Модернизация первичного звена здравоохранения
Подборка наиболее важных документов по запросу Модернизация первичного звена здравоохранения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В Постановлении Правительства РФ от 9 октября 2019 г. N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации" <22> нет конкретизации о том, какие именно МО отнесены к первому уровню. Но в документе указываются МО, оказывающие ПМСП и скорую МП, а также центральные районные и районные больницы. Получается, опять мы видим диссонанс с адресатом. Модернизация первого уровня, но в описании указан не тип МО, а вид МП. Чиновники на местах сами вычленяют и определяют адресность точки приложения?
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В Постановлении Правительства РФ от 9 октября 2019 г. N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации" <22> нет конкретизации о том, какие именно МО отнесены к первому уровню. Но в документе указываются МО, оказывающие ПМСП и скорую МП, а также центральные районные и районные больницы. Получается, опять мы видим диссонанс с адресатом. Модернизация первого уровня, но в описании указан не тип МО, а вид МП. Чиновники на местах сами вычленяют и определяют адресность точки приложения?
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Здравоохранение. В шестилетнем периоде будет направлено на этот сектор более триллиона рублей, как и поручал Президент. В трехлетке мы начнем и продолжим модернизацию первичного звена здравоохранения, будут открыты первичные сосудистые отделения и другие подразделения на базе районных больниц, создана система дистанционного мониторинга здоровья, новые объекты в системе здравоохранения.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Здравоохранение. В шестилетнем периоде будет направлено на этот сектор более триллиона рублей, как и поручал Президент. В трехлетке мы начнем и продолжим модернизацию первичного звена здравоохранения, будут открыты первичные сосудистые отделения и другие подразделения на базе районных больниц, создана система дистанционного мониторинга здоровья, новые объекты в системе здравоохранения.
Нормативные акты
Статья: Реализация права на охрану здоровья граждан на местном уровне: теория, практика, контроль
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Выступая 30 мая 2022 г. на оперативном совещании со своими заместителями, Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин отметил, что "по поручению Президента Правительство совместно с региональными властями реализует масштабную программу модернизации первичного звена здравоохранения. Задача - привести наши больницы и поликлиники в достойное состояние, чтобы там было все необходимое для обследования и лечения пациентов. Причем так должно быть по всей стране - в каждом городе и населенном пункте, даже если речь идет о совсем небольших поселках... Все это востребовано гражданами. И мы вместе с российскими субъектами продолжим работать над решением задач, которые стоят перед нашим здравоохранением, чтобы повысить качество и доступность медицинской помощи по всей стране" <15>.
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Выступая 30 мая 2022 г. на оперативном совещании со своими заместителями, Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин отметил, что "по поручению Президента Правительство совместно с региональными властями реализует масштабную программу модернизации первичного звена здравоохранения. Задача - привести наши больницы и поликлиники в достойное состояние, чтобы там было все необходимое для обследования и лечения пациентов. Причем так должно быть по всей стране - в каждом городе и населенном пункте, даже если речь идет о совсем небольших поселках... Все это востребовано гражданами. И мы вместе с российскими субъектами продолжим работать над решением задач, которые стоят перед нашим здравоохранением, чтобы повысить качество и доступность медицинской помощи по всей стране" <15>.
Статья: Проблемные вопросы закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)Вопросы возникают и в части использования КТРУ. Например, в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения могут быть закуплены только медицинские изделия, включенные в перечень, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 28.12.2020 N 1379н. Проблема заключается в том, что в перечне указаны конкретные наименования и коды видов медицинских изделий, что ставит вопрос о возможности указать такие сведения в качестве характеристики объекта закупки (во избежание отказа в оплате закупленного оборудования или ответственности за нецелевой характер расходования выделенных средств).
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)Вопросы возникают и в части использования КТРУ. Например, в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения могут быть закуплены только медицинские изделия, включенные в перечень, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 28.12.2020 N 1379н. Проблема заключается в том, что в перечне указаны конкретные наименования и коды видов медицинских изделий, что ставит вопрос о возможности указать такие сведения в качестве характеристики объекта закупки (во избежание отказа в оплате закупленного оборудования или ответственности за нецелевой характер расходования выделенных средств).
