Мониторинг миграционных процессов
Подборка наиболее важных документов по запросу Мониторинг миграционных процессов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в сфере миграции посредством реализации функции мониторинга правоприменительной практики
(Жеребцов А.Н., Малышев Е.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 7)Мониторинг миграционных процессов не исчерпывается приведенными примерами и в отдельных случаях осуществляется для получения и анализа данных о населении, что также имеет значение для мониторинга миграционной ситуации в стране <11>.
(Жеребцов А.Н., Малышев Е.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 7)Мониторинг миграционных процессов не исчерпывается приведенными примерами и в отдельных случаях осуществляется для получения и анализа данных о населении, что также имеет значение для мониторинга миграционной ситуации в стране <11>.
Статья: Проблемы правового регулирования миграционных процессов в сфере трудовой миграции в Российской Федерации
(Муленко Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- постоянный мониторинг миграционных процессов на государственном уровне с определением основных тенденций по прогнозированию миграционных потоков.
(Муленко Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- постоянный мониторинг миграционных процессов на государственном уровне с определением основных тенденций по прогнозированию миграционных потоков.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 813
(ред. от 21.10.2024)
"Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность"б) автоматизация процессов информационного обеспечения различных миграционных программ и мониторинга их эффективности, автоматизация процессов приема и обработки межведомственных запросов, а также предоставления из соответствующих информационных ресурсов Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о результатах выполнения проверок при оформлении и выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
(ред. от 21.10.2024)
"Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность"б) автоматизация процессов информационного обеспечения различных миграционных программ и мониторинга их эффективности, автоматизация процессов приема и обработки межведомственных запросов, а также предоставления из соответствующих информационных ресурсов Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о результатах выполнения проверок при оформлении и выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 2"9) разработка технологий применения клеточных препаратов для лечения заболеваний человека и животных, включая методы предтрансплантационной подготовки клеточного материала, трансплантации клеток, идентификации, визуализации и мониторинга функций трансплантированных клеток в организме;
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 2"9) разработка технологий применения клеточных препаратов для лечения заболеваний человека и животных, включая методы предтрансплантационной подготовки клеточного материала, трансплантации клеток, идентификации, визуализации и мониторинга функций трансплантированных клеток в организме;
Статья: Направления совершенствования защиты прав иностранных граждан в современной России
(Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что защита прав мигрантов является показателем зрелости гражданского общества. Принимаемые нормативно-правовые акты неизменно оказывают большое влияние на урегулирование процесса миграции. Но, к сожалению, многие из них принимаются без учета юридической техники и зачастую противоречат друг другу. Поэтому необходима система мониторинга состояния правовой системы.
(Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что защита прав мигрантов является показателем зрелости гражданского общества. Принимаемые нормативно-правовые акты неизменно оказывают большое влияние на урегулирование процесса миграции. Но, к сожалению, многие из них принимаются без учета юридической техники и зачастую противоречат друг другу. Поэтому необходима система мониторинга состояния правовой системы.
Статья: Правовое регулирование вынужденной миграции на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития
(Егорова Е.Н., Гукепшев А.А.)
("Миграционное право", 2023, N 2)СГ является наиболее продвинутым с точки зрения уровня интеграции объединением на постсоветском пространстве. Приоритетными направлениями деятельности СГ, согласно п. 2 ст. 2 Договора "О создании Союзного государства", выступают экономическая и социальная сферы. К исключительному ведению СГ относятся вопросы пограничной политики, к совместному ведению - взаимодействие в международном сотрудничестве по пограничным вопросам, согласованная социальная политика, включающая в себя вопросы миграции <16>. В ноябре 2021 г. была принята Концепция миграционной политики СГ, которая выделяет в качестве приоритетных такие направления, как: сближение законодательства государств-участников по исполнению международно-правовых обязательств в области защиты лиц, ищущих убежище на территориях государств-участников, и практики его применения; согласование действий по формированию институтов и созданию механизмов социальной и культурной адаптации граждан третьих стран; согласование политики в части предоставления статуса беженца и иных форм международной защиты гражданам третьих стран на территориях государств-участников; проведение согласованной политики по противодействию незаконной миграции, борьбе с противоправными деяниями в сфере миграции; организация обмена информацией о беженцах и гражданах третьих стран, ищущих убежище на территориях государств-участников, и некоторые другие смежные направления. Механизмами реализации миграционной политики СГ являются в том числе гармонизация и унификация нормативных правовых актов государств-участников, принятие актов органов СГ в сфере миграции, разработка и реализация совместных программ, создание и развитие общих информационных систем в сфере миграции, мониторинг, анализ и прогнозирование миграционной ситуации <17>. Концепция направлена на формирование в СГ единого миграционного пространства <18>. Под последним можно понимать "пространство территорий Республики Беларусь и Российской Федерации, в рамках которого проводится согласованная миграционная политика, обеспечивающая гражданам свободу передвижения, выбора места жительства и пребывания, действуют гармонизированные правовые нормы в области миграции, функционируют единые механизмы контроля и регулирования миграционных процессов, используется единая информационная инфраструктура". Одним из элементов этого пространства должно стать гармонизированное законодательство, регулирующее предоставление статуса беженца или других форм международной защиты, а также межправительственное соглашение об обмене информацией о беженцах и лицах, ищущих убежище, что предполагает наличие единого правового подхода участников СГ к данным категориям лиц <19>.
