о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Готовое решение: Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого собственник или иное лицо, которое владеет или пользуется данным объектом, проводит мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. Отчет по результатам мониторинга нужно представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов до 15 июня года, следующего за отчетным (п. п. 2, 6, 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2025 N 573).
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого собственник или иное лицо, которое владеет или пользуется данным объектом, проводит мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. Отчет по результатам мониторинга нужно представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов до 15 июня года, следующего за отчетным (п. п. 2, 6, 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2025 N 573).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Состав и структуру документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в качестве которого выступают Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подчиненная ему гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на гидрометеорологические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Состав и структуру документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в качестве которого выступают Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подчиненная ему гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на гидрометеорологические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- не связанные напрямую с водными отношениями - государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, воспроизводства лесов, охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также государственный лесопатологический мониторинг;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- не связанные напрямую с водными отношениями - государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, воспроизводства лесов, охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также государственный лесопатологический мониторинг;
Статья: ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Отсутствуют институты "правомерного вреда экосистемам", "неосторожности потерпевшего". Действующие методики возмещения вреда различаются в подходах к зачету средств, потраченных на возмещение вреда. Существуют коллизии в способах возмещения вреда, а оценка роли государства как собственника природного ресурса, разрешающего его использовать, совершенно не проработана. В последние годы законодательство в сфере экологии меняется весьма активно и в позитивном русле. Но многие системообразующие вопросы, к сожалению, не решены. Например, цель государственного мониторинга состояния окружающей среды не достигнута. Ни природопользователь, ни население, ни государство не знают, в каком реальном состоянии находятся земля, вода, воздух, биосфера. И когда встает вопрос о возмещении вреда, то природопользователя принуждают возмещать вред антропогенно измененной природной системе. А для того чтобы доказать обратное, приходится проводить свое экологическое расследование, искать архивные материалы, заказывать и проводить экспертные исследования, натурные обследования экосистем. Разве приведенные примеры олицетворяют "безрисковость" как неотъемлемый элемент устойчивого развития? Конечно нет! Это создает весьма значимые риски для бизнеса, чья точка зрения на добросовестность и правомерность не совпадает с установками государственного контроля. Несмотря на озвученные проблемы, интеграция ESG-концепции в правовую систему государства будет продолжаться. Альтернативы ESG для бизнеса не существует. Эта концепция позволяет решать не только экологические, финансовые и социальные задачи, но и вырабатывать бизнесу свое видение направлений развития общества. Уверен, что только конструктивный диалог государства и бизнес-сообщества, применяющего критерии ESG, обеспечит реализацию устойчивого развития человеческой цивилизации как части экосистемы планеты Земля.
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Отсутствуют институты "правомерного вреда экосистемам", "неосторожности потерпевшего". Действующие методики возмещения вреда различаются в подходах к зачету средств, потраченных на возмещение вреда. Существуют коллизии в способах возмещения вреда, а оценка роли государства как собственника природного ресурса, разрешающего его использовать, совершенно не проработана. В последние годы законодательство в сфере экологии меняется весьма активно и в позитивном русле. Но многие системообразующие вопросы, к сожалению, не решены. Например, цель государственного мониторинга состояния окружающей среды не достигнута. Ни природопользователь, ни население, ни государство не знают, в каком реальном состоянии находятся земля, вода, воздух, биосфера. И когда встает вопрос о возмещении вреда, то природопользователя принуждают возмещать вред антропогенно измененной природной системе. А для того чтобы доказать обратное, приходится проводить свое экологическое расследование, искать архивные материалы, заказывать и проводить экспертные исследования, натурные обследования экосистем. Разве приведенные примеры олицетворяют "безрисковость" как неотъемлемый элемент устойчивого развития? Конечно нет! Это создает весьма значимые риски для бизнеса, чья точка зрения на добросовестность и правомерность не совпадает с установками государственного контроля. Несмотря на озвученные проблемы, интеграция ESG-концепции в правовую систему государства будет продолжаться. Альтернативы ESG для бизнеса не существует. Эта концепция позволяет решать не только экологические, финансовые и социальные задачи, но и вырабатывать бизнесу свое видение направлений развития общества. Уверен, что только конструктивный диалог государства и бизнес-сообщества, применяющего критерии ESG, обеспечит реализацию устойчивого развития человеческой цивилизации как части экосистемы планеты Земля.