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Напомню, что в прошлом году стартовала программа модернизации первичного звена здравоохранения. В поликлиники, ФАПы люди в первую очередь и обращаются за помощью и именно по их работе, как правило, в целом и оценивают качество системы здравоохранения. Я прошу руководителей регионов держать под контролем ход этой программы. Подчеркну, главный критерий успешности здесь не какие-то сухие отчеты о проведенных мероприятиях, ремонтах, а реальный рост удовлетворенности граждан медицинской помощью.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Напомню, что в прошлом году стартовала программа модернизации первичного звена здравоохранения. В поликлиники, ФАПы люди в первую очередь и обращаются за помощью и именно по их работе, как правило, в целом и оценивают качество системы здравоохранения. Я прошу руководителей регионов держать под контролем ход этой программы. Подчеркну, главный критерий успешности здесь не какие-то сухие отчеты о проведенных мероприятиях, ремонтах, а реальный рост удовлетворенности граждан медицинской помощью.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Заказчику требовался облучатель ультрафиолетовый бактерицидный, код КТРУ 32.50.1950.190-00002849, код вида по НКМИ 131980. Этот код был закреплен в проекте контракта в соответствии с Приказом Минздрава России от 28.12.2020 N 1379н "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения".
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Заказчику требовался облучатель ультрафиолетовый бактерицидный, код КТРУ 32.50.1950.190-00002849, код вида по НКМИ 131980. Этот код был закреплен в проекте контракта в соответствии с Приказом Минздрава России от 28.12.2020 N 1379н "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения".
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Так, в Костромской области по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело в связи с длительным неисполнением проавансированных работ по капитальному ремонту отделения дневного стационара больницы в рамках реализации программы "Модернизация первичного звена здравоохранения", ущерб превысил 21,6 млн руб. В результате принятых прокуратурой Санкт-Петербурга мер в Научно-исследовательском институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе введен в действие дорогостоящий томограф для выполнения исследований сердца и головного мозга.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Так, в Костромской области по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело в связи с длительным неисполнением проавансированных работ по капитальному ремонту отделения дневного стационара больницы в рамках реализации программы "Модернизация первичного звена здравоохранения", ущерб превысил 21,6 млн руб. В результате принятых прокуратурой Санкт-Петербурга мер в Научно-исследовательском институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе введен в действие дорогостоящий томограф для выполнения исследований сердца и головного мозга.
Статья: Обеспечение доступности медицинской помощи как новелла конституционно-правового статуса института местного самоуправления в Российской Федерации: кадры, инфраструктура, территории
(Чуб Н.В., Петров Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)<4> Модернизация первичного звена здравоохранения в России: предпосылки, принципы и перспективы развития. URL: https://health.bashkortostan.ru/presscenter/news/351953 (дата обращения: 27.04.2022).
(Чуб Н.В., Петров Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)<4> Модернизация первичного звена здравоохранения в России: предпосылки, принципы и перспективы развития. URL: https://health.bashkortostan.ru/presscenter/news/351953 (дата обращения: 27.04.2022).
Статья: К вопросу об обеспечении доступности медицинской помощи органами местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)<10> См. например: Методические рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения, которые разработаны во исполнение п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" // СПС "КонсультантПлюс".
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)<10> См. например: Методические рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения, которые разработаны во исполнение п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Так, в первой части Послания глава государства озвучил данные демографической статистики, на основе которых предложил концептуальные направления долгосрочной государственной поддержки семьи, материнства и детства (создание объектов социальной инфраструктуры, прямые выплаты семьям с низкими доходами, дополнительные меры по программе материнского капитала, повышение доступности бесплатного высшего очного образования, модернизация первичного звена здравоохранения). Комплексный характер этих инициатив обеспечивает развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Исходя из этого во второй части Послания Президент России В.В. Путин выделил основные направления формирования устойчивого макроэкономического фундамента, наличие которого позволит обеспечить развитие национальной экономики в долгосрочном периоде (стимулирование инвестиций, реформа контрольно-надзорной деятельности, развитие отечественных социально значимых интернет-сервисов). Резюмируя изложенное, глава государства отметил, что потенциал конституционных норм далеко не исчерпан, но заданные высокие ориентиры социально-экономического развития требуют внесения поправок в конституционный текст. Эти поправки были названы им "обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства". Таким образом, сама концепция поправок опиралась на устоявшиеся представления о социальном государстве, обладающем внешней и внутренней устойчивостью, стабильностью социально-экономических отношений и развитой системой социальных лифтов. Признавая важность других параметров, отмеченных в президентской концепции (поддержание суверенитета, обороноспособности, многополярного мирового правопорядка), остановимся именно на социальных аспектах как наиболее близких и понятных для граждан. Наполнение принципа социального государства реальным содержанием получило справедливую оценку как одно из главных направлений реформы <12>, а его реализация в данный момент может быть признана состоявшейся.
