Мониторинг атмосферного воздуха
Подборка наиболее важных документов по запросу Мониторинг атмосферного воздуха (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о совершенствовании правового механизма предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)- осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха;
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)- осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха;
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха Арктической зоны показал, что в большинстве городов среднегодовые концентрации взвешенных веществ ниже ПДК.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха Арктической зоны показал, что в большинстве городов среднегодовые концентрации взвешенных веществ ниже ПДК.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха
<Письмо> Росприроднадзора от 06.07.2022 N РН-09-03-31/22285
"Об осуществлении мониторинга атмосферного воздуха"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"Об осуществлении мониторинга атмосферного воздуха"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Продолжена работа по созданию региональных систем мониторинга атмосферного воздуха. В Нижегородской области установлены посты в Нижнем Новгороде, Кстово, Бору, Богородске, планируется закупка еще 40 аналогичных станций. В Рязанской области в результате налаженной по мерам реагирования системы мониторинга удалось зафиксировать факты значительного загрязнения воздуха, в связи с чем по материалам, направленным прокуратурой в правоохранительные органы, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха).
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Продолжена работа по созданию региональных систем мониторинга атмосферного воздуха. В Нижегородской области установлены посты в Нижнем Новгороде, Кстово, Бору, Богородске, планируется закупка еще 40 аналогичных станций. В Рязанской области в результате налаженной по мерам реагирования системы мониторинга удалось зафиксировать факты значительного загрязнения воздуха, в связи с чем по материалам, направленным прокуратурой в правоохранительные органы, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха).
Статья: Экологический паспорт поднадзорной территории как один из способов обобщения сведений о состоянии законности
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)В раздел о состоянии атмосферного воздуха подлежит включению информация о городах с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы с разбивкой по веществам и объектам загрязнения (ежегодные региональные доклады о состоянии окружающей среды, результаты сводных расчетов по городам); системе и постах мониторинга состояния атмосферного воздуха (региональные органы власти, органы местного самоуправления, Росгидромет); мероприятиях по снижению выбросов с теплоисточников (схемы теплоснабжения населенных пунктов, инвестиционные программы теплоснабжающих организаций).
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)В раздел о состоянии атмосферного воздуха подлежит включению информация о городах с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы с разбивкой по веществам и объектам загрязнения (ежегодные региональные доклады о состоянии окружающей среды, результаты сводных расчетов по городам); системе и постах мониторинга состояния атмосферного воздуха (региональные органы власти, органы местного самоуправления, Росгидромет); мероприятиях по снижению выбросов с теплоисточников (схемы теплоснабжения населенных пунктов, инвестиционные программы теплоснабжающих организаций).
Статья: Экологический мониторинг: проблемы правового регулирования и пути решения
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Исследование состояния правового регулирования организации и осуществления мониторинга окружающей среды позволяет обозначить ряд следующих проблемных вопросов: 1) отсутствие законодательной нормы-дефиниции понятия "экологический мониторинг" приводит к формированию в региональной правотворческой практике разных подходов к определению содержания экологического мониторинга в целом и локального экологического мониторинга в частности; 2) отсутствие в федеральном экологическом законодательстве определения порядка и пределов участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного экологического мониторинга существенно ограничивает их возможности по реализации указанных полномочий; 3) отсутствие единого подхода к проведению государственного экологического мониторинга в рамках подсистем Единой системы государственного экологического мониторинга (далее - ЕСГЭМ) приводит к снижению качества получаемой в процессе осуществления мониторинга экологической информации; 4) проблемы правового регулирования осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха затрудняют полноценное функционирование этого мониторинга как самостоятельной подсистемы ЕСГЭМ; 5) неэффективность системы мониторинга окружающей среды Арктики препятствует решению задачи по обеспечению охраны уникальных экосистем данного региона; 6) отсутствие комплексной информационной системы экологического мониторинга, обеспечивающей получение сведений на федеральном, территориальном и локальном уровнях, приводит к невозможности всестороннего и своевременного информирования заинтересованных потребителей о состоянии окружающей среды, ее изменении.
