Монетизация льгот
Подборка наиболее важных документов по запросу Монетизация льгот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие виды государственной социальной помощи предусмотрены для разных категорий граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Стоимость ежемесячного набора соцуслуг
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Стоимость ежемесячного набора соцуслуг
Нормативные акты
Справочная информация: "Индексация оплаты предоставляемого гражданам набора социальных услуг"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ИНДЕКСАЦИЯ ОПЛАТЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ГРАЖДАНАМ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ИНДЕКСАЦИЯ ОПЛАТЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ГРАЖДАНАМ
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)По мнению Конституционного Суда РФ субъекты Российской Федерации могут дополнить этот перечень другими основаниями. Так, например, спустя три года с момента вступления в действие ЖК РФ предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ была жалоба С.Л. Пяткина, оспаривавшего конституционность ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, более известного как Закон о монетизации льгот), в соответствии с которым реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, были, по его мнению, лишены права на первоочередное получение жилья. Определением от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О Конституционный Суд РФ признал указанные выше доводы заявителя необоснованными, отметив, однако, что действующее законодательство "...не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)По мнению Конституционного Суда РФ субъекты Российской Федерации могут дополнить этот перечень другими основаниями. Так, например, спустя три года с момента вступления в действие ЖК РФ предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ была жалоба С.Л. Пяткина, оспаривавшего конституционность ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, более известного как Закон о монетизации льгот), в соответствии с которым реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, были, по его мнению, лишены права на первоочередное получение жилья. Определением от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О Конституционный Суд РФ признал указанные выше доводы заявителя необоснованными, отметив, однако, что действующее законодательство "...не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан".
Статья: К вопросу о смене парадигмы права социального обеспечения России
(Гусева Т.С., Благодир А.Л.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Вместе с тем советская парадигма права социального обеспечения позволила осмыслить и многие другие происходящие в социально-обеспечительном законодательстве изменения (реформы "монетизации льгот", появление новых видов денежных выплат - материнского (семейного) капитала, ежемесячных денежных выплат и др.), доказав принадлежность новых видов правоотношений праву социального обеспечения.
(Гусева Т.С., Благодир А.Л.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Вместе с тем советская парадигма права социального обеспечения позволила осмыслить и многие другие происходящие в социально-обеспечительном законодательстве изменения (реформы "монетизации льгот", появление новых видов денежных выплат - материнского (семейного) капитала, ежемесячных денежных выплат и др.), доказав принадлежность новых видов правоотношений праву социального обеспечения.
Статья: Направления совершенствования финансово-правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)3. Золотарева А.Б. Закон о монетизации льгот: разграничение полномочий и нефинансируемые мандаты / А.Б. Золотарева // Финансовый журнал. 2014. N 4 (22). С. 94 - 104.
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)3. Золотарева А.Б. Закон о монетизации льгот: разграничение полномочий и нефинансируемые мандаты / А.Б. Золотарева // Финансовый журнал. 2014. N 4 (22). С. 94 - 104.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Сама по себе данная статья в такой редакции имеет любопытную предысторию: она возникла между первым и вторым чтением при принятии Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ как своеобразный социальный компромисс и была призвана гарантировать гражданам, обеспокоенным "монетизацией льгот", предусмотренной этим Законом, что их конкретные права и законные интересы в результате не пострадают.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Сама по себе данная статья в такой редакции имеет любопытную предысторию: она возникла между первым и вторым чтением при принятии Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ как своеобразный социальный компромисс и была призвана гарантировать гражданам, обеспокоенным "монетизацией льгот", предусмотренной этим Законом, что их конкретные права и законные интересы в результате не пострадают.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Также множество вопросов с точки зрения восприятия различными слоями населения вызвало принятие федеральных законов, связанных с "монетизацией льгот", пенсионной реформой, и некоторых иных. Речь идет о том, что принятые в установленном порядке (легальные) законодательные акты требовали проведения дополнительной разъяснительной работы со стороны органов власти в целях последующей легитимации (получения поддержки среди населения) указанных актов.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Также множество вопросов с точки зрения восприятия различными слоями населения вызвало принятие федеральных законов, связанных с "монетизацией льгот", пенсионной реформой, и некоторых иных. Речь идет о том, что принятые в установленном порядке (легальные) законодательные акты требовали проведения дополнительной разъяснительной работы со стороны органов власти в целях последующей легитимации (получения поддержки среди населения) указанных актов.
