Молодой специалист это
Подборка наиболее важных документов по запросу Молодой специалист это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Молодой специалист: особенности трудовых отношений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие молодого специалиста
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие молодого специалиста
Готовое решение: Какие особенности увольнения молодого специалиста (молодого работника)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто является молодым специалистом (молодым работником)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто является молодым специалистом (молодым работником)
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О молодежной политике в Российской Федерации"6) молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией, в том числе имеющий трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения;
(ред. от 23.07.2025)
"О молодежной политике в Российской Федерации"6) молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией, в том числе имеющий трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения;
Статья: Направления дифференциации законодательства о труде и занятости населения: в фокусе внимания молодежь и молодые специалисты
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)В первую очередь отметим, что поскольку ни в ТК РФ, ни в Законе о занятости населения нет дефиниций понятий "молодежь" и "молодые специалисты", постольку в нашем исследовании мы будем исходить из их определений, закрепленных в правовых основах молодежной политики. В частности, в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" <10> указывается, что молодежь - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 6 данного Закона), имеющих гражданство РФ, а молодые специалисты - это граждане РФ в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 6), завершившие обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающиеся на работу в соответствии с полученной квалификацией.
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)В первую очередь отметим, что поскольку ни в ТК РФ, ни в Законе о занятости населения нет дефиниций понятий "молодежь" и "молодые специалисты", постольку в нашем исследовании мы будем исходить из их определений, закрепленных в правовых основах молодежной политики. В частности, в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" <10> указывается, что молодежь - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 6 данного Закона), имеющих гражданство РФ, а молодые специалисты - это граждане РФ в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 6), завершившие обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающиеся на работу в соответствии с полученной квалификацией.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Федеральном законе о занятости не раскрывается категория "молодежь" и не употребляется понятие "молодой специалист". При этом в числе основных направлений государственной политики в сфере занятости указано осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К их числу отнесены: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации либо с даты окончания прохождения военной службы по призыву (п. 2 ст. 6, подп. "в", "и" п. 4 ч. 1 ст. 2). Именно этим категориям молодых граждан предоставляются меры государственной поддержки в сфере занятости населения. В частности, к основным мерам такой поддержки отнесена организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (п. 2 ч. 3 ст. 28). Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования молодежью входит в число дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения (п. 8 ч. 5 ст. 28). Такие дополнительные меры, в том числе направленные на содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, вправе разрабатывать Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 28).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Федеральном законе о занятости не раскрывается категория "молодежь" и не употребляется понятие "молодой специалист". При этом в числе основных направлений государственной политики в сфере занятости указано осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К их числу отнесены: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации либо с даты окончания прохождения военной службы по призыву (п. 2 ст. 6, подп. "в", "и" п. 4 ч. 1 ст. 2). Именно этим категориям молодых граждан предоставляются меры государственной поддержки в сфере занятости населения. В частности, к основным мерам такой поддержки отнесена организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (п. 2 ч. 3 ст. 28). Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования молодежью входит в число дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения (п. 8 ч. 5 ст. 28). Такие дополнительные меры, в том числе направленные на содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, вправе разрабатывать Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 28).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Помимо этого, в соответствии с утвержденными правительством планами и на основании отдельных постановлений проводился организованный набор, а также распределение молодых рабочих и специалистов. Основы законодательства о труде СССР закрепляли право молодых граждан, окончивших высшее и среднее специальное учебное заведение, на обеспечение работой по полученной специальности и квалификации (ст. 81). С этим правом корреспондировала обязанность государства обеспечить молодого специалиста работой. Юридической гарантией указанного права выступало плановое направление выпускников на работу. Такая организация трудоустройства просуществовала до окончания 1980-х гг.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Помимо этого, в соответствии с утвержденными правительством планами и на основании отдельных постановлений проводился организованный набор, а также распределение молодых рабочих и специалистов. Основы законодательства о труде СССР закрепляли право молодых граждан, окончивших высшее и среднее специальное учебное заведение, на обеспечение работой по полученной специальности и квалификации (ст. 81). С этим правом корреспондировала обязанность государства обеспечить молодого специалиста работой. Юридической гарантией указанного права выступало плановое направление выпускников на работу. Такая организация трудоустройства просуществовала до окончания 1980-х гг.
Статья: Тест: заполняем подраздел 1.1 формы ЕФС-1 без ошибок
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 20)2. Организация приняла на работу молодого специалиста, для которого это первое место работы. Нужно ли у него взять заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности и указать дату его подачи в подразделе 1.1 формы ЕСФ-1 с кадровым мероприятием "ПРИЕМ"?
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 20)2. Организация приняла на работу молодого специалиста, для которого это первое место работы. Нужно ли у него взять заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности и указать дату его подачи в подразделе 1.1 формы ЕСФ-1 с кадровым мероприятием "ПРИЕМ"?
