Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ
Подборка наиболее важных документов по запросу Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.09.2015 N 66-АПГ15-21
Требование: О пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Обстоятельства: На принадлежащем заявителю земельном участке размещено нежилое здание насосной с двумя скважинами. Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть определена по 8 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку земельный участок обоснованно отнесен именно к 13-му виду разрешенного использования, то есть к земельным участкам, предназначенным для разработки полезных ископаемых.Согласно пункту 1 статьи 8 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ полезными ископаемыми признаются содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления непосредственно или после переработки.
Требование: О пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Обстоятельства: На принадлежащем заявителю земельном участке размещено нежилое здание насосной с двумя скважинами. Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть определена по 8 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку земельный участок обоснованно отнесен именно к 13-му виду разрешенного использования, то есть к земельным участкам, предназначенным для разработки полезных ископаемых.Согласно пункту 1 статьи 8 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ полезными ископаемыми признаются содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления непосредственно или после переработки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус горной выработки как объекта обложения налогом на имущество организаций
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Что касается такого признака недвижимой вещи, как возможность причинения несоразмерного ущерба назначению объекта при его перемещении, то, как отмечено в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2018 года N Ф02-5421/2018 по делу N А78-3062/2018, специфика горной выработки, расположенной в глубине земли, не позволяет оценивать последствия ее перемещения в замкнутом пространстве (в пространстве недр). Более того, перемещение техногенной полости - это фактическое увеличение ее протяженности или иных характеристик, что самой горной выработке никакого несоразмерного ущерба не приносит. В этом случае имеет место нанесение ущерба самим недрам. Такой подход корреспондирует с положениями статьи 296 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, в которой указано, что горное имущество "не может быть отделено от участка недр без нанесения несоразмерного ущерба недрам".
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Что касается такого признака недвижимой вещи, как возможность причинения несоразмерного ущерба назначению объекта при его перемещении, то, как отмечено в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2018 года N Ф02-5421/2018 по делу N А78-3062/2018, специфика горной выработки, расположенной в глубине земли, не позволяет оценивать последствия ее перемещения в замкнутом пространстве (в пространстве недр). Более того, перемещение техногенной полости - это фактическое увеличение ее протяженности или иных характеристик, что самой горной выработке никакого несоразмерного ущерба не приносит. В этом случае имеет место нанесение ущерба самим недрам. Такой подход корреспондирует с положениями статьи 296 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, в которой указано, что горное имущество "не может быть отделено от участка недр без нанесения несоразмерного ущерба недрам".
Статья: Участок недр: особая недвижимая вещь или исключенный из оборота объект публичной собственности?
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)<23> Статья 52 Модельного кодекса о недрах и недропользовании, принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 07.12.2002 N 20-8, определяет участок недр как "геометризированный блок недр с определенными в установленном порядке пространственными границами".
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)<23> Статья 52 Модельного кодекса о недрах и недропользовании, принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 07.12.2002 N 20-8, определяет участок недр как "геометризированный блок недр с определенными в установленном порядке пространственными границами".
Нормативные акты
Постановление N 43-10 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ
"О рекомендациях "Основные термины и понятия в экологической сфере"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2015)Геотермальные ресурсы - часть геоэнергетических ресурсов, включающая все продукты геотермальных процессов, в том числе подземные геотермальные воды, пар и рассолы, учитывая искусственно введенные в подземные геотермальные формации; тепло и иную энергию, содержащуюся в подземных геотермальных формациях. (Модельный Кодекс о недрах и недропользовании для государств - участников Содружества Независимых Государств)
"О рекомендациях "Основные термины и понятия в экологической сфере"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2015)Геотермальные ресурсы - часть геоэнергетических ресурсов, включающая все продукты геотермальных процессов, в том числе подземные геотермальные воды, пар и рассолы, учитывая искусственно введенные в подземные геотермальные формации; тепло и иную энергию, содержащуюся в подземных геотермальных формациях. (Модельный Кодекс о недрах и недропользовании для государств - участников Содружества Независимых Государств)
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ст. 253 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, принятого в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-8 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, различают естественные (природные) и искусственные (техногенные), то есть созданные в результате человеческой деятельности, полости недр.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ст. 253 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, принятого в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-8 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, различают естественные (природные) и искусственные (техногенные), то есть созданные в результате человеческой деятельности, полости недр.
Статья: Правовое регулирование в области обеспечения охраны недр при разработке нефтяных месторождений в Российской Федерации и в СНГ
(Салиев И.Р.)
