Монетизация льгот для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Монетизация льгот для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оптимизация расходных обязательств субъектов РФ в социальной сфере: возможности и перспективы
(Киреева А.В.)
("Административное право и процесс", 2018, N 6)Третьим способом восстановления ранее отмененных федеральных мандатов стала практика высших судов. На протяжении последних 14 лет имел место ряд случаев, когда суды, вставая на сторону льготника, обжалующего нормы закона, изменяющего форму предоставляемой ему социальной поддержки, фактически обязывали регионы к продолжению финансирования ранее отмененных ими льгот. Так, до монетизации полномочие по обеспечению жильем инвалидов не было четко разграничено между уровнями бюджетной системы <15>. В процессе реформы обязательства по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет до 2005 г., были возложены на федеральный бюджет (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Однако Законом не был определен порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет после 2005 г.: ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов содержит отсылку к ЖК РФ, на основании которого инвалиды должны обеспечиваться жильем. ЖК РФ, в свою очередь, не определяет уровень бюджетной системы, ответственный за финансирование жилищных обязательств перед инвалидами. В результате ВС РФ принял решение о том, что это полномочие относится к числу региональных, поскольку за регионами закреплено общее полномочие по социальной поддержке инвалидов, частью которого, по мнению Суда, является и обеспечение жильем (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016). В иных решениях ВС РФ за 2016 - 1017 гг. также встречаются ссылки на то, что районные суды удовлетворяют требования инвалидов и семей, имеющих ребенка-инвалида, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, за счет муниципального образования. Вопрос о выделении муниципалитету ассигнований из регионального бюджета в недостаточном для удовлетворения исковых требований объеме судами, как правило, не принимается во внимание. Суды исходят из того, что реализация прав инвалида на жилье не поставлена в зависимость от межбюджетных отношений. Ссылки в решениях ВС РФ на факты удовлетворения районными судами требований льготников (в части внеочередного обеспечения жильем) встречается в самых различных регионах (Самара, Омск, Тыва и проч.). Примером служат Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 309-ЭС16-20165 по делу N А76-4094/2016; Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772 по делу N А09-8245/2014; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016); Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2017 N 306-ЭС17-13435 по делу N А55-7801/2016; Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 304-ЭС17-12637 по делу N А46-10094/2016; Определение Верховного Суда РФ от 04.09.2017 N 302-ЭС17-11358 по делу N А69-2404/2016 и др.
(Киреева А.В.)
("Административное право и процесс", 2018, N 6)Третьим способом восстановления ранее отмененных федеральных мандатов стала практика высших судов. На протяжении последних 14 лет имел место ряд случаев, когда суды, вставая на сторону льготника, обжалующего нормы закона, изменяющего форму предоставляемой ему социальной поддержки, фактически обязывали регионы к продолжению финансирования ранее отмененных ими льгот. Так, до монетизации полномочие по обеспечению жильем инвалидов не было четко разграничено между уровнями бюджетной системы <15>. В процессе реформы обязательства по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет до 2005 г., были возложены на федеральный бюджет (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Однако Законом не был определен порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет после 2005 г.: ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов содержит отсылку к ЖК РФ, на основании которого инвалиды должны обеспечиваться жильем. ЖК РФ, в свою очередь, не определяет уровень бюджетной системы, ответственный за финансирование жилищных обязательств перед инвалидами. В результате ВС РФ принял решение о том, что это полномочие относится к числу региональных, поскольку за регионами закреплено общее полномочие по социальной поддержке инвалидов, частью которого, по мнению Суда, является и обеспечение жильем (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016). В иных решениях ВС РФ за 2016 - 1017 гг. также встречаются ссылки на то, что районные суды удовлетворяют требования инвалидов и семей, имеющих ребенка-инвалида, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, за счет муниципального образования. Вопрос о выделении муниципалитету ассигнований из регионального бюджета в недостаточном для удовлетворения исковых требований объеме судами, как правило, не принимается во внимание. Суды исходят из того, что реализация прав инвалида на жилье не поставлена в зависимость от межбюджетных отношений. Ссылки в решениях ВС РФ на факты удовлетворения районными судами требований льготников (в части внеочередного обеспечения жильем) встречается в самых различных регионах (Самара, Омск, Тыва и проч.). Примером служат Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 309-ЭС16-20165 по делу N А76-4094/2016; Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772 по делу N А09-8245/2014; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016); Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2017 N 306-ЭС17-13435 по делу N А55-7801/2016; Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 304-ЭС17-12637 по делу N А46-10094/2016; Определение Верховного Суда РФ от 04.09.2017 N 302-ЭС17-11358 по делу N А69-2404/2016 и др.
"Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография"
(Азарова Е.Г.)
("КОНТРАКТ", 2012)Несмотря на, казалось бы, усилившееся внимание к правам инвалидов, после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О монетизации льгот" дети-инвалиды лишились многих прав, а соблюдения оставшихся приходится добиваться через суд, как, например, о признании ребенка инвалидом, о предоставлении ему 50%-ной льготы по оплате услуг ЖКХ, выдаче бесплатных лекарств и т.д. Их права на бесплатный проезд в городском транспорте, льготный проезд междугородним транспортом, обеспечение транспортом, изготовление и ремонт протезов, установку телефона, 50%-ную оплату телефона были заменены ежемесячными денежными выплатами небольших размеров, не компенсирующих утраченных льгот.
(Азарова Е.Г.)
("КОНТРАКТ", 2012)Несмотря на, казалось бы, усилившееся внимание к правам инвалидов, после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О монетизации льгот" дети-инвалиды лишились многих прав, а соблюдения оставшихся приходится добиваться через суд, как, например, о признании ребенка инвалидом, о предоставлении ему 50%-ной льготы по оплате услуг ЖКХ, выдаче бесплатных лекарств и т.д. Их права на бесплатный проезд в городском транспорте, льготный проезд междугородним транспортом, обеспечение транспортом, изготовление и ремонт протезов, установку телефона, 50%-ную оплату телефона были заменены ежемесячными денежными выплатами небольших размеров, не компенсирующих утраченных льгот.
Нормативные акты
<Обзор судебной практики Экономического суда СНГ по делам о толковании межгосударственных соглашений о гарантиях социально-экономических прав различных категорий граждан государств-участников СНГ за период с 1994 по 2011 годы>
(Подготовлен Экономическим Судом СНГ)Например, с учетом монетизации льгот в государствах-участниках СНГ некоторые льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, предусмотренные Соглашением от 12 марта 1993 года и Соглашением от 15 апреля 1994 года, были заменены денежной компенсацией. Затруднения в применении на практике указанных соглашений возникают в связи с различными подходами к регулированию одних и тех же отношений в международных договорах, с одной стороны, и в национальном законодательстве, с другой.
(Подготовлен Экономическим Судом СНГ)Например, с учетом монетизации льгот в государствах-участниках СНГ некоторые льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, предусмотренные Соглашением от 12 марта 1993 года и Соглашением от 15 апреля 1994 года, были заменены денежной компенсацией. Затруднения в применении на практике указанных соглашений возникают в связи с различными подходами к регулированию одних и тех же отношений в международных договорах, с одной стороны, и в национальном законодательстве, с другой.
Решение Совета глав правительств СНГ
"Об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010)Реформирование системы социальной защиты ветеранов войн в государствах-участниках СНГ имеет свои особенности. В Республике Казахстан радикальные социальные реформы были проведены в конце 90-х годов XX века по схеме монетизации. Об их эффективности свидетельствовало существенное уменьшение потребления коммунальных услуг за счет того, что граждане научились экономить, избавились от иждивенческого отношения к потреблению услуг, которые раньше оплачивались по льготным тарифам. В Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Молдова, Республике Узбекистан ветеранам войн стали выплачиваться денежные компенсации. С принятием нового закона о социальных льготах в Республике Беларусь растет число получателей адресной социальной помощи, сохранены основные льготы и гарантии для участников и инвалидов войн, родителей погибших. В Российской Федерации проведена монетизация социальных льгот (замена денежными выплатами). Система государственной социальной поддержки в виде ежемесячных выплат и предоставления набора социальных услуг, введенная с 2005 года, предусматривает предоставление права ветеранам и инвалидам отказаться полностью или частично от набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте) и получить вместо этого соответствующую денежную часть единого денежного вознаграждения.