(Егорова Е.Н., Гукепшев А.А.)
("Миграционное право", 2023, N 2)СГ является наиболее продвинутым с точки зрения уровня интеграции объединением на постсоветском пространстве. Приоритетными направлениями деятельности СГ, согласно п. 2 ст. 2 Договора "О создании Союзного государства", выступают экономическая и социальная сферы. К исключительному ведению СГ относятся вопросы пограничной политики, к совместному ведению - взаимодействие в международном сотрудничестве по пограничным вопросам, согласованная социальная политика, включающая в себя вопросы миграции <16>. В ноябре 2021 г. была принята Концепция миграционной политики СГ, которая выделяет в качестве приоритетных такие направления, как: сближение законодательства государств-участников по исполнению международно-правовых обязательств в области защиты лиц, ищущих убежище на территориях государств-участников, и практики его применения; согласование действий по формированию институтов и созданию механизмов социальной и культурной адаптации граждан третьих стран; согласование политики в части предоставления статуса беженца и иных форм международной защиты гражданам третьих стран на территориях государств-участников; проведение согласованной политики по противодействию незаконной миграции, борьбе с противоправными деяниями в сфере миграции; организация обмена информацией о беженцах и гражданах третьих стран, ищущих убежище на территориях государств-участников, и некоторые другие смежные направления. Механизмами реализации миграционной политики СГ являются в том числе гармонизация и унификация нормативных правовых актов государств-участников, принятие актов органов СГ в сфере миграции, разработка и реализация совместных программ, создание и развитие общих информационных систем в сфере миграции, мониторинг, анализ и прогнозирование миграционной ситуации <17>. Концепция направлена на формирование в СГ единого миграционного пространства <18>. Под последним можно понимать "пространство территорий Республики Беларусь и Российской Федерации, в рамках которого проводится согласованная миграционная политика, обеспечивающая гражданам свободу передвижения, выбора места жительства и пребывания, действуют гармонизированные правовые нормы в области миграции, функционируют единые механизмы контроля и регулирования миграционных процессов, используется единая информационная инфраструктура". Одним из элементов этого пространства должно стать гармонизированное законодательство, регулирующее предоставление статуса беженца или других форм международной защиты, а также межправительственное соглашение об обмене информацией о беженцах и лицах, ищущих убежище, что предполагает наличие единого правового подхода участников СГ к данным категориям лиц <19>.
Статья: Влияние государственной (национальной) миграционной политики на процесс обеспечения экономической безопасности в реалиях современной России
(Анищенко А.В.)
("Миграционное право", 2022, N 4)На основании этого видоизменяется и конъюнктура, а также ключевой курс государственной миграционной политики. Такая закономерность должна учитывать все негативные и позитивные стороны миграции через призму правильного восприятия ценностей данного института, который призван служить принципу сближения государств и ассимиляции народов при условии соблюдения понятных всем ценностей, основных конституционных прав и свобод человека ценностных ориентиров и интересов России, а также зарубежных партнеров <1>. При этом важную роль в оптимизации государственной политики и в повышении эффективности деятельности органов государственной власти при обеспечении экономической безопасности страны играет организация масштабного или глобального мониторинга состояния миграционной сферы в целях:
(Анищенко А.В.)
