Многодетная семья Ярославская область
Подборка наиболее важных документов по запросу Многодетная семья Ярославская область (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 26.11.2024 N 33а-7875/2024 (УИД 76RS0013-02-2023-006371-90)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что семья истцов воспитывает восемь детей и полностью соответствует установленным нормативными правовыми актами критериям, определенным государственной программой.
Решение: Отказано.С учетом данного обстоятельства, требований раздела II Порядка предоставления субсидий семьям, воспитывающим восемь и более детей, на улучшение жилищных условий (приложение 34 к подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2020 - 2025 годы) о том, что многодетная семья не включается в список получателей субсидии при наличии ранее реализованного членами многодетной семьи права на улучшение жилищных условий с использованием средств бюджетов всех уровней, семья М.О. и М.И. не была включена в список получателей субсидии при его формировании по состоянию на 25.08.2023.
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что семья истцов воспитывает восемь детей и полностью соответствует установленным нормативными правовыми актами критериям, определенным государственной программой.
Решение: Отказано.С учетом данного обстоятельства, требований раздела II Порядка предоставления субсидий семьям, воспитывающим восемь и более детей, на улучшение жилищных условий (приложение 34 к подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2020 - 2025 годы) о том, что многодетная семья не включается в список получателей субсидии при наличии ранее реализованного членами многодетной семьи права на улучшение жилищных условий с использованием средств бюджетов всех уровней, семья М.О. и М.И. не была включена в список получателей субсидии при его формировании по состоянию на 25.08.2023.
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 15.10.2024 N 33а-7393/2024 (УИД 76RS0005-01-2024-000375-41)
Категория: Споры в сфере транспорта и безопасности дорожного движения.
Требования прокурора: 1) О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по обеспечению транспортной доступности; 2) Об обязании обеспечить функционирование дорожной сети и транспортную доступность.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что бездействие органа местного самоуправления по обеспечению транспортной доступности земельных участков не соответствовало требованиям законодательства и нарушало права неопределенного круга лиц.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Установив данные обстоятельства, а также принимая во внимание, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, выполняется соответствующим муниципальным образованием (в данном случае администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области) в порядке решения вопросов местного значения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы льготной категории граждан.
Категория: Споры в сфере транспорта и безопасности дорожного движения.
Требования прокурора: 1) О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по обеспечению транспортной доступности; 2) Об обязании обеспечить функционирование дорожной сети и транспортную доступность.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что бездействие органа местного самоуправления по обеспечению транспортной доступности земельных участков не соответствовало требованиям законодательства и нарушало права неопределенного круга лиц.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Установив данные обстоятельства, а также принимая во внимание, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, выполняется соответствующим муниципальным образованием (в данном случае администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области) в порядке решения вопросов местного значения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы льготной категории граждан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Многодетная семья как феномен социально-правового пространства
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Что касается определения многодетной семьи, то на федеральном уровне оно не дается. Данный "антидефинитивный" эпизод законодательства, как следует из предыдущих рассуждений, применительно к отношениям с семейным элементом является скорее обыкновением, нежели исключением из правила <8>. Проблема переброшена на региональный уровень, а там по вполне известным причинам расцвечена значительным разнообразием подходов, где условно общим критерием является только количественный: к многодетной относятся семьи с тремя и более детьми. А далее - спектр значимых нюансов, главный из которых касается возраста младшего или старшего ребенка в семье с тремя детьми, так как в зависимости от этого семья может исключаться из группы и лишаться части льгот. Так, в норме ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" фиксируется, что многодетной семья квалифицируется, если в ней родились и воспитываются трое и больше детей (включая усыновленных/удочеренных <9>, пасынков, падчериц) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а при его/ее обучении в учреждении общеобразовательного типа - 18 лет (дети, находящиеся на полном государственном обеспечении или в отношении которых родители лишены родительских прав, не учитываются). Социальный кодекс Ярославской области не раскрывает признаков рассматриваемого понятия. Однако в другом региональном законе, посвященном вопросам бесплатного предоставления земельных участков (N 22-з от 27 апреля 2007 г.), предусматривается, что право на соответствующие льготы имеют семьи с тремя и более родными и/или усыновленными/удочеренными детьми, не достигшими возраста 18 лет. Во многих регионах его конкретизация также ограничивается простым указанием на число детей - три и более (Ивановская, Костромская области, Чувашская Республика и др.). При этом очевидно, что означенная ранее тонкость нередко относится к числу принципиальных. Очевидно также, что при определенных условиях справедливой была бы возрастная пролонгация статуса многодетной семьи - для приобретения или сохранения тех или иных льгот. Так, например, социальное законодательство предусматривает для детей, оставшихся без попечения родителей и продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях (колледжах, вузах), выплату пособий по случаю потери кормильца на период их пребывания там (но не свыше 23 лет) <10>. В этой связи вызывает одобрение позиция Социального кодекса Ленинградской области, в которой сделана именно данная оговорка. К особому типу семьи относится "родительско-детская общность", основанная на такой форме союза, как приемная семья (до 8 детей) <11>.
