Мнение аудитора
Подборка наиболее важных документов по запросу Мнение аудитора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Аудиторское заключение по результатам проверки деятельности ООО
(КонсультантПлюс, 2025)"...основания для применения положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации к аудиторскому заключению... отсутствуют, так как аудиторское заключение не является сделкой... аудиторское заключение представляет собой "официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица"..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...основания для применения положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации к аудиторскому заключению... отсутствуют, так как аудиторское заключение не является сделкой... аудиторское заключение представляет собой "официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица"..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть виды аудиторских заключений и какие сведения они содержат
(КонсультантПлюс, 2025)Аудиторское заключение должно содержать, в частности, информацию о том, кому оно адресовано (адресата), мнение аудитора и основание для его выражения, положения об ответственности организации за финансовую отчетность и ответственности аудитора за аудит этой отчетности, а также подпись аудитора, его адрес, дату составления заключения.
(КонсультантПлюс, 2025)Аудиторское заключение должно содержать, в частности, информацию о том, кому оно адресовано (адресата), мнение аудитора и основание для его выражения, положения об ответственности организации за финансовую отчетность и ответственности аудитора за аудит этой отчетности, а также подпись аудитора, его адрес, дату составления заключения.
Нормативные акты
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Факт наличия сложной и запутанной системы закупок, результатом которых неоднократно отмечались факты неэффективного расхода бюджетных средств, в начале 2020 г. отметил премьер-министр Российской Федерации М.В. Мишустин <1>. Немного позднее, по итогам Отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год", Счетная палата Российской Федерации указала на отсутствие по факту эффективной системы регулирования закупок. По мнению аудиторов, это стало возможным по причине недостаточного понимания регуляторами интересов участников закупок, отсутствия единства в подходах к планированию и ценообразованию <2>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Факт наличия сложной и запутанной системы закупок, результатом которых неоднократно отмечались факты неэффективного расхода бюджетных средств, в начале 2020 г. отметил премьер-министр Российской Федерации М.В. Мишустин <1>. Немного позднее, по итогам Отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год", Счетная палата Российской Федерации указала на отсутствие по факту эффективной системы регулирования закупок. По мнению аудиторов, это стало возможным по причине недостаточного понимания регуляторами интересов участников закупок, отсутствия единства в подходах к планированию и ценообразованию <2>.
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)В это же время такой механизм ex post контроля, как деятельность аудиторов контрольно-счетных палат, определяющих эффективность расходования бюджетных средств, оказался ограниченным <61>, поскольку пересмотр ГЧП-соглашения по требованию аудиторов затруднен как в связи с законодательными ограничениями на изменение существенных условий, так и по причине нежелания исполнительного органа или частного партнера вносить такие изменения; при этом расторжение неэффективного, по мнению аудиторов, ГЧП-соглашения возможно только в том случае, если нарушивший его условия публичный партнер возместит инвестиции в полном объеме за короткий промежуток времени после расторжения.
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)В это же время такой механизм ex post контроля, как деятельность аудиторов контрольно-счетных палат, определяющих эффективность расходования бюджетных средств, оказался ограниченным <61>, поскольку пересмотр ГЧП-соглашения по требованию аудиторов затруднен как в связи с законодательными ограничениями на изменение существенных условий, так и по причине нежелания исполнительного органа или частного партнера вносить такие изменения; при этом расторжение неэффективного, по мнению аудиторов, ГЧП-соглашения возможно только в том случае, если нарушивший его условия публичный партнер возместит инвестиции в полном объеме за короткий промежуток времени после расторжения.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Часть 6 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции устанавливала, что сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (ИНН, ОГРН для юридических лиц, СНИЛС при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (ИНН, ОГРН для юридических лиц, СНИЛС при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с данной частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Часть 6 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции устанавливала, что сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (ИНН, ОГРН для юридических лиц, СНИЛС при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (ИНН, ОГРН для юридических лиц, СНИЛС при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с данной частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Действия аудитора, после того как ему стали известны сведения о несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных правовых актов, направлены, во-первых, на достижение им понимания характера такого несоблюдения и обстоятельств, в которых оно было допущено, и, во-вторых, на получение дополнительной информации для оценки возможного влияния такого несоблюдения на финансовую отчетность. В этой ситуации аудитор вправе обсудить данный вопрос с руководством и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Если руководство или лица, отвечающие за корпоративное управление, не обеспечивают предоставление достаточной информации, подтверждающей факт соблюдения организацией законов и нормативных правовых актов, и, по мнению аудитора, влияние нарушения, в котором он подозревает организацию, может оказаться существенным для финансовой отчетности, аудитор должен рассмотреть вопрос о целесообразности получения консультационной юридической помощи.