Интервью: Что касается HR-директоров, если человек понимает, что такое деньги, и умеет влиять на прибыль, он не может стоить дешево
("Трудовое право", 2023, N 2)- Они сразу хотят много. Но с учетом того, что я с людьми работаю давно, могу сказать, что всех под одну гребенку равнять вообще нельзя. В моей команде работает 50% молодежи. Есть девчонки, которые приходят с желанием учиться, с желанием постепенно расти, закрепляться на определенных карьерных ступеньках и постепенно зарабатывать больше и больше. Основная черта молодежи - их амбициозность и требовательность при минимальном опыте, и круто, если они попадают к хорошему руководителю, а он, в свою очередь, умеет грамотно направить эту особенность в русло пользы для компании и самого молодого специалиста. Ведь эти амбиции можно удовлетворять не только деньгами. Любой хороший руководитель способен выявлять мотиваторы ведь (все мы знаем) деньги никогда не являются первичным мотиватором человека, они всегда нужны для чего-то конкретного. В нашей компании мы умеем работать с молодежью, потому что эти x-факторы умеем обнаружить и работать с ними. Под теми же деньгами много чего лежит, например чувство причастности, им очень нравится работать в компаниях, которые на слуху, которые растут и т.д.
("Трудовое право", 2023, N 2)- Они сразу хотят много. Но с учетом того, что я с людьми работаю давно, могу сказать, что всех под одну гребенку равнять вообще нельзя. В моей команде работает 50% молодежи. Есть девчонки, которые приходят с желанием учиться, с желанием постепенно расти, закрепляться на определенных карьерных ступеньках и постепенно зарабатывать больше и больше. Основная черта молодежи - их амбициозность и требовательность при минимальном опыте, и круто, если они попадают к хорошему руководителю, а он, в свою очередь, умеет грамотно направить эту особенность в русло пользы для компании и самого молодого специалиста. Ведь эти амбиции можно удовлетворять не только деньгами. Любой хороший руководитель способен выявлять мотиваторы ведь (все мы знаем) деньги никогда не являются первичным мотиватором человека, они всегда нужны для чего-то конкретного. В нашей компании мы умеем работать с молодежью, потому что эти x-факторы умеем обнаружить и работать с ними. Под теми же деньгами много чего лежит, например чувство причастности, им очень нравится работать в компаниях, которые на слуху, которые растут и т.д.
Статья: Использование цифровых инструментов для документирования процесса адаптации персонала
(Фионова Л.Р., Рябухина Д.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Адаптационные мероприятия в виде игры (геймификация) есть возможность использовать, когда новый сотрудник с помощью специальных приложений начинает осваивать правила поведения, техники безопасности, восстанавливает в памяти и применяет в игровой ситуации нормативные документы. Современным молодым специалистам опять же это очень нравится.
(Фионова Л.Р., Рябухина Д.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Адаптационные мероприятия в виде игры (геймификация) есть возможность использовать, когда новый сотрудник с помощью специальных приложений начинает осваивать правила поведения, техники безопасности, восстанавливает в памяти и применяет в игровой ситуации нормативные документы. Современным молодым специалистам опять же это очень нравится.
Статья: Роль Суда ЕС в развитии стандартов защиты от дискриминации по признаку возраста
(Сорокина Е.А.)
("Международное правосудие", 2022, N 3)В качестве целей нового законодательного регулирования были заявлены стандартизация возраста обязательного выхода на пенсию для соблюдения принципа равного обращения, а также обеспечения более сбалансированной возрастной структуры занятости и содействие доступу молодых специалистов к этим профессиям. Суд ЕС признал обе эти цели легитимными <94>. Однако, по его мнению, средства достижения этих целей выходили за рамки необходимого. Суд ЕС указал, что при оценке необходимости меры, используемой для достижения установленной цели, следует учитывать трудности, которые она может создать для заинтересованных лиц и преимущества от ее реализации для общества в целом <95>. В связи с тем что в национальном правопорядке отсутствовал переходный период, законные ожидания заинтересованных лиц не получили должного уважения. Ранее они имели возможность осуществлять трудовую деятельность до 70 лет, а после вступления в силу нового законодательства были вынуждены прекратить ее резко и окончательно (судьи и прокуроры должны были уйти в отставку через шесть месяцев или один год), не имея достаточно времени для принятия необходимых мер экономического и финансового характера <96>. В этих обстоятельствах пенсия по старости оказывается ниже на 30%, и при прекращении их деятельности не учитываются периоды, за которые уплачивались страховые взносы, что, следовательно, не гарантирует права на получение полной пенсии.
(Сорокина Е.А.)
("Международное правосудие", 2022, N 3)В качестве целей нового законодательного регулирования были заявлены стандартизация возраста обязательного выхода на пенсию для соблюдения принципа равного обращения, а также обеспечения более сбалансированной возрастной структуры занятости и содействие доступу молодых специалистов к этим профессиям. Суд ЕС признал обе эти цели легитимными <94>. Однако, по его мнению, средства достижения этих целей выходили за рамки необходимого. Суд ЕС указал, что при оценке необходимости меры, используемой для достижения установленной цели, следует учитывать трудности, которые она может создать для заинтересованных лиц и преимущества от ее реализации для общества в целом <95>. В связи с тем что в национальном правопорядке отсутствовал переходный период, законные ожидания заинтересованных лиц не получили должного уважения. Ранее они имели возможность осуществлять трудовую деятельность до 70 лет, а после вступления в силу нового законодательства были вынуждены прекратить ее резко и окончательно (судьи и прокуроры должны были уйти в отставку через шесть месяцев или один год), не имея достаточно времени для принятия необходимых мер экономического и финансового характера <96>. В этих обстоятельствах пенсия по старости оказывается ниже на 30%, и при прекращении их деятельности не учитываются периоды, за которые уплачивались страховые взносы, что, следовательно, не гарантирует права на получение полной пенсии.