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Исследование состояния правового регулирования организации и осуществления мониторинга окружающей среды позволяет обозначить ряд следующих проблемных вопросов: 1) отсутствие законодательной нормы-дефиниции понятия "экологический мониторинг" приводит к формированию в региональной правотворческой практике разных подходов к определению содержания экологического мониторинга в целом и локального экологического мониторинга в частности; 2) отсутствие в федеральном экологическом законодательстве определения порядка и пределов участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного экологического мониторинга существенно ограничивает их возможности по реализации указанных полномочий; 3) отсутствие единого подхода к проведению государственного экологического мониторинга в рамках подсистем Единой системы государственного экологического мониторинга (далее - ЕСГЭМ) приводит к снижению качества получаемой в процессе осуществления мониторинга экологической информации; 4) проблемы правового регулирования осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха затрудняют полноценное функционирование этого мониторинга как самостоятельной подсистемы ЕСГЭМ; 5) неэффективность системы мониторинга окружающей среды Арктики препятствует решению задачи по обеспечению охраны уникальных экосистем данного региона; 6) отсутствие комплексной информационной системы экологического мониторинга, обеспечивающей получение сведений на федеральном, территориальном и локальном уровнях, приводит к невозможности всестороннего и своевременного информирования заинтересованных потребителей о состоянии окружающей среды, ее изменении.
Статья: Обеспечение химической и биологической безопасности - важнейший компонент системы национальной безопасности Российской Федерации
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- организация мониторинга атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах РФ с населением свыше 100 тыс. человек, а также контроль за содержанием взвешенных частиц (PM10, PM2,5), стойких органических загрязняющих веществ и биологических агентов в окружающей среде;
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- организация мониторинга атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах РФ с населением свыше 100 тыс. человек, а также контроль за содержанием взвешенных частиц (PM10, PM2,5), стойких органических загрязняющих веществ и биологических агентов в окружающей среде;
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N 4-ОС
(КонсультантПлюс, 2025)на мероприятия по охране здоровья, улучшению условий труда и повышению требований по технике безопасности, реализованные по техническим соображениям, но дающие положительный экологический эффект. К ним относятся мониторинг и инструментальные измерения качества атмосферного воздуха, почвы, уровня шума, вибрации на границе санитарно-защитных зон и т.д.;
(КонсультантПлюс, 2025)на мероприятия по охране здоровья, улучшению условий труда и повышению требований по технике безопасности, реализованные по техническим соображениям, но дающие положительный экологический эффект. К ним относятся мониторинг и инструментальные измерения качества атмосферного воздуха, почвы, уровня шума, вибрации на границе санитарно-защитных зон и т.д.;
Статья: О законодательных основах реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" (положения de lege lata и предложения de lege ferenda)
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)<25> Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2019 г. N 1806 "О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита". URL: http://pravo.gov.ru.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)<25> Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2019 г. N 1806 "О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита". URL: http://pravo.gov.ru.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- не связанные напрямую с водными отношениями - государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, воспроизводства лесов, охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также государственный лесопатологический мониторинг;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- не связанные напрямую с водными отношениями - государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, воспроизводства лесов, охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также государственный лесопатологический мониторинг;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)167) организации и осуществления мероприятий по охране атмосферного воздуха, участия в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)167) организации и осуществления мероприятий по охране атмосферного воздуха, участия в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
Статья: Квотирование выбросов как способ снижения негативного воздействия на атмосферный воздух: проблемы реализации экспериментального правового режима
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Можно привести и еще один пример. В частности, до завершения отведенного на апробацию экспериментального режима сроки были упразднены полномочия органов государственной власти по установлению порядка создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента, определению требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха <13>, и др.
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Можно привести и еще один пример. В частности, до завершения отведенного на апробацию экспериментального режима сроки были упразднены полномочия органов государственной власти по установлению порядка создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента, определению требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха <13>, и др.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.