"Об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010)Реформирование системы социальной защиты ветеранов войн в государствах-участниках СНГ имеет свои особенности. В Республике Казахстан радикальные социальные реформы были проведены в конце 90-х годов XX века по схеме монетизации. Об их эффективности свидетельствовало существенное уменьшение потребления коммунальных услуг за счет того, что граждане научились экономить, избавились от иждивенческого отношения к потреблению услуг, которые раньше оплачивались по льготным тарифам. В Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Молдова, Республике Узбекистан ветеранам войн стали выплачиваться денежные компенсации. С принятием нового закона о социальных льготах в Республике Беларусь растет число получателей адресной социальной помощи, сохранены основные льготы и гарантии для участников и инвалидов войн, родителей погибших. В Российской Федерации проведена монетизация социальных льгот (замена денежными выплатами). Система государственной социальной поддержки в виде ежемесячных выплат и предоставления набора социальных услуг, введенная с 2005 года, предусматривает предоставление права ветеранам и инвалидам отказаться полностью или частично от набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте) и получить вместо этого соответствующую денежную часть единого денежного вознаграждения.
Статья: Рассмотрение дел о бесплатном предоставлении земельных участков
(Ефимов А.Ф.)
("Юридическая литература", 2006)Признавая возможность предоставления бесплатно гражданам в собственность земельных участков, Земельный кодекс Российской Федерации в то же время не предусмотрел права льготных категорий граждан и условия реализации ими права на земельный участок. Эта задача должна решаться отдельными федеральными законами и законами субъектов Федерации. К моменту принятия нового Земельного кодекса только на федеральном уровне насчитывались десятки законов, содержащих различного рода льготы, в том числе и в отношении предоставления земельных участков. Среди них - Федеральные законы "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих". Однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, известного как "Закон о монетизации льгот", эти льготы для многих категорий граждан оказались упраздненными. В частности, в новой редакции Закон "О ветеранах" не содержит льгот по бесплатному предоставлению земельных участков инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства. Такая же судьба постигла и Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ст. 17 которого, посвященная льготам в отношении бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, признана утратившей силу.
(Ефимов А.Ф.)
("Юридическая литература", 2006)Признавая возможность предоставления бесплатно гражданам в собственность земельных участков, Земельный кодекс Российской Федерации в то же время не предусмотрел права льготных категорий граждан и условия реализации ими права на земельный участок. Эта задача должна решаться отдельными федеральными законами и законами субъектов Федерации. К моменту принятия нового Земельного кодекса только на федеральном уровне насчитывались десятки законов, содержащих различного рода льготы, в том числе и в отношении предоставления земельных участков. Среди них - Федеральные законы "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих". Однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, известного как "Закон о монетизации льгот", эти льготы для многих категорий граждан оказались упраздненными. В частности, в новой редакции Закон "О ветеранах" не содержит льгот по бесплатному предоставлению земельных участков инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства. Такая же судьба постигла и Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ст. 17 которого, посвященная льготам в отношении бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, признана утратившей силу.
Статья: Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации
(Гусева Т.С.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 1)Положения различных нормативных актов противоречивы и позволяют усомниться в том, что "в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства" (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). Наряду с введением материнского (семейного) капитала, регулярной индексацией размеров пособий для граждан, имеющих детей, установлением компенсационных выплат части средств, потраченных на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, был принят ряд спорных законодательных решений: перевод ежемесячных пособий на ребенка до 16 лет (учащегося - до 18 лет) на региональный уровень, отмена льгот детям-инвалидам в ходе "монетизации льгот", увеличение периода исчисления среднего заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с 12 до 24 месяцев (что приведет к значительному сокращению размера пособия).
(Гусева Т.С.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 1)Положения различных нормативных актов противоречивы и позволяют усомниться в том, что "в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства" (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). Наряду с введением материнского (семейного) капитала, регулярной индексацией размеров пособий для граждан, имеющих детей, установлением компенсационных выплат части средств, потраченных на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, был принят ряд спорных законодательных решений: перевод ежемесячных пособий на ребенка до 16 лет (учащегося - до 18 лет) на региональный уровень, отмена льгот детям-инвалидам в ходе "монетизации льгот", увеличение периода исчисления среднего заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с 12 до 24 месяцев (что приведет к значительному сокращению размера пособия).
"Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина"
(Бессарабов В.Г., Кашаев К.А.)
("Городец", 2007)Нередко допускаются факты ненадлежащего исполнения требований названного Закона о недопустимости уменьшения совокупного объема льгот и выплат, предоставленных отдельным категориям граждан в натуральной форме до 31 декабря 2004 г., а также ухудшения условий их предоставления. За период действия этого Закона в органы прокуратуры субъектов Федерации поступило 7497 обращений граждан различных категорий по вопросам, связанным с монетизацией льгот. Жалобы инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны связаны с необоснованными отказами органов социальной защиты населения в выплате компенсации вместо путевок в санаторно-курортные организации; работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности - с непредоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; пенсионеров - с неполучением лекарственных препаратов по бесплатным рецептам; с несвоевременными выплатами ежемесячных денежных пособий; с отказами отдельных транспортных предприятий в предоставлении права бесплатного проезда льготным категориям граждан. Основное количество обращений граждан в органы прокуратуры связано с необходимостью получения разъяснений федерального и регионального законодательства о социальной защите населения.
(Бессарабов В.Г., Кашаев К.А.)
("Городец", 2007)Нередко допускаются факты ненадлежащего исполнения требований названного Закона о недопустимости уменьшения совокупного объема льгот и выплат, предоставленных отдельным категориям граждан в натуральной форме до 31 декабря 2004 г., а также ухудшения условий их предоставления. За период действия этого Закона в органы прокуратуры субъектов Федерации поступило 7497 обращений граждан различных категорий по вопросам, связанным с монетизацией льгот. Жалобы инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны связаны с необоснованными отказами органов социальной защиты населения в выплате компенсации вместо путевок в санаторно-курортные организации; работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности - с непредоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; пенсионеров - с неполучением лекарственных препаратов по бесплатным рецептам; с несвоевременными выплатами ежемесячных денежных пособий; с отказами отдельных транспортных предприятий в предоставлении права бесплатного проезда льготным категориям граждан. Основное количество обращений граждан в органы прокуратуры связано с необходимостью получения разъяснений федерального и регионального законодательства о социальной защите населения.
Статья: Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования
(Свинцов А.А., Радуто В.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2006, N 4)Именно в этот период нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов" подверглись наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие "реабилитация инвалидов" <14>, расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначилась пробельность в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот <15>.
(Свинцов А.А., Радуто В.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2006, N 4)Именно в этот период нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов" подверглись наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие "реабилитация инвалидов" <14>, расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначилась пробельность в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот <15>.
Статья: Фонд содействия реформе
(Ермолаева Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 8)6. Шестое условие должны выполнить те субъекты РФ, которые будут обращаться за финансированием в Фонд после 1 января 2009 г.: они обязаны издать нормативные правовые акты, предусматривающие не позднее 1 января 2010 г. предоставление установленных федеральными и региональными законами мер социальной поддержки гражданам (например, инвалидам, ветеранам) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления на банковские счета граждан). Минрегион уведомил, что только в восьми субъектах РФ суммы льгот по оплате коммунальных услуг предоставлялись получателям в денежной форме (на 1 апреля 2007 г.). По сообщениям в СМИ, к работе по монетизации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг присоединяется Минздравсоцразвития. Опыт, накопленный в восьми субъектах РФ, планируется проанализировать, также предполагается провести эксперименты еще в ряде регионов, а затем принять соответствующий федеральный закон. Чиновники уже осенью должны представить предложения Правительству, а повсеместная монетизация льгот прогнозируется не ранее 2010 г. Получается, что субъекты, которые захотят получить финансирование из Фонда, к этому моменту уже введут подобную систему в действие и по праву станут "двигателями" реформы ЖКХ. Отметим особо: если какой-либо субъект РФ не подаст заявку в Фонд до 1 января 2011 г., то его лимит будет распределен другим субъектам РФ. Вместе с тем не исключено, что Закон о Фонде будет поправлен, если реформирование ЖКХ не наберет те обороты, на которые рассчитывают власти. Уже сейчас некоторые эксперты высказывают опасения, что мало кто сможет воспользоваться средствами Фонда ввиду жестких требований. Однако это не смущает разработчиков Закона: свободные средства допускается вкладывать в ценные бумаги, а значит, в будущем сумма финансирования увеличится.
