Момент возникновения правоотношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Момент возникновения правоотношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Должностное лицо местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)Если к моменту прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) нормы материального права, устанавливающие вышеназванную гарантию, утратили силу, то у названного лица отсутствует законное основание на получение выплаты, поскольку нормы материального права применяются на момент возникновения правоотношения, в данном случае - на момент прекращения полномочий..."
(КонсультантПлюс, 2025)Если к моменту прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) нормы материального права, устанавливающие вышеназванную гарантию, утратили силу, то у названного лица отсутствует законное основание на получение выплаты, поскольку нормы материального права применяются на момент возникновения правоотношения, в данном случае - на момент прекращения полномочий..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бездействие должностных лиц органов власти
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех... должностных лиц... в результате... бездействия... которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде..."
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех... должностных лиц... в результате... бездействия... которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение момента приобретения права собственности на полезные ископаемые, добытые из отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Между тем вызывает сомнение правомерность совершения подобной сделки, а также момент возникновения права собственности на конкретные виды полезных ископаемых, если в полупродукте помимо, например, золота как основного полезного ископаемого, на добычу которого пользователь недр имеет лицензию, содержатся попутные полезные ископаемые, например металлы платиновой группы, не указанные в лицензии. В таком случае возникает вопрос относительно правомерности вывода о возможности возникновения права собственности у хозяйствующего субъекта на полупродукт в целом, а не на отдельные конкретные виды полезных ископаемых, содержащиеся в нем, как это указано в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах. В связи с этим представляется, что анализируемые правовые предписания налогового законодательства идут вразрез с данной правовой нормой Закона о недрах, не позволяя в полной мере определить момент возникновения права собственности в отношении конкретных видов полезных ископаемых, добываемых хозяйствующим субъектом из отходов недропользования. Это обусловлено тем, что соответствующие нормы призваны установить порядок налогообложения, который в настоящее время наиболее удобен для взимания соответствующей платы за пользование недрами. "Такая ситуация, - как верно отмечает М.В. Дудиков, - возникла из-за того, что законодательство РФ о налогах и сборах не учитывает особенностей процесса извлечения полезных ископаемых и момента возникновения правоотношения собственности" <13>. Для большинства пользователей недр существенное значение имеют конкретные виды полезных ископаемых в чистом виде, так как лишь последние могут быть вовлечены в гражданский товарооборот в полной мере и становятся самостоятельным объектом права собственности, исходя из указанных правовых предписаний законодательства о недрах. В частности, Верховный Суд РФ отмечает, что для хозяйствующего субъекта юридическое значение имеет не только факт получения полупродуктов, но и стоимостная оценка драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых <14>. Полупродукт, содержащий в своем составе несколько драгоценных металлов, является минеральным сырьем, подвергшимся первичной переработке, и в силу сложного технологического процесса добычи полезных ископаемых должен рассматриваться как промежуточный результат на этапе формирования самостоятельного объекта права собственности - конкретного вида полезного ископаемого, указанного в лицензии.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Между тем вызывает сомнение правомерность совершения подобной сделки, а также момент возникновения права собственности на конкретные виды полезных ископаемых, если в полупродукте помимо, например, золота как основного полезного ископаемого, на добычу которого пользователь недр имеет лицензию, содержатся попутные полезные ископаемые, например металлы платиновой группы, не указанные в лицензии. В таком случае возникает вопрос относительно правомерности вывода о возможности возникновения права собственности у хозяйствующего субъекта на полупродукт в целом, а не на отдельные конкретные виды полезных ископаемых, содержащиеся в нем, как это указано в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах. В связи с этим представляется, что анализируемые правовые предписания налогового законодательства идут вразрез с данной правовой нормой Закона о недрах, не позволяя в полной мере определить момент возникновения права собственности в отношении конкретных видов полезных ископаемых, добываемых хозяйствующим субъектом из отходов недропользования. Это обусловлено тем, что соответствующие нормы призваны установить порядок налогообложения, который в настоящее время наиболее удобен для взимания соответствующей платы за пользование недрами. "Такая ситуация, - как верно отмечает М.В. Дудиков, - возникла из-за того, что законодательство РФ о налогах и сборах не учитывает особенностей процесса извлечения полезных ископаемых и момента возникновения правоотношения собственности" <13>. Для большинства пользователей недр существенное значение имеют конкретные виды полезных ископаемых в чистом виде, так как лишь последние могут быть вовлечены в гражданский товарооборот в полной мере и становятся самостоятельным объектом права собственности, исходя из указанных правовых предписаний законодательства о недрах. В частности, Верховный Суд РФ отмечает, что для хозяйствующего субъекта юридическое значение имеет не только факт получения полупродуктов, но и стоимостная оценка драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых <14>. Полупродукт, содержащий в своем составе несколько драгоценных металлов, является минеральным сырьем, подвергшимся первичной переработке, и в силу сложного технологического процесса добычи полезных ископаемых должен рассматриваться как промежуточный результат на этапе формирования самостоятельного объекта права собственности - конкретного вида полезного ископаемого, указанного в лицензии.
Статья: Приобрели жилье до 2014 года и получили вычет: можно ли сейчас получить остаток?