("Энергетическое право", 2014, N 2)Необходимы также законодательные акты в сфере рационального пользования нефтегазоносными участками недр. В действующем российском законодательстве о недрах не дается определение рационального использования недр, а установлены в целом требования к разработке месторождений полезных ископаемых. В ст. 123 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ под рациональным использованием недр понимается осуществление такого комплекса технических, технологических, правовых, организационных, финансово-кредитных, налоговых и иных мероприятий, которые в процессе изучения, освоения и использования ресурсов недр при соблюдении установленных лимитов, норм, стандартов и правил недропользования дают государству и обществу наибольший социально-экономический эффект от использования природных ресурсов недр. Охрана недр - система мероприятий, осуществляемых с целью наиболее полного (комплексного) извлечения полезных ископаемых из недр и максимально возможного экономически целесообразного уменьшения потерь при разработке месторождений, а также сохранения геологической среды в состоянии равновесия с техногенным воздействием.
(Салиев И.Р.)
("Энергетическое право", 2014, N 2)Необходимы также законодательные акты в сфере рационального пользования нефтегазоносными участками недр. В действующем российском законодательстве о недрах не дается определение рационального использования недр, а установлены в целом требования к разработке месторождений полезных ископаемых. В ст. 123 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ под рациональным использованием недр понимается осуществление такого комплекса технических, технологических, правовых, организационных, финансово-кредитных, налоговых и иных мероприятий, которые в процессе изучения, освоения и использования ресурсов недр при соблюдении установленных лимитов, норм, стандартов и правил недропользования дают государству и обществу наибольший социально-экономический эффект от использования природных ресурсов недр. Охрана недр - система мероприятий, осуществляемых с целью наиболее полного (комплексного) извлечения полезных ископаемых из недр и максимально возможного экономически целесообразного уменьшения потерь при разработке месторождений, а также сохранения геологической среды в состоянии равновесия с техногенным воздействием.
"Комментарий к Федеральному закону от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
(постатейный)
(Велиева Д.С., Полит О.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)<41> Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-8 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
(постатейный)
(Велиева Д.С., Полит О.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)<41> Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-8 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
Статья: Еще раз о правовой природе концессионного соглашения
(Налетов К.И.)
("Право и политика", 2005, N 3)Ни один современный российский нормативный акт, касающийся соглашений о разделе продукции, не называет их прямо концессионными соглашениями. Однако согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ "О соглашениях о разделе продукции" 1995 г., последнее является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Автор согласен с мнением С.А. Сосны, приведенным в монографии "Концессионные соглашения. Теория и практика", что СРП являются видом концессии, поскольку правовая природа данных форм взаимодействия государства и инвесторов практически совпадает <*>. Различие этих двух правоотношений состоит лишь в том, что, во-первых, концессионное соглашение предполагает в основном денежную форму платы за пользование недрами - роялти, в то время как режим СРП оставляет возможность взимать плату за пользование недрами и эксплуатацию природных ресурсов в товарной форме с целью минимизации валютного риска. Однако анализ законодательства государств о недрах, инвестиционного законодательства, конкретных концессионных соглашений показывает, что этот отличительный признак относителен. Практически все концессионные договоры в сфере недропользования и инвестиционное законодательство Советской России периода НЭПа предполагали возможность перехода с денежной формы оплаты, роялти, на натуральную <**>. В ряде случаев имел место комплексный подход - часть платежей взималась в денежной, часть - в натуральной форме <***>. Второй отличительный признак СРП состоит в том, что инвестор (в отличие от концессионера в концессионном соглашении) обладает правом собственности лишь на часть произведенной им продукции. Очевидно, что второй признак вытекает в данном случае из первого. Лишним подтверждением единства СРП и концессионных соглашений являются нормы Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ (принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 20-8 от 7 декабря 2002 года)). Согласно положению пункта 2 ст. 48 данного Модельного кодекса как в соглашениях о разделе продукции, так и в "договорах о концессиях" возможен раздел между государством и недропользователем добытых полезных ископаемых в указанных в документах долях. Согласно п. 3 ст. 62 этого же акта государство может установить для инвестора - стороны соглашения о разделе продукции - обязанность внесения платежей за пользование недрами как в виде определяемой в соглашении доли продукции, так и в виде установленной денежной суммы за каждую единицу площади используемой инвестором поверхности. При этом в рамках одного соглашения возможна комбинированная схема платежей.
(Налетов К.И.)