(Ермолаева Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 8)6. Шестое условие должны выполнить те субъекты РФ, которые будут обращаться за финансированием в Фонд после 1 января 2009 г.: они обязаны издать нормативные правовые акты, предусматривающие не позднее 1 января 2010 г. предоставление установленных федеральными и региональными законами мер социальной поддержки гражданам (например, инвалидам, ветеранам) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления на банковские счета граждан). Минрегион уведомил, что только в восьми субъектах РФ суммы льгот по оплате коммунальных услуг предоставлялись получателям в денежной форме (на 1 апреля 2007 г.). По сообщениям в СМИ, к работе по монетизации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг присоединяется Минздравсоцразвития. Опыт, накопленный в восьми субъектах РФ, планируется проанализировать, также предполагается провести эксперименты еще в ряде регионов, а затем принять соответствующий федеральный закон. Чиновники уже осенью должны представить предложения Правительству, а повсеместная монетизация льгот прогнозируется не ранее 2010 г. Получается, что субъекты, которые захотят получить финансирование из Фонда, к этому моменту уже введут подобную систему в действие и по праву станут "двигателями" реформы ЖКХ. Отметим особо: если какой-либо субъект РФ не подаст заявку в Фонд до 1 января 2011 г., то его лимит будет распределен другим субъектам РФ. Вместе с тем не исключено, что Закон о Фонде будет поправлен, если реформирование ЖКХ не наберет те обороты, на которые рассчитывают власти. Уже сейчас некоторые эксперты высказывают опасения, что мало кто сможет воспользоваться средствами Фонда ввиду жестких требований. Однако это не смущает разработчиков Закона: свободные средства допускается вкладывать в ценные бумаги, а значит, в будущем сумма финансирования увеличится.
Статья: Трудоустройство инвалидов в государственном секторе
(Слобцов И.А.)
("Право и экономика", 2010, N 3)Положительный эффект достигается также целевым использованием денежных средств от штрафных санкций: они направляются в специально созданные для решения проблем профессиональной реабилитации и адаптации фонды. Подобные фонды существовали до 2005 г. и в субъектах Российской Федерации: если руководство не желало принимать инвалида на работу, то компания отчисляла сумму в определенном размере в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест. Если и этого не происходило, приходилось платить штраф. Однако так называемым Законом о монетизации льгот N 122-ФЗ были отменены выплаты в фонд для предприятий-"отказников".
(Слобцов И.А.)
("Право и экономика", 2010, N 3)Положительный эффект достигается также целевым использованием денежных средств от штрафных санкций: они направляются в специально созданные для решения проблем профессиональной реабилитации и адаптации фонды. Подобные фонды существовали до 2005 г. и в субъектах Российской Федерации: если руководство не желало принимать инвалида на работу, то компания отчисляла сумму в определенном размере в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест. Если и этого не происходило, приходилось платить штраф. Однако так называемым Законом о монетизации льгот N 122-ФЗ были отменены выплаты в фонд для предприятий-"отказников".
Статья: Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты
(Ермошин Г.Т.)
("Российский судья", 2005, NN 5, 6, 7)В части обеспечения жильем судей, ушедших в отставку, также произошли существенные изменения, внесенные Законом о монетизации льгот. Ранее действовавшее законодательство устанавливало, что судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, должен был обеспечиваться во внеочередном порядке местной администрацией благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры или дома за счет федерального бюджета, и ему предоставлялась возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительного кооператива, оказывалось содействие в индивидуальном жилищном строительстве, а также сохранялось право на пользование предоставленной ему дополнительной жилой площадью <*>.
(Ермошин Г.Т.)
