Молодая семья согласно законодательству РФ.

Подборка наиболее важных документов по запросу Молодая семья согласно законодательству РФ. (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2022 N 88-2151/2022, 2-1079/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О взыскании денежных средств в размере социальной выплаты для погашения задолженности по договору на приобретение доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок.
Обстоятельства: Семья истицы исключена из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату.
Решение: Удовлетворено.
При этом судебная коллегия исходила из того, что возникшие между сторонами отношения урегулированы нормами специального законодательства - постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 гг.", согласно которым отношения по предоставлению молодым семьям мер социальной поддержки в виде социальной выплаты (субсидии) для приобретения жилого помещения не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам. Оказание молодым семьям поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в виде субсидии регулируется нормами бюджетного законодательства, исполняется за счет собственных доходов и предоставляется субсидия молодым семьям на безвозмездной и безвозвратной основе, поэтому финансовые последствия, связанные с ее неполучением, не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 13.05.2021 N 33-2591/2021(2-75/2021)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий сотрудников прочих органов государственной власти и местного самоуправления; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на тот факт, что право на получение выплаты возникло у его семьи после рождения второго ребенка и могло быть реализовано ранее срока производства выплаты.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
П.К. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным постановления <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в части утверждения пункта 15 протокола заседания общественной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о включении истца с составом..., с учетом П.Н., К А в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", с датой постановки на учет <Дата обезличена>, обязав включить их в список с <Дата обезличена>. Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена>, оспариваемое П.К. постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в части даты постановки на учет <Дата обезличена> признано незаконным, на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность включить П.К. с составом..., с учетом П.Н., К А список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей с даты первоначальной постановки на учет в качестве молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, - <Дата обезличена>. Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> семья П.К. с составом..., в том числе П.Н., К., А включена в список участников по обеспечению жильем молодых семей с даты <Дата обезличена> во исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>. Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми <Номер обезличен>-п от <Дата обезличена> "О внесении изменений в приказ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-п "Об утверждении списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Республике Коми" список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в <Дата обезличена> по МО ГО "Сыктывкар" изложен согласно приложению, в котором под <Номер обезличен> внесена... П.К. с составом из... и планируемым размером социальной выплаты... руб. <Дата обезличена> постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> молодой семье П.К. с составом... предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на <Дата обезличена> год, в сумме... руб., выдано свидетельство <Номер обезличен> о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, которым удостоверено право данной молодой семьи в составе... получить социальную выплату в размере... руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Республики Коми. Установленный размер социальной выплаты истцом не оспаривался. Платежным поручением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> администрации МО ГО "Сыктывкар" указанная сумма перечислена П.К. Кредит истцом погашен в полном объеме <Дата обезличена>. Обращаясь с иском, истец полагал, что право на получение указанной выплаты возникло у его семьи после... и могло быть реализовано в <Дата обезличена> году, средства получены - в <Дата обезличена>. С указанной даты по <Дата обезличена> года прошло..., в течение которых ежемесячный платеж по кредиту составлял... руб., всего выплачена сумма в размере... руб., которая в качестве материального ущерба предъявлена к взысканию с ответчика - МБУ "Городской жилищный центр". Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ, сославшись на пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о недоказанности истцом причинения убытков по вине ответчика, с чем соглашается и судебная коллегия. Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, основан на нормах материального права, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода). Применение вышеприведенной нормы предполагает наличие ряда условий ответственности, таких как причинение убытков, противоправность действий причинителя убытков, наличие причинной связи между убытками и противоправными действиями, вина причинителя, размер убытков. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. Заявляя требование о взыскании с ответчика убытков в размере... руб., как суммы процентов, начисленных ему за..., с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, истец не доказал вины МБУ "Городской жилищный центр". Как правильно указал суд первой инстанции, возникшие между сторонами отношения урегулированы нормами специального законодательства - Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, отношения по предоставлению молодым семьям мер социальной поддержки в виде социальной выплаты (субсидии) для приобретения жилого помещения не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам, а вышеуказанная выплата, являясь мерой социальной поддержки, не может рассматриваться в качестве дохода, получаемого при обычных условиях гражданского оборота. Оказание молодым семьям поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в виде субсидии регулируется нормами бюджетного законодательства, исполняется за счет собственных доходов, субсидия предоставляется молодым семьям на безвозмездной и безвозвратной основе, поэтому финансовые последствия, связанные с ее неполучением не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды. Кроме того, в силу пункта 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, заявление и прочие документы для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства. Доводы истца о том, что сотрудники ответчика ненадлежащим образом осуществляли консультации, что повлекло за собой более позднее обращение за выплатой, несостоятельны. Как установлено судом, к полномочиям МБУ "Городской жилищный центр" согласно пункту 2.4 Устава, утвержденного постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, отнесено консультирование граждан по вопросам улучшения жилищных условий граждан в рамках федеральных, республиканских и муниципальных программ, оформления договоров социального найма и договоров найма специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда МО ГО "Сыктывкар". Однако обращение истца в МБУ "Городской жилищный центр" не являлось обязательным, от действий указанного ответчика не зависела реализация прав истца и его семьи на улучшение жилищных условий. Правильно со ссылкой на положения статей 151, 1099, 1100 Гражданского кодекса РФ судом отказано и в удовлетворении иска о компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном ошибочны. Поскольку со стороны администрации МО ГО "Сыктывкар" не установлены действия, нарушающие личные неимущественные права истца либо посягающие на принадлежащие истцу другие нематериальные блага, возникший между сторонами спор носит материально-правовой характер, судом правильно указано, что положения статьи 151 Гражданского кодекса РФ не распространяются на данные правоотношения. Кроме того, действия администрации МО ГО "Сыктывкар по исключению... П.К. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" во включении в вышеуказанный список в судебном порядке П.К. не обжаловались, судом незаконными не признавались.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Соотношение содержаний российского принципа равенства жилищных прав граждан и международного принципа достаточности жилого помещения
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)
- оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с выполнением государственных обязательств по жилищному обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством, жилищному обеспечению молодых семей и жилищному обеспечению отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации;
Ситуация: Какие гарантии предоставляются женщинам, имеющим детей до трех лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки матерей. В Москве, например, выплачиваются дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка. Кроме того, предоставляются натуральная помощь и иные льготы и гарантии, например бесплатный проезд детей до семи лет в городском пассажирском транспорте (ст. ст. 2, 17.3 Закона N 81-ФЗ; ч. 2 ст. 1 Закона N 256-ФЗ; ст. 3, п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 26 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
50. В случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено предоставление молодой семье такой меры социальной поддержки, как социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка (детей) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, то при решении вопроса о праве семьи на получение такой выплаты правовое значение имеет установление факта непогашенного на момент рождения ребенка остатка по кредитному договору, денежные средства по которому использовались для приобретения жилья.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)
Из положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 30 ноября 2009 г. N 633, следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа члена молодой семьи не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности. В случае же расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе члена молодой семьи в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи положений трудового законодательства, уполномоченный орган вправе истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи. При этом право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.