("Право и политика", 2005, N 3)Ни один современный российский нормативный акт, касающийся соглашений о разделе продукции, не называет их прямо концессионными соглашениями. Однако согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ "О соглашениях о разделе продукции" 1995 г., последнее является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Автор согласен с мнением С.А. Сосны, приведенным в монографии "Концессионные соглашения. Теория и практика", что СРП являются видом концессии, поскольку правовая природа данных форм взаимодействия государства и инвесторов практически совпадает <*>. Различие этих двух правоотношений состоит лишь в том, что, во-первых, концессионное соглашение предполагает в основном денежную форму платы за пользование недрами - роялти, в то время как режим СРП оставляет возможность взимать плату за пользование недрами и эксплуатацию природных ресурсов в товарной форме с целью минимизации валютного риска. Однако анализ законодательства государств о недрах, инвестиционного законодательства, конкретных концессионных соглашений показывает, что этот отличительный признак относителен. Практически все концессионные договоры в сфере недропользования и инвестиционное законодательство Советской России периода НЭПа предполагали возможность перехода с денежной формы оплаты, роялти, на натуральную <**>. В ряде случаев имел место комплексный подход - часть платежей взималась в денежной, часть - в натуральной форме <***>. Второй отличительный признак СРП состоит в том, что инвестор (в отличие от концессионера в концессионном соглашении) обладает правом собственности лишь на часть произведенной им продукции. Очевидно, что второй признак вытекает в данном случае из первого. Лишним подтверждением единства СРП и концессионных соглашений являются нормы Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ (принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 20-8 от 7 декабря 2002 года)). Согласно положению пункта 2 ст. 48 данного Модельного кодекса как в соглашениях о разделе продукции, так и в "договорах о концессиях" возможен раздел между государством и недропользователем добытых полезных ископаемых в указанных в документах долях. Согласно п. 3 ст. 62 этого же акта государство может установить для инвестора - стороны соглашения о разделе продукции - обязанность внесения платежей за пользование недрами как в виде определяемой в соглашении доли продукции, так и в виде установленной денежной суммы за каждую единицу площади используемой инвестором поверхности. При этом в рамках одного соглашения возможна комбинированная схема платежей.
Статья: Методы унификации права на примере правового регулирования иностранных инвестиций
(Пакерман Г.А.)
("Журнал российского права", 2009, N 4)<30> Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. // Информ. бюл. МПА государств - участников СНГ. 2003. N 30.
(Пакерман Г.А.)
("Журнал российского права", 2009, N 4)<30> Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. // Информ. бюл. МПА государств - участников СНГ. 2003. N 30.
"Комментарий к Федеральному закону от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"
(постатейный)
(Кузнецов К.Б.)
(под ред. А.Ю. Москвичева)
("ЭлКниги", 2012)В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (в том числе мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В свою очередь, в соответствии с Модельным кодексом о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ газ отнесен к стратегическим полезным ископаемым, а значит, газ подлежит закладке в резерв. Основания и порядок выпуска (в том числе использования) материальных ценностей (в том числе газа) из государственного резерва установлены ст. 13 ФЗ "О государственном материальном резерве". Выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется:
(постатейный)
(Кузнецов К.Б.)
(под ред. А.Ю. Москвичева)
("ЭлКниги", 2012)В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (в том числе мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В свою очередь, в соответствии с Модельным кодексом о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ газ отнесен к стратегическим полезным ископаемым, а значит, газ подлежит закладке в резерв. Основания и порядок выпуска (в том числе использования) материальных ценностей (в том числе газа) из государственного резерва установлены ст. 13 ФЗ "О государственном материальном резерве". Выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется:
Статья: Противодействие недружественному поглощению и рейдерству предприятий минерально-сырьевого комплекса России (имущественный аспект)
(Букреев В.В., Рудык Э.Н., Смирнов О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 6)Следует отметить, что в отличие от российского законодательства в Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 года N 20-8, нормы которого имеют приоритет перед российским Законом о недрах, вопрос о титульном собственнике горного имущества остался открытым (статья 295).
(Букреев В.В., Рудык Э.Н., Смирнов О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 6)Следует отметить, что в отличие от российского законодательства в Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 года N 20-8, нормы которого имеют приоритет перед российским Законом о недрах, вопрос о титульном собственнике горного имущества остался открытым (статья 295).