("Российский судья", 2005, NN 5, 6, 7)В части обеспечения жильем судей, ушедших в отставку, также произошли существенные изменения, внесенные Законом о монетизации льгот. Ранее действовавшее законодательство устанавливало, что судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, должен был обеспечиваться во внеочередном порядке местной администрацией благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры или дома за счет федерального бюджета, и ему предоставлялась возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительного кооператива, оказывалось содействие в индивидуальном жилищном строительстве, а также сохранялось право на пользование предоставленной ему дополнительной жилой площадью <*>.
Статья: Проблемы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами при реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение
(Байматов П.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2014, N 6)Важное место в проведении разграничения компетенции между уровнями власти в сфере социального обеспечения занял Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о монетизации льгот). Закон о монетизации льгот преследовал несколько целей: во-первых, разграничение бюджетных полномочий между уровнями власти и, во-вторых, собственно саму реформу социальных льгот. В рамках концепции реформы социальных льгот перед Законом ставилась задача ориентировать меры социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усилить адресную социальную поддержку ветеранов, инвалидов путем замены существующих льгот, большая часть которых не обеспечена финансированием, на меры социальной адресной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат, а также решить проблему механизма реализации льгот, поскольку "выделяемые средства превращались в неприкрытые дотации тем организациям, которые отвечали за непосредственное выполнение обязанности государственных и муниципальных органов по предоставлению социальных льгот" <2>. Однако прежде всего, как следует из его названия, Закон решал вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Поставленные перед Законом о монетизации льгот задачи принципиально решены: ликвидированы нефинансируемые льготы, получило адресность и индивидуализацию финансирование мер социальной поддержки, разграничены расходы по финансированию социальной помощи между федеральным и местным бюджетами. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ представляет собой основу всей концепции государственной социальной помощи в Российской Федерации, является одним из направлений осуществления и реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение. После принятия указанного Закона особенно важна детальная правовая регламентация и практическая реализация принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Способом закрепления компетенций является конституционное разграничение предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и определение сферы их совместного ведения (ст. ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ), т.е. презюмируется конституционная модель разграничения компетенций, хотя развитие федерального законодательства в настоящее время и идет по пути ее трансформации. Конституцией РФ устанавливаются исключительная компетенция федерального центра, совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов и остаточная компетенция субъектов Российской Федерации.
(Байматов П.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2014, N 6)Важное место в проведении разграничения компетенции между уровнями власти в сфере социального обеспечения занял Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о монетизации льгот). Закон о монетизации льгот преследовал несколько целей: во-первых, разграничение бюджетных полномочий между уровнями власти и, во-вторых, собственно саму реформу социальных льгот. В рамках концепции реформы социальных льгот перед Законом ставилась задача ориентировать меры социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усилить адресную социальную поддержку ветеранов, инвалидов путем замены существующих льгот, большая часть которых не обеспечена финансированием, на меры социальной адресной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат, а также решить проблему механизма реализации льгот, поскольку "выделяемые средства превращались в неприкрытые дотации тем организациям, которые отвечали за непосредственное выполнение обязанности государственных и муниципальных органов по предоставлению социальных льгот" <2>. Однако прежде всего, как следует из его названия, Закон решал вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Поставленные перед Законом о монетизации льгот задачи принципиально решены: ликвидированы нефинансируемые льготы, получило адресность и индивидуализацию финансирование мер социальной поддержки, разграничены расходы по финансированию социальной помощи между федеральным и местным бюджетами. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ представляет собой основу всей концепции государственной социальной помощи в Российской Федерации, является одним из направлений осуществления и реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение. После принятия указанного Закона особенно важна детальная правовая регламентация и практическая реализация принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Способом закрепления компетенций является конституционное разграничение предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и определение сферы их совместного ведения (ст. ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ), т.е. презюмируется конституционная модель разграничения компетенций, хотя развитие федерального законодательства в настоящее время и идет по пути ее трансформации. Конституцией РФ устанавливаются исключительная компетенция федерального центра, совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов и остаточная компетенция субъектов Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
(постатейный)
(Батяев А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Как известно, суд впоследствии отменил частично Постановление главы администрации Архангельской области и указал на то, что оплата социальных услуг может взиматься только с пенсионного обеспечения, но не с прочих денежных выплат. Если учесть положения нашего законодательства, то в связи с проведенной реформой по монетизации льгот такие выплаты могут быть практически у каждого пожилого гражданина, тем более у инвалида.