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Так, в первой части Послания глава государства озвучил данные демографической статистики, на основе которых предложил концептуальные направления долгосрочной государственной поддержки семьи, материнства и детства (создание объектов социальной инфраструктуры, прямые выплаты семьям с низкими доходами, дополнительные меры по программе материнского капитала, повышение доступности бесплатного высшего очного образования, модернизация первичного звена здравоохранения). Комплексный характер этих инициатив обеспечивает развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Исходя из этого во второй части Послания Президент России В.В. Путин выделил основные направления формирования устойчивого макроэкономического фундамента, наличие которого позволит обеспечить развитие национальной экономики в долгосрочном периоде (стимулирование инвестиций, реформа контрольно-надзорной деятельности, развитие отечественных социально значимых интернет-сервисов). Резюмируя изложенное, глава государства отметил, что потенциал конституционных норм далеко не исчерпан, но заданные высокие ориентиры социально-экономического развития требуют внесения поправок в конституционный текст. Эти поправки были названы им "обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства". Таким образом, сама концепция поправок опиралась на устоявшиеся представления о социальном государстве, обладающем внешней и внутренней устойчивостью, стабильностью социально-экономических отношений и развитой системой социальных лифтов. Признавая важность других параметров, отмеченных в президентской концепции (поддержание суверенитета, обороноспособности, многополярного мирового правопорядка), остановимся именно на социальных аспектах как наиболее близких и понятных для граждан. Наполнение принципа социального государства реальным содержанием получило справедливую оценку как одно из главных направлений реформы <12>, а его реализация в данный момент может быть признана состоявшейся.
Статья: Административно-правовые инструменты повышения доступности и качества медицинской помощи на малых и удаленных территориях
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Кроме того, административно-правовой механизм включает в себя разработку и реализацию государственных и региональных программ в сфере здравоохранения, в которых формализованы задачи по обеспечению территориальной доступности медицинских услуг. В этом контексте особое значение имеет Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации" <3>, где закреплены принципы программного регулирования, ориентированные на выравнивание доступности помощи между различными группами территорий.
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Кроме того, административно-правовой механизм включает в себя разработку и реализацию государственных и региональных программ в сфере здравоохранения, в которых формализованы задачи по обеспечению территориальной доступности медицинских услуг. В этом контексте особое значение имеет Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации" <3>, где закреплены принципы программного регулирования, ориентированные на выравнивание доступности помощи между различными группами территорий.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В перечне общих мер по социальному развитию Арктической зоны Российской Федерации предусмотрены <1> меры нормативного, прогнозного и организационного характера. Среди первых: разработка и утверждение стандартов оказания гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, медицинской помощи по отдельным заболеваниям; установление для медицинских организаций, их филиалов или подразделений, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отдельных нормативов численности медицинских работников и стандартов оснащения исходя из статистики заболеваемости граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и числа случаев медицинской эвакуации; утверждение и реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения; формирование правовой основы для механизма государственной поддержки реализации корпоративных программ по укреплению здоровья на рабочем месте; установление в законодательстве Российской Федерации особенностей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Арктической зоне РФ; оптимизация размещения объектов социальной инфраструктуры в Арктической зоне РФ в целях обеспечения доступности соответствующих услуг для населения, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации; создание федерального центра арктической медицины; совершенствование механизмов государственного финансирования оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной доступности.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В перечне общих мер по социальному развитию Арктической зоны Российской Федерации предусмотрены <1> меры нормативного, прогнозного и организационного характера. Среди первых: разработка и утверждение стандартов оказания гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, медицинской помощи по отдельным заболеваниям; установление для медицинских организаций, их филиалов или подразделений, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отдельных нормативов численности медицинских работников и стандартов оснащения исходя из статистики заболеваемости граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и числа случаев медицинской эвакуации; утверждение и реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения; формирование правовой основы для механизма государственной поддержки реализации корпоративных программ по укреплению здоровья на рабочем месте; установление в законодательстве Российской Федерации особенностей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Арктической зоне РФ; оптимизация размещения объектов социальной инфраструктуры в Арктической зоне РФ в целях обеспечения доступности соответствующих услуг для населения, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации; создание федерального центра арктической медицины; совершенствование механизмов государственного финансирования оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной доступности.