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Действия аудитора, после того как ему стали известны сведения о несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных правовых актов, направлены, во-первых, на достижение им понимания характера такого несоблюдения и обстоятельств, в которых оно было допущено, и, во-вторых, на получение дополнительной информации для оценки возможного влияния такого несоблюдения на финансовую отчетность. В этой ситуации аудитор вправе обсудить данный вопрос с руководством и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Если руководство или лица, отвечающие за корпоративное управление, не обеспечивают предоставление достаточной информации, подтверждающей факт соблюдения организацией законов и нормативных правовых актов, и, по мнению аудитора, влияние нарушения, в котором он подозревает организацию, может оказаться существенным для финансовой отчетности, аудитор должен рассмотреть вопрос о целесообразности получения консультационной юридической помощи.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Результатом аудита является аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности). Аудиторское заключение должно соответствовать требованиям, предусмотренным стандартами аудиторской деятельности, а также - в отдельных случаях - дополнительным требованиям, установленным Банком России (ч. 3 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности). Если предметом договора является оказание сопутствующих услуг, то по итогам проверки будет составлен отчет или иной документ, не имеющий статуса аудиторского заключения.
(КонсультантПлюс, 2025)Результатом аудита является аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности). Аудиторское заключение должно соответствовать требованиям, предусмотренным стандартами аудиторской деятельности, а также - в отдельных случаях - дополнительным требованиям, установленным Банком России (ч. 3 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности). Если предметом договора является оказание сопутствующих услуг, то по итогам проверки будет составлен отчет или иной документ, не имеющий статуса аудиторского заключения.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Юридически значимые оценки составляют значительную группу юридических фактов. Правовое значение приобретают оценки, получаемые на ЕГЭ, при сдаче экзаменов на водительские права, аудиторские заключения, акты поверок инструментов, заключение о соответствии застройщика требованиям, установленным для привлечения денежных средств по договорам участия в долевом строительстве, и т.д. Решение суда является одним из главных для юриста оценочным утверждением. Эти оценки имеют основным, главным значением вовсе не простое мнение оценивающего (аудитора, учителя и т.д.) о неких фактах (уровне знаний, умений, соответствии приборов требованиям по точности измерений), которые впоследствии могут переоцениваться любым. Специфическим, юридически значимым в них является утверждение оценки, которую другие в своей деятельности должны принимать как данность (является своего рода "законом" для них). Указанное вовсе не исключает возможность подвергнуть такую оценку сомнению, но до официального опровержения в определенной процессуальной форме такая оценка сохраняет свою значимость.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Юридически значимые оценки составляют значительную группу юридических фактов. Правовое значение приобретают оценки, получаемые на ЕГЭ, при сдаче экзаменов на водительские права, аудиторские заключения, акты поверок инструментов, заключение о соответствии застройщика требованиям, установленным для привлечения денежных средств по договорам участия в долевом строительстве, и т.д. Решение суда является одним из главных для юриста оценочным утверждением. Эти оценки имеют основным, главным значением вовсе не простое мнение оценивающего (аудитора, учителя и т.д.) о неких фактах (уровне знаний, умений, соответствии приборов требованиям по точности измерений), которые впоследствии могут переоцениваться любым. Специфическим, юридически значимым в них является утверждение оценки, которую другие в своей деятельности должны принимать как данность (является своего рода "законом" для них). Указанное вовсе не исключает возможность подвергнуть такую оценку сомнению, но до официального опровержения в определенной процессуальной форме такая оценка сохраняет свою значимость.
Готовое решение: Как аудиторы представляют документы и информацию о клиентах в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)Круг лиц, в отношении которых можно запросить информацию, не ограничен. По нашему мнению, у аудиторов могут истребовать сведения как непосредственно о клиенте, так и о его контрагентах. Следовательно, аудитор представит в налоговый орган сведения о компании, даже если его клиентом является ее контрагент.
(КонсультантПлюс, 2025)Круг лиц, в отношении которых можно запросить информацию, не ограничен. По нашему мнению, у аудиторов могут истребовать сведения как непосредственно о клиенте, так и о его контрагентах. Следовательно, аудитор представит в налоговый орган сведения о компании, даже если его клиентом является ее контрагент.