(постатейный)
(Батяев А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Как известно, суд впоследствии отменил частично Постановление главы администрации Архангельской области и указал на то, что оплата социальных услуг может взиматься только с пенсионного обеспечения, но не с прочих денежных выплат. Если учесть положения нашего законодательства, то в связи с проведенной реформой по монетизации льгот такие выплаты могут быть практически у каждого пожилого гражданина, тем более у инвалида.
Статья: Влияние институционального кризиса семьи на трансформацию политического дискурса в ювенальной сфере
(Чапурко Т.М., Яровая С.В.)
("Общество и право", 2010, N 4)Все это дало некоторый эффект, однако небольшой и не совсем тот, на который власти рассчитывали. В ближайшем будущем Россию ждет увеличение естественной убыли населения и неясная ситуация с миграцией. Доклад о социальном и демографическом развитии России за 15 лет, подготовленный в 2010 году ведущими экспертами страны под эгидой UNFPA (Фонд ООН в области народо-населения), показывает, что политика в этой области остается непоследовательной и не всегда компетентной. Начиная практически с момента распада СССР, авторы цитируемого доклада выделяют три этапа в социально-демографической политике. В первой половине 1990-х гг. в России начался демографический кризис, на фоне снижения рождаемости резко выросла смертность. Специальных мер по преодолению кризиса правительство не принимало, что объяснялось экономическим кризисом, появлением новых рыночных отношений и институтов, с которыми надо было еще понять, что делать. Трудности пытались компенсировать традиционным для индустриального общества группам: пенсионерам, инвалидам, безработным. На втором этапе - 1995 - 2005 гг. - социальные вопросы стали рассматриваться как фактор экономического развития, появилось новое трудовое законодательство, началась пенсионная реформа. Но в то же время ухудшилось качество демографической статистики, поддержка семей с детьми сокращалась, из-за изменения форм семейных отношений из поля зрения государства выпадала все большая доля семей. Третий этап - с 2005 г. - характеризуется усилением внимания верховной власти к демографии. Монетизация льгот, национальные проекты, "демографическое" Послание Президента 2006 г., впервые продекларировавшее мощную поддержку рождаемости, некоторая либерализация миграционного законодательства.
(Чапурко Т.М., Яровая С.В.)
("Общество и право", 2010, N 4)Все это дало некоторый эффект, однако небольшой и не совсем тот, на который власти рассчитывали. В ближайшем будущем Россию ждет увеличение естественной убыли населения и неясная ситуация с миграцией. Доклад о социальном и демографическом развитии России за 15 лет, подготовленный в 2010 году ведущими экспертами страны под эгидой UNFPA (Фонд ООН в области народо-населения), показывает, что политика в этой области остается непоследовательной и не всегда компетентной. Начиная практически с момента распада СССР, авторы цитируемого доклада выделяют три этапа в социально-демографической политике. В первой половине 1990-х гг. в России начался демографический кризис, на фоне снижения рождаемости резко выросла смертность. Специальных мер по преодолению кризиса правительство не принимало, что объяснялось экономическим кризисом, появлением новых рыночных отношений и институтов, с которыми надо было еще понять, что делать. Трудности пытались компенсировать традиционным для индустриального общества группам: пенсионерам, инвалидам, безработным. На втором этапе - 1995 - 2005 гг. - социальные вопросы стали рассматриваться как фактор экономического развития, появилось новое трудовое законодательство, началась пенсионная реформа. Но в то же время ухудшилось качество демографической статистики, поддержка семей с детьми сокращалась, из-за изменения форм семейных отношений из поля зрения государства выпадала все большая доля семей. Третий этап - с 2005 г. - характеризуется усилением внимания верховной власти к демографии. Монетизация льгот, национальные проекты, "демографическое" Послание Президента 2006 г., впервые продекларировавшее мощную поддержку рождаемости, некоторая либерализация миграционного законодательства.