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Что касается определения многодетной семьи, то на федеральном уровне оно не дается. Данный "антидефинитивный" эпизод законодательства, как следует из предыдущих рассуждений, применительно к отношениям с семейным элементом является скорее обыкновением, нежели исключением из правила <8>. Проблема переброшена на региональный уровень, а там по вполне известным причинам расцвечена значительным разнообразием подходов, где условно общим критерием является только количественный: к многодетной относятся семьи с тремя и более детьми. А далее - спектр значимых нюансов, главный из которых касается возраста младшего или старшего ребенка в семье с тремя детьми, так как в зависимости от этого семья может исключаться из группы и лишаться части льгот. Так, в норме ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" фиксируется, что многодетной семья квалифицируется, если в ней родились и воспитываются трое и больше детей (включая усыновленных/удочеренных <9>, пасынков, падчериц) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а при его/ее обучении в учреждении общеобразовательного типа - 18 лет (дети, находящиеся на полном государственном обеспечении или в отношении которых родители лишены родительских прав, не учитываются). Социальный кодекс Ярославской области не раскрывает признаков рассматриваемого понятия. Однако в другом региональном законе, посвященном вопросам бесплатного предоставления земельных участков (N 22-з от 27 апреля 2007 г.), предусматривается, что право на соответствующие льготы имеют семьи с тремя и более родными и/или усыновленными/удочеренными детьми, не достигшими возраста 18 лет. Во многих регионах его конкретизация также ограничивается простым указанием на число детей - три и более (Ивановская, Костромская области, Чувашская Республика и др.). При этом очевидно, что означенная ранее тонкость нередко относится к числу принципиальных. Очевидно также, что при определенных условиях справедливой была бы возрастная пролонгация статуса многодетной семьи - для приобретения или сохранения тех или иных льгот. Так, например, социальное законодательство предусматривает для детей, оставшихся без попечения родителей и продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях (колледжах, вузах), выплату пособий по случаю потери кормильца на период их пребывания там (но не свыше 23 лет) <10>. В этой связи вызывает одобрение позиция Социального кодекса Ленинградской области, в которой сделана именно данная оговорка. К особому типу семьи относится "родительско-детская общность", основанная на такой форме союза, как приемная семья (до 8 детей) <11>.
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.08.2006 N 30
"Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.09.2006 N 8190)Вместе с тем из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
"Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.09.2006 N 8190)Вместе с тем из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
Распоряжение Правительства Москвы от 25.05.2009 N 1042-РП
"О проведении Дней Москвы в Ярославской области и сессии Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) в городе Ярославле"4.4. Осуществить оплату расходов на приобретение подарков для вручения ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., жителям Ярославской области - участникам битвы под Москвой, многодетным семьям Ярославской области (численностью от 7 до 12 детей); компьютерного оборудования, предназначенного для вручения детям-инвалидам Ярославской области с ограниченными возможностями (37 компьютеров с программным обеспечением); подарков, предназначенных для вручения областным специализированным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет и в пределах средств, предусмотренных Комитету в бюджете города Москвы на 2009 год на проведение целевых мероприятий межрегионального характера.
"О проведении Дней Москвы в Ярославской области и сессии Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) в городе Ярославле"4.4. Осуществить оплату расходов на приобретение подарков для вручения ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., жителям Ярославской области - участникам битвы под Москвой, многодетным семьям Ярославской области (численностью от 7 до 12 детей); компьютерного оборудования, предназначенного для вручения детям-инвалидам Ярославской области с ограниченными возможностями (37 компьютеров с программным обеспечением); подарков, предназначенных для вручения областным специализированным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет и в пределах средств, предусмотренных Комитету в бюджете города Москвы на 2009 год на проведение целевых мероприятий межрегионального характера.