Статья: Право каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации сквозь призму экологических конфликтов
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Концепция устойчивого развития, заключающегося в достижении баланса экономических, экологических и социальных интересов, на сегодняшний день включена в политические и программные документы международного и национального уровня, определяющие вектор развития общества. Однако на сегодняшний день противоречия между экологическими и экономическими интересами общества порождают целую череду конфликтов <8>. Как отмечала М.И. Васильева, в реализации права граждан на благоприятную окружающую среду существуют и внутренние конфликты. Так, очень часто местное население выражает активное несогласие с размещением рядом с местом его проживания полигонов твердых коммунальных отходов или мусоросжигательных заводов, в то время как потребность размещения подобных объектов может иметь гораздо более значимое социальное и экологическое значение <9>. Важно отметить, что причиной такого противодействия является недоверие общества к действиям государства. Люди, проживающие рядом с местом их предполагаемого строительства, обеспокоены, что на самом деле под предлогом возведения таких объектов будет построено нечто другое, что будет оказывать значительное негативное воздействие на окружающую среду и тем самым нарушит ее благоприятное состояние, право на которое гарантировано им Конституцией Российской Федерации. И пока на конкретных примерах создания подобных объектов (к примеру, мусоросжигательных заводов) государство не докажет своим гражданам их безопасность, а также путем публикации сравнительных статистических данных воздействия на окружающую среду не докажет неоспоримую с экологической точки зрения выгоду от принятия такого решения, протесты населения против строительства таких объектов вблизи их жилья будут продолжаться. Такие объекты должны быть построены в строгом соответствии с проектными решениями, функционировать с соблюдением всех технологических процессов, а установленное на них оборудование должно соответствовать самому современному уровню, позволяющему минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Важное значение здесь имеет и обеспечение круглосуточной информационной доступности для населения данных мониторинга состояния окружающей среды вокруг объекта.
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Концепция устойчивого развития, заключающегося в достижении баланса экономических, экологических и социальных интересов, на сегодняшний день включена в политические и программные документы международного и национального уровня, определяющие вектор развития общества. Однако на сегодняшний день противоречия между экологическими и экономическими интересами общества порождают целую череду конфликтов <8>. Как отмечала М.И. Васильева, в реализации права граждан на благоприятную окружающую среду существуют и внутренние конфликты. Так, очень часто местное население выражает активное несогласие с размещением рядом с местом его проживания полигонов твердых коммунальных отходов или мусоросжигательных заводов, в то время как потребность размещения подобных объектов может иметь гораздо более значимое социальное и экологическое значение <9>. Важно отметить, что причиной такого противодействия является недоверие общества к действиям государства. Люди, проживающие рядом с местом их предполагаемого строительства, обеспокоены, что на самом деле под предлогом возведения таких объектов будет построено нечто другое, что будет оказывать значительное негативное воздействие на окружающую среду и тем самым нарушит ее благоприятное состояние, право на которое гарантировано им Конституцией Российской Федерации. И пока на конкретных примерах создания подобных объектов (к примеру, мусоросжигательных заводов) государство не докажет своим гражданам их безопасность, а также путем публикации сравнительных статистических данных воздействия на окружающую среду не докажет неоспоримую с экологической точки зрения выгоду от принятия такого решения, протесты населения против строительства таких объектов вблизи их жилья будут продолжаться. Такие объекты должны быть построены в строгом соответствии с проектными решениями, функционировать с соблюдением всех технологических процессов, а установленное на них оборудование должно соответствовать самому современному уровню, позволяющему минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Важное значение здесь имеет и обеспечение круглосуточной информационной доступности для населения данных мониторинга состояния окружающей среды вокруг объекта.
Статья: Цифровизация экологического мониторинга: правовые аспекты
(Сатаева Т.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В этой связи в 2020 г. Минприроды России утверждена Концепция создания комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации <19>. Планируемая система должна стать единым центром, объединяющим в себе информационные потоки, полученные в результате интеграции ведомственных, территориальных и иных информационных ресурсов.
(Сатаева Т.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В этой связи в 2020 г. Минприроды России утверждена Концепция создания комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации <19>. Планируемая система должна стать единым центром, объединяющим в себе информационные потоки, полученные в результате интеграции ведомственных, территориальных и иных информационных ресурсов.