Статья: Еще раз о правовой природе концессионного соглашения в сфере недропользования
(Налетов К.И.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 10)Заслуживает внимания опыт современной России в области заключения соглашений о разделе продукций, которые по своей сути являются видом концессионных соглашений в сфере недропользования. Ни один современный российский нормативный акт, касающийся соглашений о разделе продукции, не называет их прямо концессионными соглашениями. Однако согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" последнее является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение о разделе продукции (СРП) является видом концессии, поскольку правовая природа данных форм взаимодействия государства и инвесторов практически совпадает. Различие этих двух правоотношений состоит лишь в двух следующих аспектах. Первый состоит в том, что концессионное соглашение предполагает в основном денежную форму платы за пользование недрами - роялти, в то время как режим СРП оставляет возможность взимать плату за пользование недрами и эксплуатацию природных ресурсов в товарной форме с целью минимизации валютного риска. Однако анализ законодательства государств о недрах, инвестиционного законодательства, конкретных концессионных соглашений показывает, что этот отличительный признак весьма относителен. Практически все концессионные договоры в сфере недропользования и концессионное законодательство Советской России периода НЭПа предполагали возможность перехода с денежной формы оплаты роялти на натуральную. В ряде случаев имел место комплексный подход: часть платежей взималась в денежной, часть - в натуральной форме. Второй аспект, отличающий СРП от концессии, состоит в том, что инвестор (в отличие от концессионера в концессионном соглашении) обладает правом собственности лишь на часть произведенной им продукции). Второй признак взаимно связан с первым, и оба они позволяют лишь отграничить один вид концессионного правоотношения от другого, но отнюдь не являются родовыми признаками. Единство концессий и СРП лишний раз подтверждается нормами международного права, которое, как известно, играет роль катализатора развития права национального. Модельный кодекс "О недрах и недропользовании для государств - участников СНГ", принятый на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 7 декабря 2002 г. N 20-8), в п. 2 ст. 48 фактически отождествил режим СРП и концессий, закрепив возможность раздела добытых полезных ископаемых в качестве платы за пользование недрами. С положениями этого пункта согласовывается норма, закрепленная п. 3 ст. 62 Модельного кодекса, посвященная соглашениям о разделе продукции, предоставляющая право государству - реципиенту капитала установить для инвестора обязанность внесения платежей за пользование недрами в виде определяемой в соглашении доли продукции и (или) установленной денежной суммы за каждую единицу площади используемой инвестором поверхности. Это также нивелирует различия между СРП и концессией как правовыми формами предоставления недр для добычи полезных ископаемых. Наконец, норма п. 3 ст. 67 Модельного кодекса, посвященная концессии на пользование недрами, предоставляет государству-реципиенту право установить для инвестора обязанность внесения платежей за пользование недрами (концессионной платы) лишь в виде определяемой в договоре установленной денежной суммы за каждую единицу добытой продукции и (или) за каждую единицу площади используемой концессионером поверхности. Таким образом, Модельным законом в качестве платы за концессию предполагается натуральный (как при режиме СРП) характер платежей.
(Налетов К.И.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 10)Заслуживает внимания опыт современной России в области заключения соглашений о разделе продукций, которые по своей сути являются видом концессионных соглашений в сфере недропользования. Ни один современный российский нормативный акт, касающийся соглашений о разделе продукции, не называет их прямо концессионными соглашениями. Однако согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" последнее является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение о разделе продукции (СРП) является видом концессии, поскольку правовая природа данных форм взаимодействия государства и инвесторов практически совпадает. Различие этих двух правоотношений состоит лишь в двух следующих аспектах. Первый состоит в том, что концессионное соглашение предполагает в основном денежную форму платы за пользование недрами - роялти, в то время как режим СРП оставляет возможность взимать плату за пользование недрами и эксплуатацию природных ресурсов в товарной форме с целью минимизации валютного риска. Однако анализ законодательства государств о недрах, инвестиционного законодательства, конкретных концессионных соглашений показывает, что этот отличительный признак весьма относителен. Практически все концессионные договоры в сфере недропользования и концессионное законодательство Советской России периода НЭПа предполагали возможность перехода с денежной формы оплаты роялти на натуральную. В ряде случаев имел место комплексный подход: часть платежей взималась в денежной, часть - в натуральной форме. Второй аспект, отличающий СРП от концессии, состоит в том, что инвестор (в отличие от концессионера в концессионном соглашении) обладает правом собственности лишь на часть произведенной им продукции). Второй признак взаимно связан с первым, и оба они позволяют лишь отграничить один вид концессионного правоотношения от другого, но отнюдь не являются родовыми признаками. Единство концессий и СРП лишний раз подтверждается нормами международного права, которое, как известно, играет роль катализатора развития права национального. Модельный кодекс "О недрах и недропользовании для государств - участников СНГ", принятый на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 7 декабря 2002 г. N 20-8), в п. 2 ст. 48 фактически отождествил режим СРП и концессий, закрепив возможность раздела добытых полезных ископаемых в качестве платы за пользование недрами. С положениями этого пункта согласовывается норма, закрепленная п. 3 ст. 62 Модельного кодекса, посвященная соглашениям о разделе продукции, предоставляющая право государству - реципиенту капитала установить для инвестора обязанность внесения платежей за пользование недрами в виде определяемой в соглашении доли продукции и (или) установленной денежной суммы за каждую единицу площади используемой инвестором поверхности. Это также нивелирует различия между СРП и концессией как правовыми формами предоставления недр для добычи полезных ископаемых. Наконец, норма п. 3 ст. 67 Модельного кодекса, посвященная концессии на пользование недрами, предоставляет государству-реципиенту право установить для инвестора обязанность внесения платежей за пользование недрами (концессионной платы) лишь в виде определяемой в договоре установленной денежной суммы за каждую единицу добытой продукции и (или) за каждую единицу площади используемой концессионером поверхности. Таким образом, Модельным законом в качестве платы за концессию предполагается натуральный (как при режиме СРП) характер платежей.