("Миграционное право", 2022, N 4)На основании этого видоизменяется и конъюнктура, а также ключевой курс государственной миграционной политики. Такая закономерность должна учитывать все негативные и позитивные стороны миграции через призму правильного восприятия ценностей данного института, который призван служить принципу сближения государств и ассимиляции народов при условии соблюдения понятных всем ценностей, основных конституционных прав и свобод человека ценностных ориентиров и интересов России, а также зарубежных партнеров <1>. При этом важную роль в оптимизации государственной политики и в повышении эффективности деятельности органов государственной власти при обеспечении экономической безопасности страны играет организация масштабного или глобального мониторинга состояния миграционной сферы в целях:
Статья: О необходимости дальнейшего выстраивания государственной стратегии Российской Федерации в отношении вынужденных мигрантов
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Развитие механизмов этой защиты будет продолжено с учетом международно-правовых обязательств Российской Федерации при приоритетности соблюдения интересов собственных граждан. При этом будут предприняты все необходимые меры к всестороннему обеспечению готовности органов государственной власти к действиям в случае экстренного массового прибытия иностранных граждан в Российскую Федерацию, оказанию всем категориям вынужденных мигрантов содействия в их социальной и культурной адаптации в российское принимающее сообщество, разработке дополнительных инструментов регулирования процессов миграции с учетом ситуации, складывающейся в странах исхода вынужденных мигрантов.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Развитие механизмов этой защиты будет продолжено с учетом международно-правовых обязательств Российской Федерации при приоритетности соблюдения интересов собственных граждан. При этом будут предприняты все необходимые меры к всестороннему обеспечению готовности органов государственной власти к действиям в случае экстренного массового прибытия иностранных граждан в Российскую Федерацию, оказанию всем категориям вынужденных мигрантов содействия в их социальной и культурной адаптации в российское принимающее сообщество, разработке дополнительных инструментов регулирования процессов миграции с учетом ситуации, складывающейся в странах исхода вынужденных мигрантов.
Статья: Угрозы национальной безопасности, возникающие в современных миграционных процессах, и механизм административно-правового обеспечения противодействия им
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Между тем Концепция миграционной политики не содержит конкретного перечня рисков и угроз национальной безопасности в сфере миграции, что является ее явным недостатком как документа стратегического планирования. В ней отражены лишь некоторые риски, которые связаны с миграционными процессами. В частности, в Концепции закреплена такая угроза национальной безопасности России, как возможность проникновения из стран Ближнего Востока и Северной Африки криминальных, террористических и экстремистских структур.
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Между тем Концепция миграционной политики не содержит конкретного перечня рисков и угроз национальной безопасности в сфере миграции, что является ее явным недостатком как документа стратегического планирования. В ней отражены лишь некоторые риски, которые связаны с миграционными процессами. В частности, в Концепции закреплена такая угроза национальной безопасности России, как возможность проникновения из стран Ближнего Востока и Северной Африки криминальных, террористических и экстремистских структур.
Статья: Миграционный контроль в Российской Федерации: новеллы законодательства и особенности развития правоприменительной практики
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Создание цифрового профиля позволяет улучшить управление миграционными процессами, повысить уровень безопасности, а также упростить доступ мигрантов к различным услугам и обеспечить механизм защиты прав. Таким образом, следует полагать, что развитие данного направления может способствовать более эффективному мониторингу и анализу миграционных потоков, а также оперативному поиску мигрантов правоохранительными органами.
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Создание цифрового профиля позволяет улучшить управление миграционными процессами, повысить уровень безопасности, а также упростить доступ мигрантов к различным услугам и обеспечить механизм защиты прав. Таким образом, следует полагать, что развитие данного направления может способствовать более эффективному мониторингу и анализу миграционных потоков, а также оперативному поиску мигрантов правоохранительными органами.
Статья: Мониторинг правоприменения - основа правообразования в сфере обеспечения миграционной безопасности
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2022, N 2)<1> Уваров А.Н. О принципах мониторинга правоприменения // Мониторинг правоприменения. 2022. N 1. С. 58.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2022, N 2)<1> Уваров А.Н. О принципах мониторинга правоприменения // Мониторинг правоприменения. 2022. N 1. С. 58.
Статья: Категория полезности в городском праве: к вопросу о практической значимости результатов деятельности городской власти
(Таболин В.В., Таболин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)<10> Подробнее: Упоров И.В. Урбанизация российских городов в контексте миграционных процессов // Градостроительное право. 2021. N 1. С. 45 - 48; Мкртчян Н.В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. N 1. С. 225 - 242.
(Таболин В.В., Таболин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)<10> Подробнее: Упоров И.В. Урбанизация российских городов в контексте миграционных процессов // Градостроительное право. 2021. N 1. С. 45 - 48; Мкртчян Н.В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. N 1. С. 225 - 242.
Статья: Правовые и организационные основы сотрудничества Российской Федерации с Международной организацией по миграции: проблемы и пути совершенствования
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)мониторинг миграционной ситуации и практики применения миграционного законодательства на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства;
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)мониторинг миграционной ситуации и практики применения миграционного законодательства на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства;
Статья: Миграция, политика и преступность в России: современные тенденции
(Чирков Д.К., Литвинов А.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Мониторинг состояния преступности в среде мигрантов указывает на необходимость дальнейшего усиления контроля за миграционными процессами, обеспечения неотвратимости ответственности за организацию нелегальной миграции, совершенствования институтов защиты безопасности государства.
(Чирков Д.К., Литвинов А.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Мониторинг состояния преступности в среде мигрантов указывает на необходимость дальнейшего усиления контроля за миграционными процессами, обеспечения неотвратимости ответственности за организацию нелегальной миграции, совершенствования институтов защиты безопасности государства.