Статья: Проблемы формирования базовых понятий права социального обеспечения
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Фактически термин "меры социальной поддержки" стал широко использоваться в законодательстве после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, известного в широком употреблении как Закон о монетизации льгот <7>. Этот Закон радикально реформировал действовавшую систему льгот, после чего в ряде нормативных правовых актов термин "льготы" был заменен понятием "меры социальной поддержки", что отнюдь не одно и то же.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Фактически термин "меры социальной поддержки" стал широко использоваться в законодательстве после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, известного в широком употреблении как Закон о монетизации льгот <7>. Этот Закон радикально реформировал действовавшую систему льгот, после чего в ряде нормативных правовых актов термин "льготы" был заменен понятием "меры социальной поддержки", что отнюдь не одно и то же.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Крайне низкие размеры многих региональных социальных выплат (социальных пособий, компенсаций, единовременных денежных выплат и др.) обусловлены произошедшей в 2004 - 2005 гг. реформой по "монетизации льгот" <1>. Основные льготы и преимущества были заменены различными мерами социальной поддержки, преимущественно социальными выплатами, правовая регламентация которых была передана региональному законодателю <2>. Единственной гарантией, которая позволяла повышать установленные минимальные размеры социальных выплат (при этом далеко не всех) <3>, на протяжении последних нескольких лет выступала их индексация. В ходе конституционной реформы 2020 г. <4> индексация социальных пособий и других социальных выплат была возведена в статус конституционной гарантии (ч. 7 ст. 75 Конституции РФ). Однако, учитывая крайне низкие размеры социальных выплат, в частности региональных выплат малоимущим гражданам с детьми, индексация не оказала на них значительного влияния.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Крайне низкие размеры многих региональных социальных выплат (социальных пособий, компенсаций, единовременных денежных выплат и др.) обусловлены произошедшей в 2004 - 2005 гг. реформой по "монетизации льгот" <1>. Основные льготы и преимущества были заменены различными мерами социальной поддержки, преимущественно социальными выплатами, правовая регламентация которых была передана региональному законодателю <2>. Единственной гарантией, которая позволяла повышать установленные минимальные размеры социальных выплат (при этом далеко не всех) <3>, на протяжении последних нескольких лет выступала их индексация. В ходе конституционной реформы 2020 г. <4> индексация социальных пособий и других социальных выплат была возведена в статус конституционной гарантии (ч. 7 ст. 75 Конституции РФ). Однако, учитывая крайне низкие размеры социальных выплат, в частности региональных выплат малоимущим гражданам с детьми, индексация не оказала на них значительного влияния.
Статья: Подходы к определению предмета финансово-правового регулирования с учетом процессов цифровизации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Увеличение разнообразия с одновременным усложнением правоотношений в финансовой сфере привело к более активному взаимодействию населения с финансовой системой через развитие безналичных расчетов, инвестиционных рынков, потребительского кредитования и т.д. Отмечается, что вовлечение граждан в финансовые отношения осуществлялось и искусственно, в частности, в процессе замены натуральных льгот прямыми выплатами ("монетизация льгот") большой пласт отношений по социальному обеспечению приобрел финансово-правовую природу <21>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Увеличение разнообразия с одновременным усложнением правоотношений в финансовой сфере привело к более активному взаимодействию населения с финансовой системой через развитие безналичных расчетов, инвестиционных рынков, потребительского кредитования и т.д. Отмечается, что вовлечение граждан в финансовые отношения осуществлялось и искусственно, в частности, в процессе замены натуральных льгот прямыми выплатами ("монетизация льгот") большой пласт отношений по социальному обеспечению приобрел финансово-правовую природу <21>.
Ситуация: Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, ветеранам труда полагаются денежные выплаты при монетизации некоторых натуральных льгот. Так, в 2025 г. ежемесячные денежные компенсации взамен бесплатного проезда на общественном транспорте общего пользования в городском сообщении и на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении составляют 531 руб. и 267 руб. соответственно. Ежемесячная денежная компенсация взамен бесплатного лекарственного обеспечения выплачивается в размере 1 555 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 12 Закона г. Москвы N 70; п. п. 4.2.5 - 4.2.7 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы N 2771-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, ветеранам труда полагаются денежные выплаты при монетизации некоторых натуральных льгот. Так, в 2025 г. ежемесячные денежные компенсации взамен бесплатного проезда на общественном транспорте общего пользования в городском сообщении и на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении составляют 531 руб. и 267 руб. соответственно. Ежемесячная денежная компенсация взамен бесплатного лекарственного обеспечения выплачивается в размере 1 555 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 12 Закона г. Москвы N 70; п. п. 4.2.5 - 4.2.7 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы N 2771-ПП).