Статья: Государственное управление отношениями недропользования в Российской Федерации
(Салиева Р.Н.)
("Энергетическое право", 2014, N 2)Еще один пример организации управления в области использования и охраны недр - это законодательство стран СНГ. В Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ содержится раздел II. "Государственное управление и регулирование в области использования и охраны недр", в котором определены цель и задачи государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр, основные начала государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр, а также основные принципы государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр. В частности, приведены такие принципы, как: обеспечение экологической безопасности и безопасности населения; деятельность по использованию и охране недр как объекта государственного управления и регулирования; государственные программы в области изучения, использования и охраны недр; государственный мониторинг недр; государственный учет запасов полезных ископаемых и иных ресурсов недр; государственная экспертиза в области изучения, использования и охраны недр; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственный кадастр техногенных месторождений; государственный баланс запасов полезных ископаемых; государственное нормирование в области использования и охраны недр; государственный учет и государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; антимонопольное регулирование в области использования недр и другие. Содержание каждого принципа раскрыто в соответствующей статье Модельного кодекса. Так, например, по вопросам государственного управления недрами и ресурсами недр как объектами собственности определено следующее: "В соответствии с Конституцией государства недра являются носителем природных ресурсов, которые используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения. Государство осуществляет управление государственной собственностью на недра и государственное регулирование деятельности по использованию и охране недр <9>.
(Салиева Р.Н.)
("Энергетическое право", 2014, N 2)Еще один пример организации управления в области использования и охраны недр - это законодательство стран СНГ. В Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ содержится раздел II. "Государственное управление и регулирование в области использования и охраны недр", в котором определены цель и задачи государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр, основные начала государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр, а также основные принципы государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр. В частности, приведены такие принципы, как: обеспечение экологической безопасности и безопасности населения; деятельность по использованию и охране недр как объекта государственного управления и регулирования; государственные программы в области изучения, использования и охраны недр; государственный мониторинг недр; государственный учет запасов полезных ископаемых и иных ресурсов недр; государственная экспертиза в области изучения, использования и охраны недр; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственный кадастр техногенных месторождений; государственный баланс запасов полезных ископаемых; государственное нормирование в области использования и охраны недр; государственный учет и государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; антимонопольное регулирование в области использования недр и другие. Содержание каждого принципа раскрыто в соответствующей статье Модельного кодекса. Так, например, по вопросам государственного управления недрами и ресурсами недр как объектами собственности определено следующее: "В соответствии с Конституцией государства недра являются носителем природных ресурсов, которые используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения. Государство осуществляет управление государственной собственностью на недра и государственное регулирование деятельности по использованию и охране недр <9>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"
(постатейный)
(Ляпина О.А., Колоколов А.В., Свечникова И.В., Кощеев С.А., Артемьев Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)В области недропользования ключевым нормативным правовым актом является Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", который регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер. Важные нормы закреплены также в Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ (принят в г. Санкт-Петербурге 7 декабря 2002 г. Постановлением 20-8 на 20-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).
(постатейный)
(Ляпина О.А., Колоколов А.В., Свечникова И.В., Кощеев С.А., Артемьев Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)В области недропользования ключевым нормативным правовым актом является Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", который регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер. Важные нормы закреплены также в Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ (принят в г. Санкт-Петербурге 7 декабря 2002 г. Постановлением 20-8 на 20-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).