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 21)Эти нормы применяются к правоотношениям по предоставлению вычета, возникшим после 1 января 2014 г. Правоотношения по предоставлению вычета начинаются с момента подачи плательщиком декларации и документов, подтверждающих право на вычет. То есть надо различать момент возникновения права на вычет и момент возникновения правоотношений по предоставлению вычета - это не одно и то же. Поскольку в правоотношения по предоставлению вычета в связи с покупкой 1/3 доли в квартире истица вступила уже после того, как начала действовать новая редакция ст. 220 НК РФ, она вправе учесть неиспользованный остаток вычета при покупке другого жилья.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 21)Эти нормы применяются к правоотношениям по предоставлению вычета, возникшим после 1 января 2014 г. Правоотношения по предоставлению вычета начинаются с момента подачи плательщиком декларации и документов, подтверждающих право на вычет. То есть надо различать момент возникновения права на вычет и момент возникновения правоотношений по предоставлению вычета - это не одно и то же. Поскольку в правоотношения по предоставлению вычета в связи с покупкой 1/3 доли в квартире истица вступила уже после того, как начала действовать новая редакция ст. 220 НК РФ, она вправе учесть неиспользованный остаток вычета при покупке другого жилья.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5. При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
(ред. от 31.07.2025)5. При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании гражданской ответственности; здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях (абзац второй пункта 1 статьи 30).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании гражданской ответственности; здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях (абзац второй пункта 1 статьи 30).
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)"В силу положений ст. 271 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) государственная помощь учитывается в отчете о прибылях и убытках в составе доходов организации и участвует в формировании чистой прибыли.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)"В силу положений ст. 271 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) государственная помощь учитывается в отчете о прибылях и убытках в составе доходов организации и участвует в формировании чистой прибыли.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении "Ведомственная структура расходов федерального бюджета", утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении "Ведомственная структура расходов федерального бюджета", утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)2. Процессуальное соучастие в деле о банкротстве, как правило, не проявляет себя на стадии возбуждения производства по делу, поскольку заявление о признании должника банкротом обычно подается одним заявителем либо самим должником. Однако на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве заявление о признании должника банкротом может быть подано несколькими конкурсными кредиторами, объединившими свои требования к должнику (п. 5 ст. 39 Закона о банкротстве). В этом случае процессуальное соучастие проявляет себя сразу - с момента возникновения процессуального правоотношения. Обычно процессуальное соучастие в деле о банкротстве возникает с момента вступления в уже существующий процесс по делу о банкротстве других кредиторов должника. С момента вступления в дело о банкротстве других кредиторов процессуальное положение всех кредиторов (включая кредиторов-заявителей) в известном смысле уравнивается - они становятся процессуальными соучастниками.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)2. Процессуальное соучастие в деле о банкротстве, как правило, не проявляет себя на стадии возбуждения производства по делу, поскольку заявление о признании должника банкротом обычно подается одним заявителем либо самим должником. Однако на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве заявление о признании должника банкротом может быть подано несколькими конкурсными кредиторами, объединившими свои требования к должнику (п. 5 ст. 39 Закона о банкротстве). В этом случае процессуальное соучастие проявляет себя сразу - с момента возникновения процессуального правоотношения. Обычно процессуальное соучастие в деле о банкротстве возникает с момента вступления в уже существующий процесс по делу о банкротстве других кредиторов должника. С момента вступления в дело о банкротстве других кредиторов процессуальное положение всех кредиторов (включая кредиторов-заявителей) в известном смысле уравнивается - они становятся процессуальными соучастниками.
Статья: Генетическая экспертиза как инструмент доказывания в семейном праве: современные вызовы
(Громова М.Г.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)По общему правилу, закрепленному в ст. 4 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, а их применение возможно только к отношениям, которые возникли после введения законодательства в действие. ГК РФ предусматривает исключения только в случае, когда закон напрямую устанавливает такое обратное действие. Но можно ли расширить список допустимых доказательств при установлении отцовства путем дополнения его генетической экспертизой, если на момент возникновения правоотношений действовал Кодекс РСФСР о семье и браке (далее - КоБС), не включавший экспертизу в список допустимых доказательств? Рассмотрение данного вопроса КС РФ <5> выявило несколько ключевых аспектов, связанных с применением генетической экспертизы в современных реалиях.
(Громова М.Г.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)По общему правилу, закрепленному в ст. 4 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, а их применение возможно только к отношениям, которые возникли после введения законодательства в действие. ГК РФ предусматривает исключения только в случае, когда закон напрямую устанавливает такое обратное действие. Но можно ли расширить список допустимых доказательств при установлении отцовства путем дополнения его генетической экспертизой, если на момент возникновения правоотношений действовал Кодекс РСФСР о семье и браке (далее - КоБС), не включавший экспертизу в список допустимых доказательств? Рассмотрение данного вопроса КС РФ <5> выявило несколько ключевых аспектов, связанных с применением генетической экспертизы в современных реалиях.
Статья: Идентификация и трансформация правового статуса оператора комплексного развития территорий
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)В общей теории права положение о том, что закон обратной силы не имеет, является одним из аксиоматических <21>. Так, С.С. Алексеев определял обратную силу закона как распространение действия нового закона на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие новых норм <22>. По мнению Д.Н. Бахраха, обратная сила нормы предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей <23>. А.А. Тилле под обратной силой закона понимал такое его воздействие на правоотношения, при котором новый закон предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношений <24>. Как указывают Н.И. Матузов и А.В. Малько, придание закону обратной силы возможно в двух случаях: если в самом законе об этом сказано либо если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность <25>.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)В общей теории права положение о том, что закон обратной силы не имеет, является одним из аксиоматических <21>. Так, С.С. Алексеев определял обратную силу закона как распространение действия нового закона на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие новых норм <22>. По мнению Д.Н. Бахраха, обратная сила нормы предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей <23>. А.А. Тилле под обратной силой закона понимал такое его воздействие на правоотношения, при котором новый закон предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношений <24>. Как указывают Н.И. Матузов и А.В. Малько, придание закону обратной силы возможно в двух случаях: если в самом законе об этом сказано либо если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность <25>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)б) нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)б) нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе: